Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективный компонент диагностикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Объективные данные включают в себя тщательное соматоневрологическое обследование, дополненное лабораторными данными, такими как общий анализ крови, анализ мочи, рентгенография грудной клетки, электрокардиограмма, исследование крови на содержание фармакологических веществ (см. разд. "Значение лабораторных исследований" данной гл.). Все эти исследования проводятся в обязательном порядке при поступлении в стационар, а в амбулаторных условиях врач может избирательно назначать те из них, которые он считает необходимыми в данный момент. Оценка психического статуса является наиболее важной частью данного этапа диагностики и позволяет оценить особенности чувств, поведения и мышления больного в процессе осмотра ("поперечный срез", в отличии от лонгитудинальной оценки динамики состояния). Клиническое наблюдение начинается с оценки внешнего вида и поведения, включая аффект (т.е. описание эмоциональных реакций по степени их выраженности, качества, соответствия происходящему, продолжительности) и настроение (т.е. ведущего эмоционального фона). Необходимо учитывать, что фон настроения и внешние аффективные проявления иногда могут не совпадать и это расхождение между ними создает дополнительные диагностические трудности. Процесс мышления, включая особенности памяти и ориентировки, отражает индивидуальную способность или неспособность воспринимать идеи, а также логично и понятно их излагать. Содержание мышления предполагает оценку существа представлений и умозаключений и их нарушений — навязчивых мыслей, фобий, иллюзий, бредовых идей и галлюцинаций. Оценка памяти и ориентировки является принципиально важной для дифференцирования психических и соматоневрологических заболеваний. Достаточно легко можно оценить такие функции памяти, как запоминание текущих событий и хранение информации, а также ориентировку во времени, месте, собственной личности, пространстве и ситуации. Если при этом допустить, что существующий у больного уровень тревоги не влияет на характер ответов, то обнаруживаемые изменения памяти и ориентировки будут указывать на обратимые или необратимые нарушения определенных мозговых функций. Интеллектуальный уровень данного больного оценивается в контексте социальных условий и полученного им образования. Лучшим способом изучения интеллектуальных особенностей больного и его способности делать практически значимые суждения является моделирование проблемной ситуации, связанной со знакомыми для него жизненными обстоятельствами. Понятие самооценки (insight) может иметь много смысловых уровней. Можно оценивать просто формальные объяснения пациента о том, как и почему он оказался в данной ситуации. Или же речь может идти о более сложных представлениях личности о причинно-следственных взаимоотношениях, которые привели к возникновению данной ситуации. Способность к абстрактному мышлению — это способность к обобщению, которая может быть оценена исходя из того, как человек может находить подобия, толковать поговорки и понимать юмор. В итоге можно сказать, что в оценке психического статуса выделяется несколько аспектов познавательной деятельности. При этом предполагается, что каждый из этих аспектов и его составляющие оцениваются с помощью адекватных методик, не искажающих проявление других психических функций. Подобный подход требуется и при описании личностных особенностей пациента как по субъективной информации, так и по результатам объективного наблюдения эмоций, процессов мышления и поведения. ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА Следующим шагом после получения необходимой объективной и субъективной диагностической информации будет установление предварительного диагноза, включая по возможности соображения по каждой из пяти основных осей диагностики (DSM-IV) и дополнительные предложения по дифференциальной диагностике (см. Приложение). Цели данной диагностической оценки следующие: • Кратко сформулировать особенности состояния больного. • Соотнести состояние больного с современными научными представлениями, что позволяет обосновать соответствующее лечение. • Указать, к какой категории психопатологических состояний относится данный случай, что дает возможность для проведения научных исследований. • Представить размер оплаты предполагаемых услуг. Основой первичной оценки является описание феномена (например, тревога без упоминания этиологических моментов). Эта оценка затем развертывается в форме первичного диагностического предположения (фобическое расстройство) и в виде возможных дифференциально-диагностических соображений, требующих дальнейшей разработки (например, исключения гипертиреоидизма, ажитированной депрессии). Таким образом, в практической медицине процесс диагностики напоминает процесс формулирования гипотезы в науке. Значимость диагноза (или гипотезы) тем выше, чем больше сведений из данной истории болезни он учитывает и объясняет (появление симптомов, их дальнейшая динамика, реакция на проводимое лечение). Если лечение, разработанное на основе данного диагноза, не приводит к приемлемым результатам, то такой диагноз должен быть пересмотрен, т.е. точно так же, как в научно-исследовательской работе пересматривается гипотеза. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛЕЧЕНИЯ Последним этапом и соответственно вершиной диагностики является разработка плана первичной терапии, включая определение возможной роли психофармакотерапии. Сначала требуется решить вопрос о необходимости дополнительных диагностических сведений. Обычно это предполагает подтверждение уже полученных данных сведениями со слов родственников; назначение дополнительного психологического тестирования и различных дополнительных исследований соматической и неврологической сферы. Все это позволяет уточнять сложившиеся диагностические соображения. Часто возникает ситуация, когда требуется планировать лечение с учетом нескольких заболеваний. В некоторых случаях лечением может являться сама госпитализация, когда больного требуется просто изъять из психо-травмирующей ситуации, а щадящая и поддерживающая обстановка в стационаре позволит восстановить его психологическое равновесие. Наиболее часто применяемыми видами терапии являются: • Психотерапия (например, индивидуальная, семейная). • Социотерапия (например, восстановительная, трудовая и др.). • Фармакотерапия (например, анксиолитики, антидепрессанты, антипсихотики). • Немедикаментозная биологическая терапия (например, электросудорожная терапия). Хотя в данной книге в первую очередь рассматриваются проблемы психофармакотерапии, мы также будем обсуждать и другие виды лечения, поскольку их применение часто является залогом успеха проводимых терапевтических мероприятий. Диагностические подходы В настоящее время выбор лечения определяется только существующими клиническими диагностическими категориями. Конечно, в идеале необходимо стремится к тому, чтобы эти симптомы рассматривались как психические проявления нарушений конкретных функций мозга, а выработка плана лечения исходила бы из представлений об этих измененных процессах. В этой книге мы пытаемся разработать схему определения первичного лечения и, при его неудовлетворительных результатах, выбора последующих вариантов терапии. Изначально в своих лечебных рекомендациях мы исходим из существующей нозологической диагностики. Мы также будем приводить клинические случаи, которые не могут трактоваться в рамках одной диагностической категории или у которых син-дромологически обоснованное лечение оказалось неудачным. Там, где это возможно, мы будем предлагать лечение, основанное на сведениях о патофизиологических механизмах психических расстройств. Эти действенные модели будут основываться на специфике симптоматики и ее реакции на предшествующие терапевтические вмешательства. Приведенный ниже гипотетический пример демонстрирует возможную ситуацию, когда синдромологический подход себя не оправдывает. Клинический пример: Больной жалуется на раздражительность и вспыльчивость. Эти симптомы не всегда соответствуют диагностическим понятиям оси I и II. Клиницист может рассматривать их как проявление циклотимии и предлагает лечение стабилизаторами настроения, такими как литий. При отсутствии результатов целесообразно последующее назначение карбамазепина или вальпроата натрия. Если эти симптомы, несмотря на проводимое лечение, сохраняются, то их, возможно, следует рассматривать как устойчивую дисфорическую симптоматику в рамках дистимии и, следовательно, переходить к назначению ингибиторов обратного захвата серотонина. Тем не менее в подобной ситуации часто случается, что раздражительность и вспыльчивость не только сохраняются, но и продолжают нарастать. Вот тут, исчерпав существующие варианты терапии, основанные на эмпирическом опыте, следует использовать другой способ логических построений. Хотя клинический опыт долгое время оставался единственным источником информации, мы сейчас приближаемся к тому, что последовательный выбор лекарственной терапии будет опираться на патофизиологические представления. Существуют свидетельства того, что у различных видов млекопитающих контроль за сферой побуждений частично осуществляется через серотониновую систему. Конкретнее можно сказать, что серотонин влияет на функцию миндалевидной и септально-гиппокампной формаций, вероятно, через систему 5-НТ1А рецепторов, локализующихся в этой области. Также имеются сведения о низком уровне 5-гидроксииндолацетатной кислоты (5-HIAA) в спиномозговой жидкости у людей с повышенной импульсивностью. Говоря об устойчивых к лечению больных с явлениями импульсивности и вспыльчивости, мы можем отметить патофизиологическую роль снижения уровня серотонина. В описанной ситуации эта гипотеза может быть проверена и одновременно может служить отправной точкой для патофизиологического обоснования специфического лечения. Таким образом, следующим шагом может быть использование 5-НТ1А агониста (например, буспирона), хотя в настоящее время еще недостаточно накоплено клинических данных о том, что подобные лекарства обладают антиагрессивным действием. Обучение больного Успех планируемого лечения в огромной степени зависит от обучения как больного, так и членов его семьи. Опытный врач как хороший учитель должен: • Общаться с больным на уровне, доступном его пониманию. • Пояснять свои действия и выводы с точки зрения существующих теоретических представлений (независимо от истинности этой теории в дальнейшем!). • Максимально способствовать тому, чтобы больной был активным участником лечебного процесса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.238 (0.009 с.) |