Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
Содержание книги
- Находится в связи с одними и теми же основными началамии стремится к одним и тем же результатам. Итак, европейская цивилизация существует; исследование ее и составляет предмет наших лекций.
- Замечу тут же, что история эта выше всех прочих, что она обнимает собою все другие.
- Которые по самой сущности своей должны быть соединены между собою, действительно соединяются в одном общем слове.
- Совершенно разрозненно, без всякого взаимодействия; они не оставляют никаких следов существования; следующие друг
- Таково, если не ошибаюсь, естественное и общеупотребительное значение слова цивилизация; таков факт — не скажу окончательно определенный — но описанный, приведенный
- Но вглядываясь глубже, нельзя не заметить связи, соединяю-
- Всего человека, или же он носит в себе самом нечто высшее его земного существования.
- Suave, mari magno, turbantibus aequora ventis,
- Мятниках, во всем, что осталось от египетской цивилизации.
- Редкое единство в литературе и в искусствах.
- Видит пред собою бесконечную арену и, со дня на день, стре-
- Тера европейской цивилизации, то он тотчас же приобретет
- Ное общество и до некоторой степени успела в том. В период
- И истины. Кроме того, учреждая в городе Константина3 ежегодные
- Новении Рима — преобладание муниципального устройства
- Ду ними и римским миром, связью, соединительным звеном,
- Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
- Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
- Дать себе отчет в этом состоянии. Мы довольно легко пони-
- Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
- Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
- Она пала под их ударами, но царила до них.
- Мы непременно встречаем силу. Я не говорю, чтобы все власти
- Вать, что право руководить общественными явлениями, что
- Сколько-нибудь правильны, постоянны? Ничуть. Вы беспре-
- Новались варварские государства, но этим еще не окончилось
- Территории постоянный беспорядок. Народы беспрерывно
- Ма его волнует потребность правосудия, мудрости, развития.
- Успех этой попытки не мог быть велик, потому что кодифи-
- Его господствующею идеею была цивилизация народов. Возь-
- На запад. Неопровержимым доказательством тому служат нор-
- Мы изучили состояние Европы после падения Римской им-
- К лицу с отвлеченной истиной, что факты могут быть сближе-
- Вошли в феодальную область, все мельчайшие факты обыден-
- Мена в отношении к характеру и ходу цивилизации. Преобла-
- Его собственного имени. Как сильно должно было быть влия-
- Мало. Не в недрах ли феодальной семьи развилась, наконец,
- Вольно принимали его. Деспотизм теократический, деспо-
- Вам известно, какие связи соединяли феодальных владель-
- Стоянного, независимого управления. Ясно, что при таком
- Му федеративную, систему представляющую каждой отдель-
- Понять, что в феодальную эпоху не было и не могло быть ни-
- Ки пытались возвысить феодализм как общественную систе-
- Как я уже заметил, я предполагаю рассмотреть не христианство
- Религия, сопряженная с целою правительственною системою,
- Чувство, описанное нами; она представляет совокупность: 1)
- Ют свое призвание точно так же, как и полководцы. Итак, ду-
- Ребляющие всего чаще принудительную силу, успевают вообще
- Ным: первое, чтобы власть всегда находилась — по крайней мере
- Ствует каста. В известные эпохи и до известной степени про-
Движение варварских народов. Оно продолжалось еще долго
После падения империи; доказательства очевидны.
73
UKMzOS TLKTVS
Уже первая династия франкских королей вынуждена вес-
Ти постоянную войну по ту сторону Рейна: Клотарь, Дагобер
Беспрестанно предпринимают походы в Германию, борются
С тюрингами, датчанами, саксами, занимавшими правый бе-
Рег Рейна. Почему? Потому что все эти народы стремятся пе-
Рейти через реку и захватить свою долю из остатков импе-
Рии. Откуда происходят в то же время обширные вторжения
В Италию франков, поселившихся в Галлии, особенно восточ-
Ных франков? Они бросаются в Швейцарию, переходят Аль-
Пы, являются в Италии. Почему? Потому что с северо-востока
Их теснят иные народы. Походы их не простые набеги с целью
Грабежа — они вынуждены необходимостью; народ, тревожи-
Мый в своих владениях, идет искать счастия в другие страны.
На арене исторического мира является новая германская на-
Ция и образует в Италии Лангобардское королевство. В Гал-
Лии переменяется франкская династия: Меровингам насле-
Дуют Карловинги; теперь признано, что эта перемена дина-
Стии в сущности была не чем иным, как новым вторжением
Франков в Италию, движением народов, вследствие которого
Восточные франки вытеснили западных. Перемена соверши-
Лась; господствует вторая раса; Карл Великий действует про-
Тив саксов точно так же, как Меровинги действовали против
Тюрингов: он в беспрерывной войне с этими зарейнскими на-
Родами. Кто теснит их к нему навстречу? Оботриты, вильк-
Цы, сарабы, богемцы, все славянское племя, тяготеющее над
Германским и заставляющее его, в промежуток времени меж-
Ду vi и ix столетиями, отодвинуться далее на запад. Повсюду
На северо-востоке движение народов продолжается и имеет
Решающее влияние на ход событий.
На юге обнаруживается движение такого же рода: появля-
Ются арабы. В то время, когда по течению Рейна и Дуная друг
Друга теснят германские и славянские народы, на берегах Сре-
Диземного моря начинаются набеги и завоевания арабов. На-
Шествие арабов носит совершенно своеобразный характер.
74
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Оно соединяет в себе дух завоевания и дух прозелитизма. На-
Шествие предпринимается с двоякою целью: покорить терри-
Торию и распространить веру. Между этим движением и дви-
Жением германцев весьма важное различие. В христианском
Мире духовная сила отделена от материальной. Потребностью
Религиозной пропаганды и жаждою завоеваний одушевлены
Там не одни и те же люди. Германцы, приняв крещение, сохра-
Нили свои нравы, чувства, наклонности; земные страсти и ин-
Тересы продолжали господствовать в них; они сделались хри-
Стианами, но не миссионерами. Арабы, напротив того, были
В одно и то же время и завоевателями, и миссионерами; в од-
Них и тех же руках соединялась у них сила меча и сила пропо-
Веди. Это обстоятельство впоследствии придало гибельное на-
Правление мусульманской цивилизации: тирания, нераздель-
Ная, по-видимому, с этою цивилизациею, произошла именно
От единства властей духовной и светской, от слияния нравст-
Венного авторитета и материальной силы. В том же, я думаю,
Заключается и главная причина застоя, в который повсюду впа-
Ла мусульманская цивилизация. Но все эти результаты обнару-
Жились не вдруг. Сначала вторжение арабов отличалось изуми-
Тельною силою. Руководимые духовными страстями и идеями,
Оно началось с блеском и величием, чуждыми нашествию гер-
Манцев, развилось с большою энергиею и энтузиазмом и про-
Извело на умы несравненно более сильное впечатление.
Таково было в промежуток между v и ix столетиями положе-
Ние Европы, теснимой с юга магометанами, с севера — герман-
Цами и славянами. Ясно, что противодействие такому двой-
Ному вторжению должно было поддерживать в европейской
|