Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Началом цивилизации в ту переходную эпоху. Для исследова-
Ния вопроса о том, что было сделано христианством для со-
Временной цивилизации, какие элементы оно ввело в нее,
Необходимо, следовательно, обратиться к состоянию церкви
В v веке, а не к состоянию религии в собственном смысле сло-
Ва. Чем же в то время была христианская церковь?
Всматриваясь в перевороты, сопровождавшие развитие
Христианства от возникновения его до v столетия, рассмат-
Ривая его — повторяю — исключительно как общество, а не как
Религиозное верование, мы находим, что оно прошло через
Три состояния, существенно различные между собою. Впер-
52
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Вые, в самые первые времена, христианское общество явля-
Ется простым соединением общих верований и чувств; пер-
Вые христиане собираются для взаимного обмена одних
И тех же религиозных чувств и убеждений. Нет еще ни дог-
Матизированного учения, ни свода узаконений, ни дисцип-
Лины, ни сословия духовных лиц. Конечно, нет общества,
Как бы молодо, как бы слабо оно ни было, которое не руко-
Водилось и не одушевлялось бы какою-нибудь нравственною
Силою. В различных христианских общинах были люди, ко-
Торые проповедывали, поучали и нравственно управляли об-
Щиною; но не было ни определенных должностных лиц, об-
Щепризнанного порядка управления: простой союз общих
Верований и чувств — вот первоначальное состояние хри-
Стианского общества. По мере того как оно развивалось, —
А развивалось оно быстро, потому что следы его видны уже
В самых первых памятниках, — само учение стало кодифици-
роваться, постепенно установились правила дисциплины,
Появилась иерархия должностных лиц, из которых одни на-
Зывались пресвитерами, старейшинами, которые впослед-
Ствии стали священниками; другие — епископами, надсмотр-
Щиками, наблюдателями, впоследствии — епископы в смыс-
Ле высших сановников церкви; наконец, третьи — диаконами,
На которых возложено было попечение о бедных и о разда-
Че милостыни. Почти невозможно с точностью определить,
В чем состояли обязанности этих должностных лиц; опреде-
ленных границ между их функциями, вероятно, и не было;
Но начало иерархии и церковной организации было положе-
Но. Эта вторая эпоха отличается тем не менее еще следующим
Характерным признаком: власть, преобладание в обществе
Принадлежит всей общине верующих. Они имеют перевес
Как при избрании должностных лиц, так и при установлении
Нового порядка управления и даже новых догматов. Между
Духовною властью и народом в христианском обществе еще
Нет разделения; они не существуют еще отдельно, независи-
53
UKMzOS {TILYS
Мо друг от друга, и преобладающее влияние в обществе при-
Надлежит еще всему христианскому населению.
Третья эпоха представляет уже нечто совершенно иное. Яв-
Ляется духовенство, отделенное от народа, сословие священ-
Нослужителей, у которого свои средства, свой устав, своя осо-
Бенная организация, одним словом, настоящее правительст-
Во, составляющее само по себе целое общество, снабженное
Всеми средствами к независимому существованию, независи-
Мому от того общества, на которое оно действует и на которое
Распространяет свое влияние. Такова третья эпоха в истории
Христианской церкви, таково состояние, в котором она явля-
Ется в начале v века. Церковное правительство еще не вполне
Отделено от народа, — подобное полное отделение и невозмож-
Но, в особенности в религиозном обществе, — но во взаимных
Отношениях духовенства и верующих духовенство господству-
Ет и господствует почти безотчетно.
Сверх того, христианское духовенство обладало еще совер-
Шенно другим средством влияния. Епископы и вообще духов-
Ные лица сделались главными муниципальными сановниками.
Мы видели, что, собственно говоря, от Римской империи оста-
|