Семестровая контрольная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семестровая контрольная работа



 

    Контрольная работа выполняется в течение семестра и сдается преподавателю в письменной форме. Выполнение семестровой контрольной работы является необходимым требованием для допуска студента к сдаче зачета или экзамена по дисциплине. Студент выбирает контрольную работу, номер которой соответствует порядковому номеру, указывающему на фамилию студента в общем списке группы. Контрольная работа включает в себя два задания:

1. Заполнение таблицы.

(Вопросы и задания к таблице выполняются в письменной форме. Заполненная таблица должна составлять в объеме не менее 0,5 листа формата А4)

 

2. Написание эссе.

(Объем эссе – 1,5-2 листа формата А4)

При выполнении задания необходимо учитывать то, что эссе – это прозаическое сочинение, написанное в свободной, несистематизированной форме и выражающее личностную позицию автора по какому-либо вопросу.

 

Контрольная работа №1

1. Заполните сравнительную таблицу «Философские воззрения Августина и Фомы Аквинского». На основании сравнительного анализа представленных в таблице данных, сделайте обобщающие выводы, позволяющие отчетливо представить общие черты и различия философских взглядов Августина и Фомы Аквинского.

 

  Августин Фома Аквинский
Период средневековой философии    
Философские истоки    
Концепция Бога (основные положения)    
Концепция человека (основные положения)    
Судьба учения    

 

2. Эссе: «В чем состоит значение философии для человека и культуры?»

Контрольная работа №2

1. Заполните сравнительную таблицу «Философские взгляды софистов и Сократа» Сделайте обобщающие выводы, отражающие некоторые общие черты и существенные различия философских взглядов софистов и Сократа.

 

  Софисты Сократ
Основная цель философии    
Предмет философских размышлений    
Понимание истины    
Судьба учения    

 

2. Эссе: «Мое понимание философии».

 

 

Контрольная работа №3

1. Заполните таблицу «Русская философия». Сформулируйте обобщающие выводы, отражающие общие закономерности формирования и отличительные черты русской философии.

 

Основные периоды формирования и развития русской философии Отличительные характеристики периодов, имена мыслителей
   

 

2. Эссе: «Смысл жизни человека».

Контрольная работа №4

1. Заполните сравнительную таблицу «Философские воззрения Платона и Аристотеля». На основе сравнительного анализа сформулируйте обобщающие выводы, отражающие общие черты и различия взглядов обоих мыслителей.

  Платон Аристотель
Устройство мира    
Путь к истинному знанию    
Наилучшее устройство государства и общества    
Вклад в развитие философии    

 

2. Эссе: «Если хочешь подчинить себе все, подчини себя разуму».

                                                                                (Артур Шопенгауэр)

Контрольная работа №5

1. Заполните таблицу «Концепции генезиса философии». Сформулируйте в виде кратких тезисов достоинства каждой из концепций.

Название концепции, имена авторов Основные положения концепции генезиса философии
   

 

2. Эссе: «Как я понимаю свободу и ответственность».


 

Контрольная работа №6

1. Заполните таблицу «Типы религиозно-философского мировоззрения». В чем состоит принципиальное различие рассматриваемых типов мировоззрения? Сформулируйте обоснованный ответ на вопрос.

  Христианский теизм Пантеизм Деизм
Философы      
Концепция Бога      
Отношение Бога и мира      

 

2. Эссе: «Мудрость есть дочь опыта».

                                                                                (Леонардо да Винчи)

     

 

 Контрольная работа №7

1. Заполните таблицу «Раннегреческая философия». На основе сравнительного анализа сформулируйте обобщающие выводы, отражающие общие черты и различия воззрений первых греческих философов.

  Фалес Анаксимандр Анаксимен Гераклит
Первоначало мира        
Основные характеристики первоначала        
Происхождение и устройство мира        

 

2. Эссе: «Что такое личность и как ей можно стать?».

                                                                                    

     


 Контрольная работа №8

1. Заполните таблицу «Проблема бытия в истории философии». В чем состоит принципиальное различие в понимании бытия у Хайдеггера и предшествующих философов?

Философы Основные положения учения о бытии
Парменид  
Платон  
Средневековые христианские философы (Августин, Ф.Аквинский)  
Г.Гегель  
М.Хайдеггер  

 

 

2. Эссе: «Личность есть победа духа над природой, свободы над необходимостью».

 

                                                                                (Николай Бердяев)

                                                                                   

   Контрольная работа №9

1. Заполните сравнительную таблицу «Методология познания Ф.Бэкона и Р.Декарта». Сформулируйте обобщающий вывод, отражающий общие черты и различия подходов обоих мыслителей к проблеме познания.

  Ф.Бэкон Р.Декарт
Эпистемологический идеал (представление об идеале знания)    
Отношение к схоластической традиции    
Метод познания мира    
Значение    

 

2. Эссе: «Что такое духовность?».

           

 

 

 Контрольная работа №10

1. Заполните сравнительную таблицу «Западники и славянофилы». Каковы идейные истоки расхождений западников и славянофилов по вопросу о месте России во всемирно-историческом процессе?

  Западники Славянофилы
Философско-исторические воззрения    
Место и роль России в мировом развитии    
Социально-этический идеал    

 

2. Эссе: «Именно свободный выбор создает личность. Быть – значит выбирать себя».

                                                                                      (Альбер Камю)                                                                                     

Контрольная работа №11

1. Выявите соответствие между приведенными ниже именами философов, философскими концепциями и периодами в истории философии. На основании этого заполните таблицу, которая будет иметь следующий вид:

Хронологическая последовательность периодов в истории философии Философы Философские концепции
     

 

a) Философы: 1) Ф.Бэкон; 2) Р.Декарт; 3) К.Маркс, Ф.Энгельс; 4) Платон; 5) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен; 6) Б.Спиноза; 7) Ж.Деррида, Ж.Делез, Дж.Ваттимо; 8) Ж.П.Сартр, А.Камю, К.Ясперс; 9) Августин, Ф.Аквинский; 10) О.Конт; 11) Парменид; 12) Демокрит;

b) Философские концепции, школы: 1) Рационализм; 2) Диалектический материализм; 3) Милетская школа; 4) Эмпиризм; 5) Постмодернистская философия; 6) Объективный идеализм 7) Экзистенциализм; 8) Христианская философия; 9) Позитивизм; 10) Атомистический материализм; 11) Школа элеатов; 12) Пантеизм;

c) Периоды в истории философии: 1) Античная философия; 2) Средневековая философия; 3) Философия Нового времени; 4) Философия XIX века; 5) Современная философия;

 

2. Эссе: «Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве».

                                                                                             (Аврелий Августин)                                                                                     

Контрольная работа №12

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Философские концепции научного познания». Раскройте значение концепции К.Поппера для философии и методологии науки.

  Логический позитивизм Концепция научного познания К.Поппера
Критерий отделения научного знания от ненаучного    
Методологический принцип обоснования истины    
Достоинства и недостатки научной методологии    

 

2. Эссе: «Мировоззрение человека и его образ жизни».

 

Контрольная работа №13

1. Выявите соответствие между приведенными ниже именами философов, философскими концепциями и периодами в истории философии. На основании этого заполните таблицу, которая будет иметь следующий вид:

Хронологическая последовательность периодов в истории философии Философы Философские идеи и концепции
     

 

a) Философы: 1) Г.Гегель; 2) Н.Бердяев; 3) К.Маркс; 4) Платон; 5) Ф.Бэкон; 6) Аристотель; 7) И.Кант; 8) К.Поппер; 9) Т.Кун; 10) О.Конт;

b) Философские идеи и концепции: 1) Теория идей (эйдосов); 2) Бог как неподвижный двигатель и форма всех форм; 3) Учение об идолах («призраках») познания; 4) Учение об антиномиях человеческого разума; 5) Принцип тождества мышления и бытия; 6) Материалистическое понимание истории; 7) Концепция научных революций; 8) Задача науки не объяснять факты, а описывать явления; 9) Творчество как преодоление объективации; 10) Принцип фальсификации в научном познании;

c) Периоды в истории философии: 1) Античная философия; 2) Философия Нового времени; 4) Философия XIX века; 5) Современная философия;

 

2. Эссе: «В желании выражается сущность человека».

                                                                                             (Бенедикт Спиноза)                                                                                     

 

Контрольная работа №14

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Философско-исторические концепции О.Шпенглера и А.Тойнби». Каким образом Тойнби стремился преодолеть натуралистический характер воззрений Шпенглера?

  О.Шпенглер А.Тойнби
Общий взгляд на исторический процесс    
Основные характеристики восходящей стадии развития культуры (О. Шпенглер) и цивиизации (А.Тойнби)    
Основные характеристики нисходящей стадии развития культуры (О. Шпенглер) и цивиизации (А.Тойнби)    
Причины смерти культуры (О.Шпенглер) и распада цивилизации (А.Тойнби)    

 

2. Эссе: «Мое понимание гуманизма».

Контрольная работа №15

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Психоаналитическая философия. Концепции З.Фрейда и Э.Фромма». Сформулируйте вывод, позволяющий отчетливо увидеть исходные основания различий подходов обоих мыслителей к проблеме человека.

  З.Фрейд Э.Фромм
Предметные области исследования    
Понимание природы человека    
Факторы, определяющие поведение человека    
Судьба учения    

 

2. Эссе: «Внеобщественный человек не может иметь мораль».

                                                                                              (Вольтер)    

 

 

Контрольная работа №16

 

1. Заполните таблицу «Концепции антропосоциогенеза». Чем можно объяснить то обстоятельство, что к настоящему моменту не существует какой-либо одной концепции, дающей исчерпывающее объяснение проблемы происхождения человека и общества?

Концепции антропосоциогенеза            (с указанием автора) Основные положения концепции
   

 

2. Эссе: «Что означает философский афоризм: «Свобода человека – это тяжкое бремя»?

                                                                                                      

Контрольная работа №17

1. Заполните сравнительную таблицу «Философско-исторические концепции Августина, Г.Гегеля, К.Маркса». Какую общую тенденцию эволюции философии истории можно увидеть на примере рассматриваемых концепций?

  Августин Г.Гегель К.Маркс
Направленность и цель истории      
Определяющие факторы исторического процесса      
Периодизация истории      

 

2. Эссе: «Нужна ли человеку какая-либо вера?».

Контрольная работа №18

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Классическая и неклассические концепции истины». В чем принципиальное отличие неклассических концепций истины от классической?

  Классическая концепция истины Неклассические концепции истины
Основные положения    

 

2. Эссе: «Что есть творчество и в чем его значение для человека?».

 


Контрольная работа №19

 

1. Заполните таблицу «Эмпирический и теоретический уровни научного познания». Раскройте на конкретном примере связь указанных уровней.

  Эмпирический уровень научного познания Теоретический уровень научного познания
Основные задачи познания    
Средства и методы исследования    
Понятийные средства и язык    

 

2. Эссе: «Мое понимание социальной справедливости».

 

Контрольная работа №20

1. Заполните сравнительную таблицу «Исторические типы мировоззрения». Что можно рассматривать в качестве общего основания по отношению к рассматриваемым мировоззренческим системам?

  Мифология Религия Философия
Сущностные характеристики      
Язык      
Значение для человека и культуры      

 

2. Эссе: «История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».

                                                                                       (Г.В.Ф. Гегель)

 

Контрольная работа №21

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Обыденное и научное познание». Что можно рассматривать в качестве общего основания познания обыденно и научного?

  Обыденное (житейское) познание Научное познание
Цель познания    
Средства познания    
Форма репрезентации    
Язык    

 

2. Эссе: «Зависит ли счастье человека от мировоззрения?».

                                                                                           

 

Контрольная работа №22

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Метафизический и диалектический способы философского мышления». Раскройте наиболее существенные преимущества диалектического способа познания в сравнении с метафизикой. (В предложенном задании понятие «метафизика» обозначает противоположность диалектическому методу)

  Метафизический способ мышления Диалектический способ мышления
Сущностные характеристики    
Философы    

 

2. Эссе: «Имеет ли человеческая история какой-нибудь смысл?».

 

 

Контрольная работа №23

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Классическая и неклассическая научные картины мира». В чем состояла известная ограниченность классической картины мира?

  Классическая картина мира Неклассическая картина мира
Основные научные достижения    
Ученые    
Концепция пространства и времени    
Проблема детерминизма    

 

2. Эссе: «Влияние технического прогресса на идеалы и ценности современного человека».

                                           

                                               

Контрольная работа №24

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Циклическая и линейная концепции исторического процесса». Можно ли считать, что рассматриваемые концепции в известном смысле дополняют друг друга?

  Циклическая концепция Линейная концепция
Основные представители    
Проблема центрированности истории    
Идея единства человечества и исторического процесса    
Проблема направленности и смысла истории    

 

2. Эссе: «Что такое воля человека?»

 

Контрольная работа №25

 

1. Заполните сравнительную таблицу «Русский религиозный экзистенциализм. Воззрения Н.Бердяева и Л.Шестова». Какое значение имеют учения Н.Бердяева и Л.Шестова для самопознания человека?

  Н.Бердяев Л.Шестов
Источник зла и страдания в жизни человека    
Назначение человека    
Проблема человеческого творчества    

 

2. Эссе: «Мой идеал общественного устройства».

 

 

Словарь терминов

Абсолютная идея – основополагающая категория гегелевской философии. Являясь субстанцией и одновременно субъектом, Абсолютная идея выражает предельную полноту всего сущего и осуществляет себя в процессе собственного развития через последовательные стадии самопознания (самораскрытия). Основные стадии самораскрытия Абсолютной идеи: 1) Логика; 2) Природа 3) Дух.

 

Агностицизм (греч. а – отрицание, gnosis – знание) – философское учение, отрицающее возможность решения вопроса о соответствии наших знаний познаваемой действительности. Это означает, что человек всегда остается в границах своего собственного опыта познания и, следовательно, ограничен в своих познавательных возможностях. Поэтому невозможно достичь объективного знания о мире.

 

Аксиология (греч. axia – ценность, logos – слово, учение) – философская дисциплина, изучающая ценности как смыслообразующие основания человеческой жизнедеятельности.

 

Антиномии разума – в философии Канта – противоречащие друг другу утверждения, которые возникают в человеческом разуме, когда, исходя из идеи абсолютного, мы начинаем мыслить мир как единое целое. Противоречия разума возникают вследствие того, что понятие абсолютного, приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где имеет место только преходящее, обусловленное и конечное (антитезис). Отсюда Кант выводит четыре антиномии: 1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. – Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве; 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей. – Ни одна вещь не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого; 3) Причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная) причинность. – Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы; 4) К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина. – Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.

 

Антисциентизм – мировоззренческая позиция, состоящая в критической оценке роли науки в познавательном отношении человека к миру и места науки в культуре.

Апория (греч. aporia безвыходное положение) понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апория является результатом противоречия, возникающего между данными наблюдения, опыта и их мысленным анализом. Наиболее известные апории принято связывать с рассуждениями Зенона Элейского (490 – 430 до н.э.) о невозможности движения.

 

Априорные формы познания (лат. a priori из предшествующего) – формы познания, которыми, согласно теории познания Канта, субъект располагает до начала процесса опытного познания. Этими доопытными (априорными) формами познания являются априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (категории). В соответствии с кантовским априоризмом доопытные формы познания обусловливают возможность самого процесса познания и обеспечивают необходимый и всеобщий характер наших знаний.

Архе (начало, принцип) – термин древнегреческой философии, означающий начало, из которого произошло все сущее

 

Атеизм (греч. а – отрицание и theos – бог) – система взглядов, отрицающая религиозные представления и религию в целом.

 

Атом – понятие древнегреческой философии для обозначения мельчайших и неделимых частиц, из которых состоят все вещи. В атомистических учениях Левкиппа и Демокрита атомы не обладают какими-либо качествами, различаются между собой формой, порядком и положением в пространстве.

 

«Бегство от свободы»  – понятие, введенное Эрихом Фроммом (1900 – 1980) для обозначения одного из характерных феноменов ХХ века. В своей работе «Бегство от свободы» Фромм обосновывает концепцию, согласно которой историческое развитие общества усиливает индивидуализацию человека и создает условия для обретения человеком подлинной свободы. Однако свобода для человека оказывается «тяжким бременем», которое он не может вынести. Поэтому человек отказывается, «бежит» от свободы, подчиняясь авторитарной власти, или растворяется в обыденности социального конформизма.

 

Безрелигиозное христианство – течение в западной религиозной мысли ХХ века, идейное содержание которого определялось тезисом о несовместимости традиционной христианской теологии, центрированной на идее трансцендентного Бога и современной «постхристианской» эпохи. В работах Д.Бонхеффера, Т.Альтицера, Г.Ваханяна определяющее значение приобретает установка на радикальную модернизацию классической христианской теологии, что нашло свое отражение в тезисе о «смерти Бога».

 

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций, состояний, не представленных в сознании субъекта. Идея психического бессознательного восходит к учению Платона о познании-воспоминании (анамнесисе). В ХХ веке концепция бессознательного бала наиболее обстоятельно разработана в русле психоаналитической традиции (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).

 

Божественное откровение – центральное понятие религиозной мистики, означающее сверхъестественный способ передачи человеку высших истин, непосредственно исходящих от персонифицированного Бога, являющихся выражением его воли.

 

«Бритва Оккама» – принцип, введенный английским теологом и философом периода поздней схоластики Уильямом Оккамом (ок. 1285 – 1349). Согласно «бритве Оккама» «сущности не следует умножать без необходимости». Это означает, что первостепенное значение в познании принадлежит тем понятиям, которые возникают в результате интуитивного познания, основанного на чувственном восприятии единичных вещей. Такие понятия поддаются опытной проверке. Поэтому ошибочным является «умножение» абстрактных понятий, которые выводятся лишь из человеческого ума и не связаны с познанием интуитивным, направленным на познание отдельных вещей.

Бытие –  категория, в структуре философского знания выступающая предметом онтологии. Имеет два основных смысла: 1) бытие – это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека; 2) бытие – это философская категория, обозначающая основу существования (как для мира в целом, так и для любой разновидности существующего).

 

«Бытие-к-смерти» –  фундаментальное понятие в философии Мартина Хайдеггера (1889 – 1976), выражающее один из модусов бытия человека в его неразрывном единстве с бытием мира. Личностное осознание человеком

 феномена смерти рассматривается немецким философом как необходимое условие перехода к подлинному существованию, которое противопоставляется растворенности человека в мире безликой обыденности.

 

Верификация (позднелат. verificatia – подтверждение; лат. verus – истинный, facio – делаю) – логико-методологическая процедура установления истинности научной гипотезы или какого-либо конкретно-научного утверждения на основе их соответствия эмпирическим данным.

                                                                   

«Вещь-в-себе»  одно из основополагающих понятий философии Иммануила Канта (1724 – 1804), обозначающее вещи, как они существуют сами по себе, вне нашего сознания, в отличие от того какими они являются «для нас».

 

Волюнтаризм – (лат. voluntas – воля) – философское течение, оформившееся в XIX веке и признающее волю в качестве высшего принципа бытия, первоосновы всего сущего. Применительно к человеку это означает примат воли над мышлением и другими проявлениями духовной жизни. Волюнтаризм как философская концепция базируется на воззрениях Артура Шопенгауэра (1788 – 1860), Эдуарда Гартмана (1842 – 1906), Фридриха Ницше (1844 – 1900).  

 

«Воля к власти» – основное понятие философии Фридриха Ницше (1844 – 1900), которое вплоть до настоящего времени вызывает неоднозначные интерпретации. Воля к власти осмысливается Ницше как определяющий принцип в истолковании всемирного космического процесса. Но при этом сам этот процесс не имеет цели и не является выражением прогресса. Эти воззрения сочетаются у Ницше с идеализированным представлением о сильном человеке, который, вопреки бессмыслице и страданиям жизни, творчески утверждает себя с помощью своей воли. 

 

Гипостазирование (греч. hypostasis) – наделение какого-либо абстрактного понятия или свойства самостоятельным бытием. Так, например, в пифагореизме числа рассматривались как существующие сами по себе, равно как и в объективном идеализме Платона идеям (эйдосам) приписывалось объективное бытие, независимое от чувственного мира и сознания человека.

 

Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) – форма научного познания, представляющая собой какое-либо допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно, т.е. окончательно не доказано, не подтверждено с помощью научных фактов.

 

Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, основанных выдвижении каких-либо гипотез или посылок и выведении (дедукции) из них следствий, которые сопоставляются с фактами, в результате чего предложенная гипотеза или посылка подтверждается или опровергается. Наиболее обстоятельное рассмотрение проблема гипотетико-дедуктивного метода в научном познании получила в работах Карла Поппера (1902 – 1994).

Глобальный эволюционизм – научная концепция, оформившаяся в последней трети ХХ века, согласно которой мир рассматривается как огромная эволюционирующая система, включающая в себя четыре типа эволюции: космическую, химическую, биологическую и социальную. При этом все типы эволюции связаны между собой генетической и структурной преемственностью.

 

Гносеология – теория познания. Раздел философии, изучающий взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных классов, групп и организаций. 

 

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, взаимодействующее с государством. Общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения.

Движение – в самом широком смысле слова – изменение вообще. Категория,  охватывающая все типы изменений в природе и обществе. В материалистической традиции движение было осмыслено как важнейший атрибут, способ существования материи, что нашло отражение в трудах таких мыслителей как Джон Толанд (1670 – 1722), Дени Дидро (1713 – 1784), Поль Анри Гольбах (1723 – 1789), Фридрих Энгельс (1820 – 1895), Дьердь Лукач (1885 – 1971).

 

Двойственная истина (двойная истина) – термин, обозначающий учение о взаимной независимости истин философии и истин богословия. Учение возникло в средние века и было направлено на освобождение науки от власти теологии и религии. Наиболее известные представители учения о двойственной истине – арабский философ Ибн Рушд (1126 – 1198), средневековые европейские философы – Дунс Скот (1266 – 1308), Уильям Оккам (1285 – 1349), ренессансный философ Пьетро Помпонацци (1462 – 1525) и др.    

 

Дедукция (лат. deduction – выведение) метод исследования, противоположный индукции и представляющий собой переход от знания общего к знанию частному. Следствия, являющиеся результатом дедукции, уже содержатся в посылках в скрытом виде, и они извлекаются из посылок на основе логического анализа

 

Деизм – (лат. deus – Бог) – религиозно-философское учение, получившее распространение в эпоху Просвещения. Согласно деизму Бог, понимаемый как безличное начало, является первопричиной мира. Но после акта творения мир существует по своим собственным законам и не зависит от Бога.

Детерминизм – (лат. determinare – определять) – философская концепция о всеобщей связи и причинной обусловленности всех явлений.

 

Диалектика – (греч. dialektike – искусство спора, беседы) – термин впервые употреблен Сократом (469 до н.э. – 399 до н.э.) для обозначения искусства постижения истины в результате столкновения противоположных мнений в ходе диалога, спора, беседы. Однако в своем зрелом теоретическом оформлении диалектика предстает как философская концепция и метод познания, согласно которым мир рассматривается как действительность, закономерно развивающаяся путем разрешения с необходимостью возникающих противоречий. Решающий вклад в разработку диалектической концепции внесли гегелевская философия и марксистский диалектический материализм.

 

Диалектический материализм – философское мировоззрение, возникшее в 40-х г.г. XIX в., которое стало важной составной частью марксистского учения. Основные положения диалектического материализма были сформулированы Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) в работе «Анти-Дюринг» и Иосифом Сталиным (1879 – 1953) в работе «О диалектическом и историческом материализме». В основе диалектического материализма лежит принцип первичности материи по отношению к сознанию, мышлению, духовному началу человека. Движение рассматривается как атрибут материи.

Материальная действительность находится в постоянном развитии в соответствии с законами диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон отрицания отрицания). Познание выступает как отражение в сознании человека закономерных связей объективной действительности: в диалектике понятий человеческого мышления отражается диалектика вещей.

 

Доксография – термин, введенный в середине XIX века для обозначения литературного жанра описания взглядов философов. Доксография имеет огромное значение для реконструкции раннегреческой (досократовской) философии. Известными доксографами были такие древние авторы как Теофраст, Аэтий, Диоген Лаэртский.

 

Дуализм – (лат. duo – два) – философское учение, признающее в противоположность монизму независимое друг от друга существование материальной и духовной субстанций. Дуалистический подход   явился исходным принципом понимания мира в философии Рене Декарта (1596 – 1650)

Идеализированный объект – понятие философии науки, обозначающее мысленную конструкцию предельных случаев определенных реальных объектов. В этом отношении идеализированные объекты описывают то, чего в строгом смысле слова не существует в самой действительности. Так, например, фундаментальная наука использует такие понятия (идеализированные объекты) как «материальная точка», «абсолютно твердое тело», «абсолютно черное тело», «идеальная жидкость», «идеальный газ». Примером использования идеализированных объектов в социальных науках является теория идеальных типов Макса Вебера (1864 – 1920). Идеализированные объекты являются существенным основанием теоретических моделей, с помощью которых представляется возможным описывать закономерные стороны познаваемой реальности.

 

Идеализм – термин, введенный в XVIII в. для обозначения концепций, исходящих в понимании устройства мира и его познания из определяющего значения духовного начала. Философское направление, противоположное материализму, которое в вопросе о соотношении духовного и материального, мышления и бытия признает первичность духовного, нематериального и вторичность материального. Основополож



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.115 с.)