Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные философские направления (материализм и идеализм )Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(выступление с сообщением) Контрольные вопросы и задания: 3.1 Как следует истолковывать «основной вопрос философии» в контексте современного философского знания? 3.2 Приведите аргументы в пользу тезиса о том, что идеализм близок религии, а материализм ориентирован на науку. 3.3 Логическое задание. Найдите и обоснуйте соответствия приведенных ниже тезисов основным философским направлениям – материализму и идеализму. 1. Мир не сотворен и существует вечно 2. Сознание человека определяется материальными условиями его бытия 3. Духовное начало является основанием мира, и оно существует независимо от сознания человека 4. Движение – это атрибут материи 5. Душа – это нематериальная субстанция, независимая от тела, бессмертное духовное начало 6. Абстрактные понятия – красота, добро, справедливость, а также математические и логические формулы существуют сами по себе, вне и независимо от сознания человека 7. Познание – это отражение в сознании человека объективной действительности 8. Для вещей «быть» означает «быть в восприятии». Поэтому, познавая вещи, мы познаем лишь собственные ощущения.
Структура и функции философии (выступление с сообщением) Контрольные вопросы и задания: 4.1 Обоснуйте связь между онтологией и гносеологией 4.2 О чем свидетельствует многообразие предметных областей философского знания? 4.3 Творческое задание (конкурс вопросов) Задание выполняется в группах. Каждая группа студентов (5-7 человек) получает следующее задание: на основании изученного материала темы необходимо сформулировать три вопроса, побуждающих к философским дискуссиям. С выполненным заданием от каждой группы выступает представитель, который должен не только зачитать подготовленные вопросы (их также следует записать на доске), но и объяснить, почему именно эти вопросы были сформулированы группой. Каждый вопрос оценивается преподавателем по 5-балльной шкале. При оценке учитываются такие разноплановые характеристики вопроса как теоретическая глубина, оригинальность, связь с жизненным миром человека, актуальность. Результаты заносятся преподавателем в таблицу:
Генезис философии в Древней Греции. Милетская школа. Гераклит. Учения элеатов и пифагорейцев (выступления с сообщениями) Контрольные вопросы и задания: 5.1 Почему возникновение философии в Древней Греции следует рассматривать как подлинную духовную революцию? 5.2 Раскройте смысл тезиса, согласно которому генезис философии в Древней Греции – это движение познания от «мифа к логосу». 5.3 Чем объяснить то обстоятельство, что первые греческие натурфилософы первооснову всего усматривали в каком-либо конкретном природном начале – воде, воздухе, огне? Не заводит ли такой ход мыслей в логический тупик? 5.4 Почему первые греческие философы рассматривали одушевленность как одну из главных характеристик космоса? 5.5 Имели ли мифы какое-либо значение для формирования представлений о происхождении и устройстве мира в учениях ранних греческих философов? 5.6 Изучите представленные ниже фрагменты текстов и сделайте сравнительный анализ взглядов греческих натурфилософов по вопросу о происхождении всего сущего. Выводы запишите в своих рабочиих тетрадях. Учение Фалеса Фалес (ок. 625 – 547 до н.э.) – первый, исторически достоверный представитель древнегреческой философии, основатель стихийно-материалистической милетской школы. В многообразии вещей искал единое первоначало, которое усматривал в воде. · Ипполит: Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [замерзания], а также испарения. Все плавает на воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «то, у чего нет ни начала, ни конца». Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. – М.: Наука, 1989. – С.109.
Учение Анаксимандра Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик Фалеса, автор первого прозаического произведения в прозе «О природе». Рассматривая в качестве первоначала всего сущего «апейрон» как нечто беспредельное и качественно неопределенное, этим самым Анаксимандр преодолевает наивный подход первых философов, усматривающих первоначало в какой-либо конкретной природной стихии (вода, воздух, огонь). · Симпликий: Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и никакой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [= качественным превращением] первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения.
Там же, – С. 130. Учение Анаксимена Анаксимен (ок. 588 – 525 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик Анаксимандра, третий и последний представитель милетской школы. Утверждал, что все сущее происходит из первоматерии – воздуха, путем его сгущения и разряжения. · Ипполит: Анаксимен полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а [все] прочие [вещи] – от его потомков. Свойство воздуха таково: когда он предельно ровен [уравновешен, однородно-усреднен], то не явлен взору, а обнаруживает себя [когда становится] холодным, теплым, сырым и движущимся. Движется же он всегда, ибо если бы он не двигался, то все, что изменяется, не изменялось бы. Сгущаясь и разряжаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись [~ рассеявшись] до более разряженного состояния, он становится огнем; в нейтральном [букв. «среднем, промежуточным»] состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше – землей, а достигнув предельной плотности – камнями.
Там же, – С. 134. Учение Гераклита Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.) – древнегреческий философ из Эфеса, основатель исторически первой формы диалектики. Все сущее возникает из огня по необходимости, которую Гераклит называет «логосом». Учение Гераклита о всеобщем становлении, единстве противоположностей, их борьбе, тождестве и переходе друг в друга явилось существенным вкладом в развитие античной диалектики. · Диоген Лаэрций: Частности его учения таковы. Огонь – первоэлемент, и все вещи – обменный эквивалент огня – возникают из него путем разряжения и сгущения <…> Вселенная конечна, и космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности (эон), происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, которая ведет к возникновению [космоса], называется войной и распрей, а та, что – к сгоранию (экпирозе) – согласием и миром, изменения – путем вверх – вниз, по которому и возникает космос. Сгущаясь, огонь увлажняется и сплачиваясь, становится водой; вода, затвердевая, превращается в землю: это путь вниз. Земля, в свою очередь, снова тает [~ плавится], из нее возникает вода, а из воды – все остальное; причины почти всех [этих] явлений он возводит к испарению из моря: это путь вверх. Там же, – С. 177.
5.7 Раскройте связь приведенных высказываний Гераклита с основополагающими принципами его диалектики. · Война (Полемос) – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными. · Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего – одно, из одного – все. · Должно знать, что война общепринята, что вражда обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно. · Путь вверх – вниз один и тот же. · Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная. · Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается. · В одну и ту же реку нельзя войти дважды. · Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых. · Все течет, все изменяется.
5.8 Какие возможности для последующего развития научного познания открывала «числовая философия» пифагорейцев? 5.9 Как следует понимать тезис Парменида о тождестве мышления и бытия? 5.10 Внимательно прочтите отрывок из поэмы Парменида «О природе». Сформулируйте и запишите в своих рабочих тетрадях основные характеристики бытия, о которых говорит Парменид и раскройте между ними логические связи. Парменид (вторая половина 6 – начало 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ из Элеи (Южная Италия), основоположник Элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции в целом. Согласно «учению истины» бытие едино, неподвижно, вечно, умопостигаемо, неделимо, не содержит пустоты. «О природе» [Путь истины] <…> Ибо мыслить – то же, что быть… Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать. <…> <…> Рассуди многоспорящий довод Разумом, мной приведенный. Один только путь остается, «Есть» гласящий; на нем – примет очень много различных, Что не рожденным должно оно быть и негибнущим также, Целым, единородным, бездрожным и совершенным. И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу «Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья. Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться? Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно. Но и из сущего не разрешит Убеждения сила, Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы, Иль погибать, но держит крепко. Решение – вот в чем: Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо, Путь второй отмести как немыслимый и безымянный (Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный. Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»? «Было» - значит не есть, не есть если «некогда будет» Так угасло рождение и без вести гибель пропала. И неделимо оно, коль скоро всецело подобно: Тут вот – не больше его ничуть, а там вот – не меньше, Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим. Но в границах великих оков оно неподвижно, Безначально и непрекратимо: рождение и гибель Прочь отброшены – их отразил безошибочный довод. Тоже, на месте одном, покоясь в себе, пребывает И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ Держит в оковах границ, что вокруг его запирают, Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно: Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось. То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает, Ибо без бытия, о котором ее изрекают, Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого Сверх бытия ничего: Судьба его приковала Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет Все, что приняли люди, за истину то полагая: «Быть и не быть», «рождаться на свет и погибнуть бесследно», «Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий». Но, поскольку есть крайний предел, оно завершено Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара, От середины везде равносильное, ибо не больше, Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот. Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было Больше, меньше – там, раз все оно неуязвимо. Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.
Там же, – С. 296 – 297.
5.11 В чем заключается противоположность философских воззрений Парменида и Гераклита? 5.12 На какую важную проблему познания указывают апории Зенона?
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.014 с.) |