Антропологический материализм Л.Фейербаха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологический материализм Л.Фейербаха



(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

3.1 В представленных ниже извлечениях из произведений Фейербаха содержится критическая оценка гегелевской философии. Дайте обстоятельный комментарий утверждениям Фейербаха и сделайте выводы.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872) – немецкий философ-материалист и атеист. Основоположник антропологического материализма. Определяющее место в воззрениях Фейербаха занимает проблема человека. Фейербах подверг критике философский идеализм и религию. При этом религиозное поклонение Богу было осмыслено Фейербахом как форма отчуждения человеческой сущности: человек сам создает для себя Бога и ему поклоняется. На место любви к Богу, считает Фейербах, необходимо поставить любовь к человеку.

…Философия Гегеля – рациональная мистика; поэтому она есть нечто единственное в своем роде, поэтому она привлекает и вместе с тем отталкивает; она отталкивает мистически-спекулятивные души, для которых соединение мистического с рациональным представляет невыносимое противоречие, – ведь понятие их разочаровывает, разрушая мистическое обаяние темного представления; отталкивает она и рационально настроенные умы, которым претит соединение рационального элемента с мистическим.

Фейербах Л. К критике философии Гегеля. // Фейербах Л. Сочинения в             2-х т. – М.: Наука, 1995, т1, – С.49

        

Философия Гегеля есть вывернутый наизнанку теологический идеализм, подобно тому как философия Спинозы есть теологический материализм; она вынесла сущность Я за пределы Я, отмежевала от Я, превратила эту сущность в предмет в виде субстанции, в виде Бога, но этим она опять таки провозгласила божественность Я, при этом косвенным, извращенным образом. Этого она добилась тем, что она превратила Я в атрибут или форму божественной субстанции, как это сделал Спиноза с материей; таким образом, человеческое сознание Бога оказывается самосознанием Бога. Это значит: сущность принадлежит Богу, знание – человеку. Между тем божественная сущность для Гегеля фактически не что иное, как сущность мышления, или мышление, абстрагированное от Я, от мыслящего. Философия Гегеля превратила мышление, иначе говоря субъективную сущность, взятую без субъекта в божественное, абсолютное существо; таким образом, она представляет себе мышление как сущность, отличную  от субъекта.

    Итак, тайна «абсолютной» философии есть тайна теологии. Эта последняя превращает определения человека в определения Бога, лишая их то й определенности, в которой они суть то, что есть; совершенно также поступает и абсолютная философия.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего. // Фейербах Л. Сочинения 2-х т. – М.: Наука, 1995.т.1, – С.115

3.2 Раскройте смысл известного утверждения Фейербаха, согласно которому «тайна теологии есть антропология».

3.3 Изучите представленные ниже фрагменты произведений Фейербаха. Подготовьте ответы на поставленные вопросы и выполните задания.

a) Какова сущность Бога по Фейербаху?

b) Кому, в своей религиозной вере, как это вытекает из размышлений Фейербаха, на самом деле поклоняется человек, сам не зная того?

c) Почему Фейербах считает необходимым отказаться от идеи Бога?

d) Сформулируйте свою точку зрения относительно учения Фейербаха об «истинной религии».

Религия, во всяком случае христианская, есть отношение человека к самому себе или, вернее, к своей сущности, которую он рассматривает как иное существо. Божественная сущность – не что иное, как человеческая сущность, или, вернее, сущность человека, очищенная, освобожденная от индивидуальных границ, т.е. от действительного, телесного человека, объективированная, т.е. рассматриваемая и почитаемая в качестве посторонней, отдельной сущности. Поэтому все определения божественной сущности представляют собойопределения человеческой сущности.

Фейербах Л. Сущность христианства. // Фейербах Л. Сочинения 2-х т. – М.: Наука, 1995.т.2, – С.34

Бог есть обособленная, выделенная, субъективная, своеобразная сущность человека, поэтому все добрые поступки человека исходят не от него, а от Бога. Чем субъективнее, чем человечнее Бог, тем более отказывается человек от своей субъективности, от своей человечности, потому что Бог сам по себе – это отчужденное от человека его Я, которое он затем снова приписывает себе

                                                                                    Там же, – с.48-49

В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное ему. Бог есть не то, что человек, а человек не то, что Бог. Бог – бесконечное, человек – конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности. Бог – понятие положительное, совокупность всех реальностей, человек – понятие отрицательное, совокупность всего ничтожного.

Но человек опредмечивает в религии свою собственную сокровенную сущность. Следовательно, нужно доказать, что та противоположность, тот разлад между Богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью.

                                                                                      Там же, – с.51

мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку, как единственную истинную религию, на место веры в Бога — веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным Богом человека является человек.

Фейербах Л. Лекции о сущности религии.

http://libelli.ru/works/lekcii.htm

3.4 В чем Фейербах усматривает двойственность религии? (При подготовке ответа на данный вопрос, необходимо прояснить, что Фейербах понимает под «истинной» и «ложной» сторонами религии).

3.5 Почему философию Фейербаха принято рассматривать как антропологический материализм?

3.6 Верно ли суждение, по которому антропологическая концепция Фейербаха – это продолжение традиции новоевропейского рационализма?

 

· Завершение семинара

Задание группе:

Сформулируйте обобщающие выводы по изученной теме, которые стали бы ответом на следующий вопрос: в чем состоит принципиальная новизна и значение идейного наследия И.Канта, Г.Гегеля и Л.Фейербаха?

 

 

Семинарское занятие 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.009 с.)