Движение как атрибут бытия. Принцип развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение как атрибут бытия. Принцип развития



(выступления с сообщениями)

Контрольные вопросы и задания:

3.1 Что такое движение в самом широком смысле слова? В чем состоит противоречивость движения?

3.2 Раскройте суть метафизической концепции движения. Объясните связь этой концепции с механицизмом. (При выполнении задания необходимо исходить из понимания метафизики как такого способа мышления, который рассматривает вещи и явления в качестве неизменных и независимых друг от друга. Осмысливая мир как статичную реальность, метафизика, таким образом, является противоположностью диалектике).

3.3 Какова сущность и основные принципы диалектической концепции развития?

3.4 Выявите соотношение смыслов таких понятий как «движение» и «развитие».

3.5 Подготовьте ответы на вопросы к текстовым фрагментам работы А.Бергсона «Творческая эволюция».

a) Какой смысл Бергсон вкладывает в понятие «длительность»?

b) Что означает тезис Бергсона, по которому «…длительность не является сменяющими друг друга моментами»?

c) Что такое «реальное время» и почему, согласно Бергсону, его невозможно мыслить?

Анри Бергсон (1859 – 1941) – французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни, лауреат Нобелевской премии по литературе (1927). Утверждал в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая понималась как некая целостность, отличная от материи и духа и постигаемая лишь с помощью интуиции. Основу жизни усматривал в длительности, осмысленной как постоянное творчество новых форм, становление, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свобода.

… Если бы наша жизнь складывалась из отдельных состояний, синтезировать которые предстояло бы бесстрастному "я", то для нас не существовало бы длительности. Ибо "я", которое не меняется, не длится; и психологическое состояние, остающееся тождественным самому себе, пока не сменится следующим состоянием, - также не длится. Как бы мы ни выстраивали тогда эти состояния одно возле другого на поддерживающем их "я", никогда эти неизменные тела, нанизанные на неизменное, не составят текучей длительности. Таким путем мы получим лишь искусственное подражание внутренней жизни, статический эквивалент, лучше удовлетворяющий требованиям логики и языка именно потому, что из него исключается реальное время. А между тем, если мы обратимся к психологической жизни, развертывающейся под покрывающими ее символами, то без труда заметим, что время и есть ее ткань.

К тому же, не бывает ткани более прочной, более субстанциальной. Ведь наша длительность не является сменяющими друг друга моментами: тогда постоянно существовало бы только настоящее, не было бы ни продолжения прошлого в настоящем, ни эволюции, ни конкретной длительности. Длительность - это непрерывное развитие прошлого, вбирающего в себя будущее и разбухающего по мере движения вперед. 

Бергсон А.Творческая эволюция. – М.: КАНОН-ПРЕСС,1998. – С.41-42

 

… Как Вселенная в ее целостности, как каждое сознательное существо, взятое отдельно, – живой организм есть нечто такое, что длится. Его прошлое целиком продолжается в настоящем, присутствует и действует в нем.

                                                                                           Там же, – с.- 51

 

Реальная длительность въедается в вещи и оставляет на них отпечаток своих зубов. Если все существует во времени, то все внутреннее изменяется и одна и та же конкретная реальность никогда не повторяется. Повторение допустимо, следовательно, только в абстрактном; повторяется лишь тот или иной аспект реальности, выделяемый нашими чувствами, в особенности же нашим интеллектом, и повторяется он именно потому, что наше действие, на которое направлено любое усилие нашего интеллекта, может совершаться только среди повторений. Так интеллект, сосредоточенный на том, что повторяется, занятый лишь тем, чтобы сплавить подобное с подобным, - отворачивается от видения времени. Он противится текучести: все, к чему он прикоснется, затвердевает. Мы не мыслим реального времени, но проживаем его, ибо жизнь преодолевает границы интеллекта.

                                                                                             Там же, – с.- 51

3.7 Можно ли использовать телеологические объяснения при научно-теоретическом осмыслении феномена развития? (При подготовке ответа на данный вопрос необходимо прояснить смысл понятия «телеология».

Телеология (греч. t elos – завершение, цель; teleos – достигший цели и logos – учение) – учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом) (Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – С. 1025)

3.8 Представляется ли возможным разработать концепцию развития на основе механистической методологии, лежащей в основе научно-философского знания в эпоху Нового времени? Дайте аргументированный ответ на поставленный вопрос.

3.9 В чем суть индетерминизма, возникшего в научно-философском знании в конце XIX – начале XX веков? Почему он стал возможен? (При подготовке ответа на данный вопрос необходимо исходить из противопоставления понятий «детерминизм» и «индетерминизм».

Детерминизм (от лат. d etermino – определяю) – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Индетерминизм (от лат. in – приставка, означающая отрицание, и детерминизм) – философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм) либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).

3.10 Логическое задание

Предположим, нам необходимо сравнить такие объекты как термос, наполненный горячей водой и человек, понимаемый как живой организм. Сгруппируйте приведенные ниже понятия таким образом, чтобы с их помощью можно было научно описать рассматриваемые объекты и сделайте выводы.

Открытая система, термодинамическое равновесие, закрытая система, обмен энергией, обмен веществом, неравновесное состояние, развитие.

3.11 Изучите представленные фрагменты работы И. Пригожина и И.Стенгерс «Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

a) Почему классический детерминизм, как утверждают авторы, оказывается недостаточным в современных условиях развития научного познания?

b) Какое значение приобретает категория времени в новой картине мира?

c) В чем состоит новаторский подход авторов к проблеме понимания связи порядка и хаоса?

d) Как следует интерпретировать тезис о том, что «необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило»?

При подготовке ответов на поставленные вопросы важно иметь ясное представление о смысле такого понятия как «энтропия».  

Энтропия (от греч. entropia – поворот, превращение) – термодинамическая функция, характеризующая часть внутренней энергии замкнутой системы, которая не может быть преобразована в механическую работу. Понятие энтропии введено в термодинамику немецким физиком Рудольфом Клаузиусом (1822 – 1888). Второе начало (закон) термодинамики, в формулировке которого используется понятие энтропии, гласит: «При самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает». Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Таким образом, энтропия является мерой беспорядка системы.

    Клаузиус был убежден в том, что Вселенная представляет собой замкнутую систему. Поэтому ее энтропия стремится достичь максимального значения (закон возрастания энтропии). Это означает, что когда-нибудь все макроскопические процессы в ней прекратятся, и наступит «тепловая смерть» Вселенной. Однако американский астроном Эдвин Хаббл (1889 – 1953) доказал, что Вселенную нельзя назвать изолированной термодинамической системой, так как она расширяется.

 

Илья Романович Пригожин  (1917 – 2003) – выдающийся бельгийский физик, химик, философ русского происхождения. Является создателем неравновесной термодинамики и лидером брюссельской школы междисциплинарных исследований нелинейных процессов. В 1977 году был удостоен Нобелевской премии по химии за работы по термодинамике необратимых процессов. Разработал концепцию «нового диалога» человека с природой, в основе которой лежит переосмысление роли времени как имманентного свойства необратимых природных процессов.

 

Наше видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности. Долгое время в западной науке доминировала механистическая картина мироздания. Ныне мы сознаем, что живем в плюралистическом мире. Существуют явления, которые представляются нам детерминированными и обратимыми. Таковы, например, движения маятника без трения или Земли вокруг Солнца. Но существуют также и необратимые процессы, которые как бы несут в себе стрелу времени. Например, если слить две такие жидкости, как спирт и вода, то из опыта известно, что со временем они перемешаются. Обратный процесс — спонтанное разделение смеси на чистую воду и чистый спирт — никогда не наблюдается. Следовательно, перемешивание спирта и воды — необратимый процесс. Вся химия, но существу, представляет собой нескончаемый перечень таких необратимых процессов.

Ясно, что, помимо детерминированных процессов, некоторые фундаментальные явления, такие, например, как биологическая эволюция или эволюция человеческих культур, должны содержать некий вероятностный элемент. Даже ученый, глубоко убежденный в правильности детерминистических описаний, вряд ли осмелится утверждать, что в момент Большого взрыва, т. е. возникновения известной нам Вселенной, дата выхода в свет нашей книги была начертана на скрижалях законов природы. Классическая физика рассматривала фундаментальные процессы как детерминированные и обратимые. Процессы, связанные со случайностью или необратимостью, считались досадными исключениями из общего правила. Ныне мы видим, сколь важную роль играют повсюду необратимые процессы и флуктуации.

 Хотя западная наука послужила стимулом к необычайно плодотворному диалогу между человеком и природой, некоторые из последствий влияния естественных наук на общечеловеческую культуру далеко не всегда носили позитивный характер. Например, противопоставление «двух культур» в значительной мере обусловлено конфликтом между вневременным подходом классической науки и ориентированным во времени подходом, доминировавшим в подавляющем большинстве социальных и гуманитарных наук. Но за последние десятилетия в естествознании произошли разительные перемены, столь же неожиданные, как рождение геометрии или грандиозная картина мироздания, нарисованная в «Математических началах натуральной философии» Ньютона. Мы все глубже осознаем, что на всех уровнях — от элементарных частиц до космологии — случайность и необратимость играют важную роль, значение которой возрастает по мере расширения наших знаний. Наука вновь открывает для себя время.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М.: КомКнига,2005. – С.11-12

… Знаменитый закон возрастания энтропии описывает мир как непрестанно эволюционирующий от порядка к хаосу. Вместе с тем, как показывает биологическая или социальная эволюция, сложное возникает из простого. Как такое может быть? Каким образом из хаоса может возникнуть структура? В ответе на этот вопрос ныне удалось продвинуться довольно далеко. Теперь нам известно, что неравновесность — поток вещества или энергии — может быть источником порядка.

                                                                                           Там же, – с.- 12-13

 

Предпринятый классической наукой поиск истины сам по себе может служить великолепным примером той раздвоенности, которая отчетливо прослеживается на протяжении всей истории западноевропейской мысли. Традиционно лишь неизменный мир идей считался, если воспользоваться выражением Платона, «освещенным солнцем умопостигаемого». В том же смысле научную рациональность было принято усматривать лишь в вечных и неизменных законах. Все же временное и преходящее рассматривалось как иллюзия. Ныне подобные взгляды считаются ошибочными. Мы обнаружили, что в природе существенную роль играет далеко не иллюзорная, а вполне реальная необратимость, лежащая в основе большинства процессов самоорганизации. Обратимость и жесткий детерминизм в окружающем нас мире применимы только в простых предельных случаях. Необратимость и случайность отныне рассматриваются не как исключение, а как общее правило.                                                                                       Там же, – с.- 21

    Время проникло не только в биологию, геологию и социальные науки, но и на те два уровня, из которых его традиционно исключали: микроскопический и космический. Не только жизнь, но и Вселенная в целом имеет историю, и это обстоятельство влечет за собой важные следствия.

                                                                                            Там же, – с.- 182

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.131.93 (0.039 с.)