Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На она обуздывает человеческую природу. Следовательно, она
Имеет дело главным образом со свободою человека: в этой сво- Боде встречается сопротивление, ее старается победить она. Такова задача религии, ее назначение, ее надежда. Правда, направляя свои усилия против человеческой сво- Боды, стараясь подчинить себе волю человека, религия может Действовать на человека одним только нравственным средст- Вом — им же самим, его волею и свободою. Прибегая к другим Внешним средствам, к силе, обольщению, одним словом, к ме- Рам, чуждым свободному участию и согласию человека, рели- Гия обходится с человеком, как с водою, ветром, как со всякою Чисто материальною силою; тогда она не идет к своей цели, Не приобретает власти над волею и не управляет ею. Для того Чтобы религия действительно соответствовала своему назна- Чению, нужно, чтобы она была принята свободною волею че- Ловека; нужно, чтобы человек подчинялся ей добровольно, Непринужденно, в самом подчинении сохраняя свою свободу. Вот двойственная задача, которую должна решить религия. Но она слишком часто не понимала этой задачи, видела В свободе не средство, а препятствие, забывала свойство той 148 X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K Силы, на которую действовала, и с душою человека обраща- Лась, как с материальною силою. Вследствие такого заблужде- Ния, ей почти всегда приходилось принимать сторону власти, Деспотизма, против свободы человека: видя в этой свободе Не что иное, как сильного врага, она старалась скорее обуз- Дать, нежели обеспечить ее. Если бы церковь отдавала себе Ясный отчет в своем образе действий, если бы она не увлека- Лась естественным, но опасным заблуждением, то она увиде- Ла бы, что для нравственного ограничения свободы необхо- Димо обеспечить ее, что религия может и должна действовать Одними только нравственными средствами; она стала бы ува- Жать человеческую волю, стараясь управлять ею. Она забыва- Ла все это, и духовная власть сама потерпела от того столь же Сильно, как и свобода. Этим я закончу исследование главных последствий влияния
Церкви на европейскую цивилизацию; я представил их в сле- Дующем двойственном результате: великое и благотворное Влияние на умственный и нравственный мир человека и влия- Ние более вредное, чем полезное, на мир политический. Теперь Мы должны подтвердить наши положения фактами, оправдать Историей то, что вывели из самой природы и состояния цер- Ковного общества. Посмотрим, какова была судьба христиан- Ской церкви от v до xii века, развивались ли вышеупомянутые Начала и результаты так, как это предположено мною. Не предполагайте, чтобы эти начала и последствия появля- Лись одновременно и с такою же ясностью, с какою я изложил Их. При изучении давно минувших веков, весьма часто впада- Ют в важную ошибку, забывают нравственную хронологию, за- бывают — странная забывчивость! — что отличительный харак- Тер истории есть последовательное развитие. Возьмем жизнь Какого-либо великого человека — Кромвеля, Густава Адольфа, Кардинала Ришелье. Он выступает на историческое попри- Ще, подвигается вперед, приближается к цели; он испытыва- Ет на себе влияние великих событий и сам в свою очередь про- 149 UKMzOS.KWTYS Изводит влияние на них; наконец, он доходит до конца своего Поприща; тогда только мы узнаем его таким, каким он, словно После долгой работы, вышел из рук Провидения. Между тем В начале своей деятельности он не был тем, чем мы его видим Впоследствии; ни в одну из отдельных минут его жизни не най- Дем мы в его характере совершенной полноты и оконченно- Сти; он образовался, выработался постепенно, последова- Тельно. Люди развиваются в нравственном отношении точно так же, как и в физическом; они изменяются с каждым днем; В духовной природе их беспрестанно совершаются переворо- Ты. Кромвель 1650 года не был Кромвелем 1640 года. Конечно,
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.007 с.) |