Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
Содержание книги
- В. Л. Глазычев, Л. Г. Ионин,
- А. Ф. Филиппов, Р. З. Хестанов
- Большое влияние и содействовал репрессивной политике.
- На самом же деле, с точки зрения современной истори-
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
Нашими глазами. В следующей лекции я постараюсь выяс-
Нить, какая участь постигла эти элементы, и что они произве-
Ли в эпоху, обыкновенно называемою варварскою, т. е. в эпо-
ху Великого переселения народов.__ ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
Притязание различных систем на законность. — Что такое политическая
Законность? — Совместное существование всех образов правления в V веке. —
Непрочность положения лиц, собственности и учреждений. — Две причины
Ее: одна внешняя — продолжавшееся нашествие варваров, другая — нравствен-
Ная — эгоистическое чувство индивидуальности, свойственное варварам. —
Началами цивилизации были: потребность порядка, предания Римской
Империи, христианская церковь, варвары. — Попытки организации, сделан-
Ные варварами, городами, христианскою церковью, Карлом Великим, Альф-
Редом. — Прекращение нашествий германцев и арабов. — Начало феодального
Строя.
Мы выяснили основные элементы европейской цивилизации
В том виде, в каком они представляются в самой ее колыбели,
В эпоху падения Римской империи. Я старался выяснить, как
Сильно было их различие, их постоянная борьба, каким обра-
Зом ни один из них не достиг преобладания в общественном
Строе, по крайней мере, не достиг его в такой мере, чтобы
Подчинить себе все другие элементы или вытеснить их. Мы
Видели, что в этом заключается отличительный характер ев-
Ропейской цивилизации. Теперь мы приступаем к изучению
Первоначальной ее истории, к изучению тех веков, которые
Принято называть варварскими.
Уже при самом поверхностном обозрении этой эпохи, бро-
Сается в глаза факт, состоящий, по-видимому, в противоре-
Чии с тем, что высказано нами в предыдущей лекции. Ис-
Следуя понятия, установившиеся относительно зачатков об-
64
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Щественного строя Европы, вы тотчас же заметите, что все
Разнообразные элементы нашей цивилизации, все принци-
Пы: монархический, теократический, аристократический, де-
Мократический, — претендуют на то, что европейское общест-
Во первоначально подчинялось исключительному господству
Каждого из них и что каждый же из них лишился своего гос-
Подства только вследствие насилия других, противополож-
Ных принципов. Изучая все, что было писано и высказано
По этому предмету, мы убедимся, что каждая из систем, с по-
Мощью которых старались характеризовать или объяснить
Первобытное состояние Европы, отстаивает исключительное
Преобладание того или другого элемента европейской циви-
Лизации.
Таким образом, существует школа феодальных публици-
Стов, из которых самый известный, Буленвиллье, утверждает,
Что после падения Римской империи вся власть, все права пе-
Решли к завоевателям, из которых впоследствии образовалось
Дворянство, что общество подчинялось господству дворянст-
Ва, что господство это было разрушено королями и народом,
Что аристократическая организация есть истинная, первона-
Чальная форма общественного устройства Европы.
Наряду с этой школою вы найдете школу монархических
публицистов, аббата Дюбо, например, которые утверждают,
Что европейское общество было подчинено господству коро-
Левской власти. Германские короли, говорят они, наследова-
Ли все права римских императоров; короли эти были даже
Призваны древними народами, между прочим, галлами; они
Одни господствовали законно, и всякое преобладание аристо-
Кратии было только насильственным посягательством на пре-
Обладание монархии.
Третья школа — школа публицистов-либералов, республи-
Канцев, демократов, назовите их как угодно. По мнению аб-
Бата де Мабли, управление обществом, уже начиная с v века,
принадлежало свободным учреждениям, собранию свобод-
65
UKMzOS TLKTVS
Ных людей, народу, в собственном смысле этого слова; дво-
ряне и короли обогатились за счет первоначальной свободы;
|