Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религия, сопряженная с целою правительственною системою,Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Имеет скорее вредное, нежели полезное влияние. По их мне- Нию, религия есть чисто личное отношение человека к Богу, И всякий раз, когда она теряет этот характер, когда между че- Ловеком и предметом религиозных верований, т. е. Богом, ста- Новится внешний авторитет, всякий раз религия искажается, И обществу угрожает опасность. Мы не можем оставить без рассмотрения этот вопрос. Что- Бы понять влияние христианской церкви, надо знать, в чем со- Стоит вообще влияние церкви, духовенства по самому свойству этого учреждения. Необходимо прежде всего определить, со- Ставляет ли религия явление чисто индивидуальное, вызыва- Ет ли, порождает ли она что-нибудь кроме интимных отноше- Ний человека к Богу; становится ли она между людьми источ- 112 X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K Ником новых отношений, из которых необходимо образуется Религиозное общество со своим особым правительством. Если ограничивать религию религиозным чувством в соб- Ственном смысле слова, вполне реальным, но в то же время Несколько смутным, несколько неопределенным, единствен- Ною характеристикою которого могло бы служить само его Имя, чувством, обращающимся то к внешней природе, то к за- Таенным сторонам души человеческой, сегодня к поэзии, зав- Тра к тайнам будущего, чувством, блуждающим повсюду, везде Ищущим себе удовлетворения и нигде не останавливающим- Ся, — повторяю, если ограничивать религию таким чувством, То она по необходимости должна остаться чисто индивидуаль- Ною. Подобное чувство может, конечно, вызвать людей к мгно- Венной ассоциации; оно может, должно даже, находить насла- Ждение в симпатии, питаться и укрепляться ею; но по своей Колеблющейся, изменчивой природе, оно никогда не сдела- Ется началом прочного обширного союза, не применится ни- Какой системе правил, обрядов, форм; одним словом, не соз- Даст ни религиозного общества, ни соответствующей ему пра- Вительственной системы. Но, если я только не ошибаюсь, такое религиозное чувст- Во не составляет полного выражения религиозной природы Человека. Я думаю, что религия есть нечто совершенно иное И притом гораздо более важное. В природе, в судьбе человека есть задачи, разрешение ко- Торых находится вне пределов земной жизни, которые связа- Ны с порядком вещей, недоступным видимому миру; а между Тем они непреодолимо тревожат душу человека, стремящегося Во что бы то ни стало к разрешению их. Разрешение этих за- Дач, верования, догматы, заключающие или по крайней мере Имеющие притязание заключать в себе такое разрешение, — Вот первый объект, первый источник религии. К ней ведет еще другая дорога. Для тех из вас, кто хотя сколь- Ко-нибудь изучал философию, очевидно, я думаю, что нравст- 113 UKMzOS |STYS Венные идеи существенно отличны от религиозных, что поня- Тие о добре и зле, обязанность избегать зла и делать добро, — Суть законы, которые человек находит в собственной своей Природе, подобно законам логическим; источник их — в самом Человеке, применение их — в его действительной жизни. Но Из этих фактов необходимо рождается вопрос: где происхож- Дение нравственности, и к чему ведет она? Эта обязанность де- Лать добро, существующая сама по себе, представляет ли она Независимый от всего факт, без причины и цели? Не скрыва- Ет ли она, или лучше сказать, не указывает ли она человеку На его происхождение, на его назначение, выходящее за пре- Делы этого мира? Вопрос этот является сам собою, он неизбе- Жен, чрез него именно нравственность и приводит человека К религии, открывает ему ту божественную сферу, с которою Она сама состоит в тесном единстве. Таким образом, с одной стороны, сама человеческая при- Рода, с другой — необходимость найти происхождение — цель Нравственности, составляют неиссякаемые источники рели- Гии. Область религии содержит в себе не одно только простое
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.007 с.) |