Закономерности развития научного знания. Научные революции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности развития научного знания. Научные революции



(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

5.1 Объясните смысл понятия «научная революция».

5.2 Почему в истории познания происходят научные революции? Приведите примеры научных революций.

5.3 Раскройте смысл понятия «научная парадигма». Какое значение имеет это понятие для осмысления исторического развития науки?

5.4 Проанализируйте приведенный ниже фрагмент работы Т.Куна «Структура научных революций» и подготовьте ответы на следующие вопросы:

a) Как следует понимать тезис Куна о том, что при смене научных парадигм происходит изменение самого мира?

b) В чем суть такого описываемого Куном феномена как «переключение зрительного гештальта»?

c) Как Кун описывает переход от старой научной парадигмы к новой?

d) Почему ученый, как утверждает Кун, при переходе к новой научной парадигме должен «научиться видеть новый гештальт»?

 

При подготовке ответов на поставленные вопросы, необходимо прояснить смысл такого используемого Куном понятия как «гештальт». Гештальт (от нем. Gestalt – образ, форма) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Иными словами гештальт – это целостный образ, возникающий в результате восприятия какого-либо предмета, явления или ситуации.

Томас Сэмюэл Кун (1922 – 1996) – американский историк науки и философ, видный представитель постпозитивистской философии науки. В своей основной работе – «Структура научных революций», обосновал концепцию развития научного знания, согласно которой периоды относительно спокойного функционирования науки как целостной системы сменяются научными революциями. Таким образом, наука в своем развитии проходит следующие стадии: допарадигмальная наука, нормальная наука (парадигмаьная), экстраординарная наука (внепарадигмаьная, научная революция).

Рассматривая результаты прошлых исследований с позиций современной историографии, историк науки может поддаться искушению и сказать, что, когда парадигмы меняются, вместе с ними меняется сам мир. Увлекаемые новой парадигмой учёные получают новые средства исследования и изучают новые области. Но важнее всего то, что в период революций учёные видят новое и получают иные результаты даже в тех случаях, когда используют обычные инструменты в областях, которые они исследовали до этого. Это выглядит так, как если бы профессиональное сообщество было перенесено в один момент на другую планету, где многие объекты им незнакомы, да и знакомые объекты видны в ином свете. Конечно, в действительности всё не так: нет никакого переселения в географическом смысле; вне стен лаборатории повседневная жизнь идёт своим чередом. Тем не менее изменение в парадигме вынуждает учёных видеть мир их исследовательских проблем в ином свете. Поскольку они видят этот мир не иначе, как через призму своих воззрений и дел, постольку у нас может возникнуть желание сказать, что после революции учёные имеют дело с иным миром.

Элементарные прототипы для этих преобразований мира учёных убедительно представляют известные демонстрации с переключением зрительного гештальта. То, что казалось учёному уткой до революции, после революции оказывалось кроликом. Тот, кто сперва видел наружную стенку коробки, глядя на неё сверху, позднее видел её внутреннюю сторону, если смотрел снизу. Трансформации, подобные этим, хотя обычно и более постепенные и почти необратимые, всегда сопровождают научное образование. Взглянув на контурную карту, студент видит линии на бумаге, картограф — картину местности. Посмотрев на фотографию, сделанную в пузырьковой камере, студент видит перепутанные и ломаные линии, физик — снимок известных внутриядерных процессов. Только после ряда таких трансформаций видения студент становится «жителем» научного мира, видит то, что видит учёный, и реагирует на это так, как реагирует учёный. Однако мир, в который студент затем входит, не представляет собой мира, застывшего раз и навсегда. Этому препятствует сама природа окружающей среды, с одной стороны, и науки — с другой. Скорее он детерминирован одновременно и окружающей средой, и соответствующей традицией нормальной науки, следовать которой студент научился в процессе образования. Поэтому во время революции, когда начинает изменяться нормальная научная традиция, учёный должен научиться заново воспринимать окружающий мир — в некоторых хорошо известных ситуациях он должен научиться видеть новый гештальт. Только после этого мир его исследования будет казаться в отдельных случаях несовместимым с миром, в котором он «жил» до сих пор.

Кун Т. Структура научных революций // Кун Т. Структура научных революций. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – С.151-152

5.5 Логическое задание

Найдите соответствие между приведенными ниже тезисами и научными парадигмами – классической, неклассической и постнеклассичекой.

1. Важным принципом научного познания является устранение наблюдателя и средств наблюдения из физической картины мира

2. Общенаучная картина мира основывается на системном подходе и основополагающих принципах универсального эволюционизма

3. Мир – это гигантское скопление неделимых и неизменных частиц, связанных силами тяготения и перемещающихся в абсолютном пространстве

4. Материя – это инертная субстанция, лишенная свойства самодвижения. Поэтому материальный мир не эволюционирует

5. В науке признается допустимость нескольких, отличающихся между собой теоретических описаний одного и того же объекта познания

6. Описание и объяснение феноменов микромира неизбежно предполагает указание на наблюдателя и средства наблюдения

7. Среди объектов научного познания особое значение имеют сложные, исторически развивающиеся системы, важным элементом которых является сам человек (глобальная экология, генетическая инженерия)

8. Система в своем эволюционном развитии проходит через «точки бифуркации» (неравновесные состояния), в которых возникает веерный набор возможностей дальнейшего развития системы

 

· Завершение семинара

Итогом осмысления изученной темы должен стать развернутый ответ на следующий вопрос: какие мировоззренческие ориентиры возникли в связи с современным этапом развития науки и техногенного общества? (Необходимо раскрыть значение этих мировоззренческих ориентиров для современного цивилизационного развития).

 

 


Семинарское занятие 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.238.222 (0.005 с.)