Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Ствие притеснений деспотизма и упадка городов, куриалы или
Члены муниципальных организаций впали в уныние и апатию,
А епископы и все вообще христианские священнослужители,
Исполненные жизни и рвения, сами собою вызвались наблю-
Дать за всем, руководить всем. Несправедливо было бы упрекать
Их за это, обвинять в узурпации власти: таков был естественный
Ход событий. Одно только духовенство было исполнено нравст-
Венной силы и жизни, — оно всюду сделалось всемогущим.
Этот переворот отразился на всем законодательстве импе-
Раторов того времени. Раскрыв кодексы Феодосия или Юсти-
Ниана, вы найдете множество распоряжений, которыми муни-
Ципальные дела передаются в заведывание духовенства и епи-
скопов. Вот некоторые из них:
54
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Код. Юст. i, 1, tt. iv, De episcopali audientia, 26. ≪ Что касается до текущих
Дел городов (будет ли то касаться обыкновенных городских доходов
Или городских капиталов, подаренных или завещанных частными лица-
Ми, или образовавшихся из какого-либо другого источника, — будут ли
рассматриваться вопросы об общественных работах, провиантских
Магазинах, водопроводах, о содержании бань, пристаней, о построй-
Ке стен, башен, о возобновлении мостов и дорог, о тяжбах, с которы-
Ми могут быть связаны общественные или частные интересы города,
То мы повелеваем следующее: благочестивейший епископ и три чело-
Века с добрым именем, из первых людей города, соединятся и будут
Ежегодно осматривать произведенные работы; они будут заботиться,
Чтобы лица, которые руководят или руководили работами, измеря-
Ли бы их со всею точностью, отдавали бы в них отчет и доказывали бы,
Что они удовлетворительно исполнили свои обязательства в отноше-
Нии к администрации как по предмету общественных сооружений, так
и сумм, назначенных на припасы и бани, или расходов на содержание
дорог, водопроводов и проч. ≫.
Там же. 30. ≪ В отношении попечительства над молодыми людьми пер-
Вого или второго возраста и над всеми теми, кому закон дает попечи-
Телей, если их состояние не превышает 500 золотых (auri), мы пове-
Леваем, чтобы не было ожидаемо разрешения президента провинции,
Потому что это повело бы к значительным издержкам, особенно когда
Президент не живет в том городе, где должно быть учреждено попе-
Чительство. В этих случаях определение попечителей или опекунов
должно зависеть от правителя города… по соглашению с благочести-
Вейшим епископом и другими лицами, облеченными общественными
должностями, если в городе их несколько ≫.
Там же, i, 1, tt. v, De defensoribus, 8. ≪ Мы желаем, чтобы защитники
Городов, хорошо знакомые с святыми тайнами православной веры,
Избирались и утверждались почтенными епископами, священнослу-
Жителями, знатнейшими лицами, собственниками и куриалами. Что
Касается до введения их в должность, то для этого должно обращаться
55
UKMzOS {TILYS
К славному могуществу префекта претории, дабы власть их почерпала
в его санкции более твердости и силы ≫.
Я мог бы указать много других подобных этим законов; вы вез-
Де увидели бы тот факт, что между муниципальным устрой-
Ством Древнего Рима и Средних веков лежит церковное му-
Ниципальное устройство. Преобладание духовенства в город-
Ских делах заменило влияние древних муниципальных властей
И предшествовало организации новейших общин.
Понятно, до какой степени увеличение власти христиан-
Ской церкви содействовало, с одной стороны, самое внут-
Реннее устройство ее, влияние ее на христианское народона-
Селение, а с другой стороны, участие ее в гражданских делах.
Вследствие этого она с тех пор и влияла так сильно на характер
И развитие современной цивилизации. Попытаемся сделать
Обзор тем элементам, которые она внесла в эту цивилизацию.
Прежде всего нельзя не признать огромным преимущест-
|