Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные философские направления (материализм и идеализм )

Поиск

(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

3.1  Как следует истолковывать «основной вопрос философии» в контексте современного философского знания?

3.2 Приведите аргументы в пользу тезиса о том, что идеализм близок религии, а материализм ориентирован на науку.

3.3 Логическое задание. Найдите и обоснуйте соответствия приведенных ниже тезисов основным философским направлениям – материализму и идеализму.

1. Мир не сотворен и существует вечно

2. Сознание человека определяется материальными условиями его бытия

3. Духовное начало является основанием мира, и оно существует независимо от сознания человека

4. Движение – это атрибут материи

5. Душа – это нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертное духовное начало

6. Абстрактные понятия – красота, добро, справедливость, а также математические и логические формулы существуют сами по себе, вне и независимо от сознания человека

7. Познание – это отражение в сознании человека объективной действительности

8. Для вещей «быть» означает «быть в восприятии». Поэтому, познавая вещи, мы познаем лишь собственные ощущения.

 

Структура и функции философии

(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

4.1 Обоснуйте связь между онтологией и гносеологией

4.2 О чем свидетельствует многообразие предметных областей философского знания?

4.3 Творческое задание (конкурс вопросов)

Задание выполняется в группах. Каждая группа студентов (5-7 человек) получает следующее задание: на основании изученного материала темы необходимо сформулировать три вопроса, побуждающих к философским дискуссиям. С выполненным заданием от каждой группы выступает представитель, который должен не только зачитать подготовленные вопросы (их также следует записать на доске), но и объяснить, почему именно эти вопросы были сформулированы группой. Каждый вопрос оценивается преподавателем по 5-балльной шкале. При оценке учитываются такие разноплановые характеристики вопроса как теоретическая глубина, оригинальность, связь с жизненным миром человека, актуальность. Результаты заносятся преподавателем в таблицу:

 

Номер вопроса Группа 1 (баллы) Группа 2 (баллы) Группа 3 (баллы)
1      
2      
3      

 

Генезис философии в Древней Греции. Милетская школа. Гераклит. Учения элеатов и пифагорейцев

(выступления с сообщениями)

Контрольные вопросы и задания:

5.1 Почему возникновение философии в Древней Греции следует рассматривать как подлинную духовную революцию?

5.2 Раскройте смысл тезиса, согласно которому генезис философии в Древней Греции – это движение познания от «мифа к логосу».

5.3 Чем объяснить то обстоятельство, что первые греческие натурфилософы первооснову всего усматривали в каком-либо конкретном природном начале – воде, воздухе, огне? Не заводит ли такой ход мыслей в логический тупик?

5.4 Почему первые греческие философы рассматривали одушевленность как одну из главных характеристик космоса?

5.5 Имели ли мифы какое-либо значение для формирования представлений о происхождении и устройстве мира в учениях ранних греческих философов?

5.6 Изучите представленные ниже фрагменты текстов и сделайте сравнительный анализ взглядов греческих натурфилософов по вопросу о происхождении всего сущего. Выводы запишите в своих рабочиих тетрадях.

Учение Фалеса

Фалес (ок. 625 – 547 до н.э.) – первый, исторически достоверный представитель древнегреческой философии, основатель стихийно-материалистической милетской школы. В многообразии вещей искал единое первоначало, которое усматривал в воде.

· Ипполит: Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [замерзания], а также испарения. Все плавает на воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «то, у чего нет ни начала, ни конца».

Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. – М.: Наука, 1989. – С.109.

 

Учение Анаксимандра

Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик Фалеса, автор первого прозаического произведения в прозе «О природе». Рассматривая в качестве первоначала всего сущего «апейрон» как нечто беспредельное и качественно неопределенное, этим самым Анаксимандр преодолевает наивный подход первых философов, усматривающих первоначало в какой-либо конкретной природной стихии (вода, воздух, огонь).

· Симпликий: Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и никакой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [= качественным превращением] первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения.

 

Там же, – С. 130.

Учение Анаксимена

Анаксимен (ок. 588 – 525 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик Анаксимандра, третий и последний представитель милетской школы. Утверждал, что все сущее происходит из первоматерии – воздуха, путем его сгущения и разряжения.

· Ипполит: Анаксимен полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а [все] прочие [вещи] – от его потомков. Свойство воздуха таково: когда он предельно ровен [уравновешен, однородно-усреднен], то не явлен взору, а обнаруживает себя [когда становится] холодным, теплым, сырым и движущимся. Движется же он всегда, ибо если бы он не двигался, то все, что изменяется, не изменялось бы. Сгущаясь и разряжаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись [~ рассеявшись] до более разряженного состояния, он становится огнем; в нейтральном [букв. «среднем, промежуточным»] состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше – землей, а достигнув предельной плотности – камнями.

 

Там же, – С. 134.

Учение Гераклита

Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.) – древнегреческий философ из Эфеса, основатель исторически первой формы диалектики. Все сущее возникает из огня по необходимости, которую Гераклит называет «логосом». Учение Гераклита о всеобщем становлении, единстве противоположностей, их борьбе, тождестве и переходе друг в друга явилось существенным вкладом в развитие античной диалектики.

· Диоген Лаэрций: Частности его учения таковы. Огонь – первоэлемент, и все вещи – обменный эквивалент огня – возникают из него путем разряжения и сгущения <…> Вселенная конечна, и космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности (эон), происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, которая ведет к возникновению [космоса], называется войной и распрей, а та, что – к сгоранию (экпирозе) – согласием и миром, изменения – путем вверх – вниз, по которому и возникает космос. Сгущаясь, огонь увлажняется и сплачиваясь, становится водой; вода, затвердевая, превращается в землю: это путь вниз. Земля, в свою очередь, снова тает [~ плавится], из нее возникает вода, а из воды – все остальное; причины почти всех [этих] явлений он возводит к испарению из моря: это путь вверх.

Там же, – С. 177.

 

 

5.7 Раскройте связь приведенных высказываний Гераклита с основополагающими принципами его диалектики.

· Война (Полемос) – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными.

· Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего – одно, из одного – все.

· Должно знать, что война общепринята, что вражда обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно.

· Путь вверх – вниз один и тот же.

· Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная.

· Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается.

· В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

· Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых.

· Все течет, все изменяется.

 

5.8 Какие возможности для последующего развития научного познания открывала «числовая философия» пифагорейцев?

5.9 Как следует понимать тезис Парменида о тождестве мышления и бытия?

5.10 Внимательно прочтите отрывок из поэмы Парменида «О природе». Сформулируйте и запишите в своих рабочих тетрадях основные характеристики бытия, о которых говорит Парменид и раскройте между ними логические связи.

Парменид (вторая половина 6 – начало 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ из Элеи (Южная Италия), основоположник Элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции в целом. Согласно «учению истины» бытие едино, неподвижно, вечно, умопостигаемо, неделимо, не содержит пустоты.

«О природе»

 [Путь истины]

<…> Ибо мыслить – то же, что быть…

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать. <…>

<…> Рассуди многоспорящий довод

Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,

«Есть» гласящий; на нем – примет очень много различных,

Что не рожденным должно оно быть и негибнущим также,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу

«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то

Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,

Иль погибать, но держит крепко. Решение – вот в чем:

Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо,

Путь второй отмести как немыслимый и безымянный

(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.

 Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»?

«Было» - значит не есть, не есть если «некогда будет»

Так угасло рождение и без вести гибель пропала.

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот – не больше его ничуть, а там вот – не меньше,

Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.

Но в границах великих оков оно неподвижно,

Безначально и непрекратимо: рождение и гибель

Прочь отброшены – их отразил безошибочный довод.

Тоже, на месте одном, покоясь в себе, пребывает

И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ

Держит в оковах границ, что вокруг его запирают,

Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:

Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.

То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает,

Ибо без бытия, о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: Судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет

Все, что приняли люди, за истину то полагая:

«Быть и не быть», «рождаться на свет и погибнуть бесследно»,

«Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий».

Но, поскольку есть крайний предел, оно завершено

Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара,

От середины везде равносильное, ибо не больше,

Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.

Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б

С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было

Больше, меньше – там, раз все оно неуязвимо.

Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.

 

Там же, – С. 296 – 297.

 

 

5.11 В чем заключается противоположность философских воззрений Парменида и Гераклита?

5.12 На какую важную проблему познания указывают апории Зенона?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.014 с.)