Мерения была слабость человеческой природы; оно имело 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мерения была слабость человеческой природы; оно имело



И другие, более глубокие и важные причины.

Когда в мире идей господствует свобода, тогда человеческая

Совесть и мысль не подчинены власти, которая бы оспарива-

Ла у них право свободного обсуждения и решения, которая бы

Употребляла против них силу; когда нет внешнего, твердо уста-

Новившегося духовного правительства, которое бы домогалось

Права предписывать мнения и пользовалось этим правом, то-

Гда едва ли может возникнуть идея преобладания духовной

Власти над светскою. Таково, отчасти, современное положе-

Ние. Но когда — как это было в x веке — существует правительст-

Во духовного мира, когда мысль и совесть подчинены законам,

учреждениям, властям, присвоившим себе право приказы-

Вать и принуждать, одним словом, когда духовная власть уст-

Роена твердо и прочно, когда она, во имя права и силы, дей-

Ствительно овладела человеческим разумом и совестью, тогда

Она, естественно, должна предъявить притязания на господ-

ство над светскою властью. ≪ Как! Я имею право, имею влия-

Ние на все, что только есть в человеке возвышенного и незави-

Симого, на его мысль, волю, совесть, а между тем не буду иметь

Господства над его внешними, материальными, мирскими ин-

тересами! Неужели я, орган справедливости и истины, не могу

Определить и светские, мирские отношения сообразно с спра-

ведливостью и истиною? ≫ В силу одного этого умозаключения,

Духовная власть должна была стремиться к вторжению в об-

Ласть светской власти. И это тем более, что духовный мир об-

Нимал собою в то время решительно все стороны развития че-

Ловеческого духа. Была только одна наука — богословие, один

130

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Духовный мир — богословский; все другие науки: риторика,

Арифметика, даже музыка — были не чем иным, как отраслями

Богословия. Находясь таким образом во главе всей умственной

Жизни людей, духовная власть, естественно, должна была стре-

Миться к общему владычеству над миром.

К тому же влекла ее и другая причина: ужасное состояние

Мира, насилие, неправда, господствовавшие в гражданском

Правительстве тогдашних обществ. В рассматриваемую нами

Эпоху, светская власть была грубою силою, неукротимым гра-

Бежом. Церковь, как ни несовершенны были еще ее поня-

Тия о нравственности и справедливости, стояла несравненно

Выше такого светского правительства; голос народов посто-

Янно призывал ее занять его место. Когда папы или еписко-

Пы провозглашали, что такой-то государь потерял свои вер-

Ховные права, что подданные его разрешены от данной ими

Присяги на верность — это вмешательство, без сомнения, слу-

Жившее поводом к важным злоупотреблениям, в некоторых

Отдельных случаях нередко бывало законно и благотворно. Во-

Обще, когда люди были лишены свободы, место ее всегда за-

Ступала для них религия. В x веке народы не были в состоянии

Защищать свои права от злоупотреблений светской власти; ре-

Лигия принимала их сторону во имя веры. В этом заключает-

Ся одна из причин, наиболее содействовавших победам тео-

Кратического начала.

Третья, слишком мало, по моему мнению, исследованная

Причина того же явления — это положение владык церкви,

Многоразличное значение, которое они имели в обществе.

С одной стороны, они были прелатами, членами духовенст-

Ва, представителями духовной власти и, следовательно, неза-

Висимы; с другой стороны, они были вассалами и в качест-

Ве таковых не чуждыми гражданского феодализма. Это еще

Не все: будучи вассалами, они были и подданными; многое

Из древних отношений римских императоров к епископам

Перешло в отношения духовенства к варварским государям.

131

UKMzOS |STYS

Вследствие целого ряда событий, изложение которых потре-

Бовало бы слишком много времени, епископы считали вар-

Варских государей отчасти преемниками римских императо-

Ров и наследниками прав их. Итак, высшие члены духовенства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.009 с.)