Редкое единство в литературе и в искусствах.
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Совершенно иначе развивалась цивилизация современ-
Ной Европы. Оставляя в стороне все подробности, вгляди-
Тесь в нее, припомните все, что вы знаете о ней, — она тот-
Час же явится перед вами многообразною, запутанною, бур-
Ною; в ней одновременно существуют все формы, все начала
Общественной организации: духовная и светская власть, эле-
Менты теократический, монархический, аристократический,
Демократический; все классы, все состояния общества смеша-
Ны и перепутаны; всюду представляются бесконечно разнооб-
Разные степени свободы, богатства, влияния. И все эти силы
Находятся в состоянии постоянной борьбы, причем ни одна
Из них не получает решительного преобладания над прочими,
Не овладевает безусловно обществом. В древности каждая ве-
Ликая эпоха словно отливала все общества в одну и ту же фор-
Му; преобладание принадлежало то монархии, то теократии
Или демократии, — но господство каждой из этих форм было
Всегда исключительным, безусловным. Современная Европа
Представляет образцы всех систем, всех попыток обществен-
Ной организации: абсолютные и смешанные монархии, тео-
Кратии, республики, более или менее аристократические, су-
Ществуют в ней одновременно, друг подле друга, и несмотря
На все различие их, они все-таки представляют много общего,
В них нельзя не признать чего-то родственного.
В мире идейном и нравственном то же разнообразие, та же
Борьба. Теократические, монархические, аристократические,
Демократические убеждения сталкиваются, борются, ограни-
Чивают, видоизменяют друг друга. Раскройте самые смелые
Средневековые сочинения: никогда идея не доведена в них
До своих последних результатов. Защитники абсолютной вла-
41
UKMzOS {TILYS
Сти внезапно, сами того не замечая, отступают пред следст-
Виями, вытекающими из их учения; они, очевидно, стеснены
Идеями, влияниями, которые останавливают их и не позволя-
Ют им дойти до крайних пределов. Демократы подвергаются
Действию того же самого закона. Нигде мы не видим той не-
Поколебимой отваги, той слепой логики, которые поражают
Нас в древних цивилизациях. В чувствах те же противополож-
Ности, то же разнообразие: весьма энергическое стремление
К независимости рядом с склонностью к подчинению; глубо-
Кая преданность одного человека другому, и в то же время безу-
Держная потребность исполнять свою волю, отбросить всякие
Стеснения, жить одному, не заботясь о других. В ощущениях,
Словом, такие же колебания, как и в самом обществе.
Те же отличительные свойства встречаем мы и в новейшей
Литературе. Нельзя не сознаться, что с точки зрения фор-
Мы и художественности произведения ее во многом уступают
Древним: но в описании мыслей и чувств они стоят неизмери-
Мо выше. Душа человеческая является в них исследованною
И многостороннее и глубже. Отсюда и само несовершенство
Формы. Чем сильнее, многочисленнее материалы, тем труд-
Нее привести их к простой, ясной форме; а в таковой, соб-
Ственно, и заключаются красота, художественность. При раз-
Нообразии идей и чувств европейской цивилизации, гораздо
Труднее достигнуть такой простоты и ясности, какие представ-
Ляют античные произведения.
Следовательно, куда бы мы ни обратились, всюду обнару-
Живается господствующий характер современной цивилиза-
Ции. Он, без сомнения, имеет тот недостаток, что развитие
Всех проявлений человеческого ума, порознь взятых, уступа-
Ет соответствующей стороне развития в древних цивилизаци-
Ях; но зато рассматриваемая в общем европейская цивилиза-
Ция является несравненно выше всякой другой. Она существу-
Ет уже пятнадцать столетий и постоянно прогрессирует; она
Подвигалась вперед далеко не так быстро, как греческая ци-
42
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Вилизация, но зато прогресс ее никогда не прекращался. Она
|