Классический и современный психоанализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классический и современный психоанализ



· Философские аспекты классического психоанализа З.Фрейда

(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

2.1 Верно ли считать, что разрабатывая свою психоаналитическую концепцию, Фрейд исходил из представления о тождестве сознания и психики?

2.2 Какие смыслы содержит в себе понятие «психоанализ»?

2.3 Как следует истолковывать представление Фрейда о том, что Оно и Я – это «лошадь» и «всадник»?

2.4 В чем Фрейд видит основную причину конфликта внутри психики человека?

2.5 Соответствует ли психоанализу Фрейда тезис о том, что Я руководствуется принципом удовольствия?

2.6 Почему Фрейд называет Я «несчастным существом»?

2.7 Логическое задание

Какое из представленных ниже объяснений возникновения культуры соответствует психоаналитической концепции Фрейда? Объясните почему.

1. Культура сформировалась в результате производственной деятельности человека. В процессе совместной трудовой деятельности, которая началась с изготовления орудий труда, у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Это привело к появлению речи, языка и сознания. Результатом трудовой деятельности человека стало также становление и развитие социальных отношений и институтов, морали, искусства. Так возникла культура.

 

2. Возникновению культуры предшествовало становление коллективного психического опыта непосредственных предков человека. Спонтанное развитие этого опыта привело к существенному усложнению психики формирующегося человека и возникновению коллективного бессознательного. Основой коллективного бессознательного стали архетипы, представляющие собой своего рода осадок от первичного психического опыта человечества. К архетипам коллективного бессознательного можно отнести, например, архетип священного, архетип тени, представление о Матери – сырой Земле, образы мудрого старца, змея-искусителя, злой ведьмы, героя, демона и др. Архетипы явились основой для символического оформления в виде эпоса, мифов, сказок в архаических культурах. Таким образом, культура возникла как результат развития опыта коллективного бессознательного.

3. Человеческому обществу и культуре предшествовала первобытная орда, представляющая собой стадо непосредственных предков человека. Нерегулируемые половые связи внутри первобытной орды приводили к плохому потомству и в конечном счете – биологическому вырождению. Для устранения этого был введен запрет на кровосмешение внутри орды. Кроме того, для поддержания жизнеспособности стада предлюдей было строго запрещено убийство кровных родственников. Таким образом, стремление обеспечить условия биологического выживания первобытной орды привело к превращению предчеловека в человека, явилось источником возникновения социальной организации, моральных норм, религии и породило феномен культуры, понимаемый как система запретов и средство ограничения инстинктивных побуждений.

4. История человечества и культура начались с отцеубийства. Взбунтовавшиеся на почве сексуального соперничества сыновья первобытной орды убили вождя, после чего совершили его ритуальное съедение. Однако этот поступок обострил врожденное чувство вины, и раскаявшиеся члены орды ввели запреты и ограничения в отношении животных инстинктов (сексуальное влечение, агрессия). Чувство раскаяния и совесть обусловили превращение предчеловека в человека, явились источником возникновения социальной организации, моральных норм, религии и породили феномен культуры, понимаемый как система запретов и ограничений в отношении инстинктивных побуждений.

2.8 Объясните суть фрейдистского тезиса о том, что европейская культура была создана невротиками.

2.9 Проанализируйте представленные ниже фрагменты работы Фрейда «Неудовлетворенность культурой» и выполните следующие задания:

a) Раскройте связь между антропологическими воззрениями Фрейда и его концепцией культуры

b) Дайте аргументированный ответ на вопрос: мог ли Фрейд принять тезис, согласно которому уничтожение частной собственности при коммунизме приведет к исчезновению агрессии в обществе?

c) Объясните специфику фрейдистского понимания счастья.

   Сформулируйте свою точку зрения по этой проблеме.

Зигмунд Фрейд  (1856 – 1939) – австрийский врач, невропатолог, психиатр, психолог. Основоположник психоанализа и психоаналитического направления в философии, один из наиболее значимых мыслителей ХХ века. Главная идея классического психоанализа состоит в том, что в психике человека происходит постоянная «тайная война», переходящая в конфликт, между скрытыми бессознательными влечениями и необходимостью следовать общепринятым нормам поведения в обществе. Культура рассматривается Фрейдом как система запретов в отношении бессознательного. Человек предстает как существо, раздираемое внутренними противоречиями между природными началами (инстинкт агрессии и либидо – сексуальное влечение) и нормативными требованиями, предъявляемыми к человеку со стороны культуры.

… Человек отнюдь не мягкое, жаждущее любви создание, способное защищаться разве лишь тогда, когда на него нападут; надо считаться с тем, что среди его инстинктивных предрасположений имеется и огромная доля склонности к агрессии.

Цит. по: Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 2. – М.: Политиздат, 1991. – С.478

… «Homo homini lupus»; кто бы имел смелость оспаривать это положение после всего опыта жизни и истории? Как правило, эта жестокая агрессивность только и выжидает, чтобы быть спровоцированной, или ставит себя на службу другим целям, которые, однако, могли бы быть достигнуты и иными, более мягкими способами. При благоприятных для нее условиях, когда устранены обычно противодействующие ей силы, эта агрессивность проявляется стихийно, обнажая в человеке дикого зверя, которому чуждо бережное отношение к человеческому роду. Достаточно вспомнить ужасы переселения народов, вторжения гуннов или так называемых монголов под предводительством Чингисхана и Тимура, захват Иерусалима набожными крестоносцами, а также ужасы последней мировой войны, чтобы смиренно согласиться с обоснованностью такого взгляда

    Наличие этой агрессивной склонности, которую мы можем ощутить в самих себе и с правом предположить у других, есть тот фактор, который нарушает наши отношения с ближними и принуждает культуру к ее высоким требованиям. В силу этой изначальной враждебности людей друг к другу, культурному обществу постоянно грозит развал. Общие трудовые интересы не могли бы удержать культуру от этого развала, так как страсти первичных позывов сильнее разумных интересов. Культура должна мобилизовать все свои силы, чтобы поставить предел агрессивным первичным позывам человека и затормозить их проявления путем создания нужных психических реакций. Отсюда применение всевозможных средств для интенсификаций и ингибированных любовных отношений, отсюда ограничение сексуальной жизни, а также и то идеальное требование любви к ближнему, как к самому себе, которое на самом деле тем и оправдано, что ничто другое в такой степени не противоречит исконной природе человека. При всех стараниях это культурное устремление пока достигло не очень многого. Культура надеется избежать наиболее резких проявлений грубой силы тем, что она сама сохраняет за собой право применять силу по отношению к преступникам, но закон ничего не может поделать с более осмотрительными и утонченными проявлениями человеческой агрессивности.

                                                                                            Там же, – с.478-479

    Коммунисты полагают, что они нашли путь к освобождению от зла. Человек несомненно добр, он желает добра ближнему, но институт частной собственности испортил его природу. Частное владение имуществом дает человеку власть и тем вводит его в искушение третировать других; человек, лишенный собственности, должен загореться враждой и восстать против угнетателей. Если частная собственность будет уничтожена, если все имущество станет общим и всем людям будет дозволено им пользоваться, всякое недоброжелательство и вражда исчезнут среди людей. Если все потребности будут удовлетворены, никто не будет иметь основания видеть в другом человеке врага: все с готовностью будут выполнять нужную работу. Я никоим образом не хочу вдаваться в экономическую критику коммунистической системы, я не могу исследовать вопрос: достигает ли цели и имеет ли преимущества отмена частной собственности. Но я могу установить, что психологическая предпосылка для такой отмены – безмерная иллюзия. С отменой частной собственности у человеческой агрессивной страсти отнимается одно из его орудий, сильное, конечно, но отнюдь не сильнейшее. Этим ничего не меняется в агрессивности, злоупотребляющей в своих целях различиями во власти и влиянии, но ничего не меняется в сущности агрессивности. Она не может быть создана собственностью, она почти безгранично господствовала в первобытные времена, когда собственность была еще крайне скудна; …

                                                                                      Там же, – с.479-480

    Поскольку культура требует столь больших жертв не только в области сексуальности, но и в области людской наклонности к агрессии, становится более понятным, почему людям так трудно быть ею осчастливленными. Действительно, первобытному человеку было лучше в том смысле, что он не знал никаких преград для своих первичных позывов. Но в порядке компенсации гарантия длительности его наслаждения таким счастьем была весьма ничтожна. Культурный человек возможность счастья променял на гарантированную безопасность.

                                                                                           Там же, – с.- 481

2.10 Дайте интерпретацию известного афоризма Фрейда: «Там, где было Оно, должно стать Я»

2.11 Какое влияние оказала психоаналитическая концепция Фрейда на социально-гуманитарную мысль и культуру в целом?

· Философская антропология Э.Фромма

(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

2.12 В чем суть критического подхода Э.Фромма к классическому психоанализу З.Фрейда?

2.13 Какое влияние оказал марксизм на взгляды Фромма?

2.14 Подготовьте ответы на вопросы к текстовому фрагменту работы Фромма «Бегство от свободы».

a) Как следует понимать утверждение Фромма о том, что развитие человеческой свободы имеет диалектический характер?

b) Какой смысл вкладывает Фромм в понятие индивидуализации человека?

c) Почему в процессе индивидуализации, как считает Фромм, у человека возникает желание избавиться от своей свободы?

d) Имеет ли человек, по Фромму, какую-либо альтернативу по отношению к феномену «бегства от свободы»?

Эрих Фромм  (1900 – 1980) – немецко-американский психолог и социальный философ. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. В своих работах стремился осуществить синтез психоанализа с марксистской социальной философией. Исследовал феномен «бегства от свободы», структуру человеческих потребностей, сущность и истоки человеческой деструктивности. Ввел понятие типов социального характера, которые определяются соответствующими типами социальной ориентации (рецептивная, эксплуататорская, накопительская, рыночная, продуктивная).

    Процесс развития человеческой свободы имеет тот же диалектической характер, который мы обнаружили в процессе индивидуального роста. С одной стороны, это процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но с другой – усиление индивидуализации означает и усиление изоляции, неуверенность, а следовательно, становится все более сомнительным место человека в мире и смысл его жизни. Вместе с тем растет и чувство бессилия и ничтожности отдельного человека.

    Если бы процесс развития человечества был гармоничным, если бы он следовал определенному плану, то обе стороны этого развития – растущее могущество и растущая индивидуализация – могли бы уравновеситься. На самом же деле история человечества – это история конфликта и разлада.

    Каждый шаг на пути большей индивидуализации угрожал людям новыми опасностями. Первичные узы, уже разорванные, невосстановимы; человек не может вернуться в потерянный рай. Для связи индивидуализированного человека с миром существует только один продуктивный путь: активная солидарность с другими людьми (любовь и труд), которые снова соединяют его с миром, но уже не первичными узами, а как свободного и независимого индивида.

    Однако если экономические, социальные и политические условия, от которых зависит весь процесс индивидуализации человека, не могут стать основой для такой позитивной реализации личности, но в то же время люди утрачивают первичные связи, дававшие им ощущение уверенности, то такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы: уйти в подчинение или найти какой-то другой способ связываться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1990. – С.39-40

2.15 Ниже дан перечень социальных ориентаций, установок сознания и ценностей. Заполните в своих рабочих тетрадях таблицу, приведя в соответствие установки сознания и ценности с типами социальной ориентации согласно концепции Фромма.

Типы социальной ориентации:

1) рецептивная ориентация

Э. Фромм: «Человек, обладающий рецептивной ориентацией, полагает, что «источник всех благ» находится во внешнем мире, и считает, что единственный путь обрести желаемое – будь то нечто материальное или какое-то чувство, знание, удовольствие – это путь получения извне. В этом случае проблема любви почти исключительно сводится к тому, чтобы «быть любимым», а не любить самому».

Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 61

Эксплуататорская ориентация

Э. Фромм: «Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех благ находится вовне, что все, что человеку хотелось бы получить, он должен искать вовне, а не добиваться собственными силами. Разница между ними заключается в том, что люди с эксплуататорской ориентацией не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом. Эта ориентация проявляется во всех сферах деятельности».

                                                                                           Там же, – с.- 63

Накопительская ориентация

Э. Фромм: «В то время как рецептивный и эксплуататорский типы ориентации одинаковы в том, что направлены на внешний источник получения требуемого для жизни, накопительская ориентация в этом отношении существенно от них отличается. Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность этих людей основывается на накоплении и сохранении уже накопленного, тогда как траты воспринимаются ими как угроза. Они как бы ограждают себя от внешнего мира оборонительной стеной, а их главная цель – принести как можно больше внутрь этой крепости и как можно меньше вынести из нее.

                                                                                           Там же, – с.- 64

Рыночная ориентация

Э.Фромм: «Рыночная ориентация преимущественно развилась и выкристаллизовалась в современную эпоху. … Ориентацию характера, для которого свойственно глубинное отношение к себе и к другим людям как к товару, ценность которого определяется меновой стоимостью, я буду называть рыночной ориентацией.

    В наше время рыночная ориентация чрезвычайно быстро прогрессирует вместе с развитием нового рынка, «рынка личностей» – феномен последних десятилетий.

… Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться. Он испытывает чувства сродни тем, которые мог бы испытывать какой-либо товар, например чемодан на прилавке магазина, если бы этот чемодан мог чувствовать и думать».   

                                                                                   Там же, – с.- 65, 66, 67

5) продуктивная ориентация

Э.Фромм: «Продуктивность есть способность человека применять свои силы, реализуя заложенные в нем возможности. Если мы говорим, что он  должен приложить свои силы, то мы имеем в виду, что он должен быть свободен, а не зависеть от кого-либо, кто контролирует его силы.

Продуктивность – это отношение, к которому способен любой человек, если у него нет эмоциональных и психических отклонений.

… Силой разума человек способен проникать в глубь явлений, понимать их сущность. Силой любви он может преодолевать преграды, отделяющие людей друг от друга. Силой воображения он может представить   себе нечто еще несуществующее, планировать и осуществлять задуманное.

… Если верно, что человеческая продуктивность может создавать материальные ценности, произведения искусства, системы мышления, то гораздо более важным объектом продуктивности является сам человек».

                                                                       Там же, – с.- 76, 77, 79, 81



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.30.253 (0.025 с.)