Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Висимости от ее учения. Богословский дух — это как бы кровь,

Поиск

Протекающая в жилах новой Европы, до появления Бэкона

И Декарта. Бэкон в Англии и Декарт во Франции в первый раз

Отвели разум с богословского пути.

Тот же факт мы встречаем во всех отраслях литературы:

И там беспрестанно проявляются богословские обычаи, чув-

Ства, язык.

Вообще говоря, это влияние было благодетельно; оно

Не только способствовало и воодушевляло умственное дви-

Жение в Европе, но учения и правила, во имя которых цер-

Ковь руководила этим движением, несравненно превосхо-

Дили все то, что было известно древнему миру. Здесь было

В одно и то же время и движение, и прогресс.

Кроме того, свойство христианской церкви сообщило раз-

Витию человеческого духа в новом мире такую обширность,

Такое разнообразие, какого оно до того времени никогда

Не имело. На Востоке разум находится в полной зависимости

От религии; в Греции он почти исключительно ограничивает-

Ся земною жизнью человека; на Востоке пренебрегают, мож-

146

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Но сказать, человеком, его природою, его земным существо-

Ванием; в Греции главное место занимает человек со своими

Страстями, наслаждениями, чувствами, мирскими интереса-

Ми. В настоящее время разум, в его новейшем направлении,

Запечатлен в одно и то же время и божественным, и челове-

Ческим характером. Человеческие чувства и интересы зани-

мают важное место в наших литературах; однако в них на ка-

Ждом шагу встречается и религиозное направление человека,

Та сторона его существования, которая соединена с иным, не-

Земным миром. Оба великих источника развития и прогрес-

Са — человечество и религия — шли вперед в одно и то же время,

И влияние церкви, несмотря на все тиранические действия,

Сопряженные с ним, в умственном отношении более разви-

Вало, чем сдерживало, более расширяло, чем стесняло разви-

Тие человечества.

С политической точки зрения влияние церкви представля-

Ется нам совсем в другом виде. Конечно, способствуя смягче-

Нию чувств и нравов, уничтожая множество варварских обы-

Чаев, церковь могущественно содействовала усовершенство-

Ванию общественного быта, но собственно в политическом

Мире, в отношениях правительства к подданным, власти —

К свободе, влияние ее, вообще говоря, едва ли было благоде-

Тельно. С этой стороны церковь постоянно являлась предста-

Вительницею и покровительницею двух систем, или теокра-

Тической, или римско-императорской, т. е. деспотизма либо

В религиозной, либо в гражданской форме. Возьмите все уч-

Реждения, все законодательство церкви, ее постановления (ка-

Ноны), судопроизводство, — господствующим началом всюду

Представится вам либо теократия, либо империя. Ослабевая,

Церковь обращалась за помощью к абсолютной власти импера-

Торов; укрепляясь, она гордо требовала этой власти для самой

Себя, во имя своего духовного могущества. Не следует останав-

Ливаться на некоторых отдельных случаях и фактах. Конечно,

Церковь часто держала сторону народных прав против дурного

147

UKMzOS.KWTYS

Управления государей, часто даже одобряла и вызывала восста-

Ние. Часто также она защищала пред государями права и инте-

Ресы народов. Но когда между властью и свободою возгорался

Спор о политических гарантиях, когда дело шло об установле-

нии системы прочных учреждений, которые бы действительно

Оградили свободу от насильственных притязаний власти, тогда

Церковь обыкновенно принимала сторону деспотизма.

Мы не должны слишком сильно восставать против челове-

Ческой слабости духовенства или против других неизбежных

Недостатков церкви. Причина всего этого более глубокая.

В чем заключаются требования какой бы то ни было ре-

Лигии? Ее цель управлять человеческими страстями и волею.

Всякая религия есть власть, правительство, сила, останавли-

Вающая и усмиряющая человека. Во имя божественного зако-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.009 с.)