Пространство и время. Многообразие пространственно-временных уровней бытия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пространство и время. Многообразие пространственно-временных уровней бытия



(выступления с сообщениями)

Контрольные вопросы и задания:

4.1 В чем состоит суть утверждения о том, что использование категорий пространства и времени имеет смысл для познания мира? Сделайте гипотетическое предположение о таком состоянии материи, которое было бы невозможно описывать и познавать с помощью указанных категорий.

4.2 Дайте обоснованный ответ на следующий вопрос: возможен ли такой феномен как однородное, изотропное культурное пространство? (Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек. Изотропность пространства указывает на то, что в пространстве нет каких-либо выделенных направлений. Обе характеристики используются по отношению к физическому смыслу понятия пространства). При подготовке ответа на поставленный вопрос важно также исходить из представления о том, что культурное пространство – это пространство, освоенное человеком, и этой форме пространства присущи знаковость и символика.

4.3 На основании изучения представленного ниже фрагмента работы Я.Э. Голосовкера «Логика античного мифа» сформулируйте выводы, в которых бы раскрывалась специфика мифологического времени. При этом необходимо исходить из положения о том, что время в мифе задано логикой чудесного.

Яков Эммануилович Голосовкер (1890 – 1967) – русский и советский философ, писатель, переводчик. Рассматривал философию как продуктивную деятельность воображения, считая ее не наукой, а особым искусством, создающим смыслообразы. Разработал оригинальную концепцию мифа и его «логики», доказывая, что именно в нем имагинация (воображение, понимаемое как творческий, созидающий акт, способный непосредственно воздействовать на окружающий мир) получает свое наиболее полное воплощение.

Бог может ускорить срок жизни, положенный герою судьбой Мойрой, может по своему произволу удлинить его. Ослепленному Тиресию даруется взамен глаз долголетие. И не ему одному. Наоборот, фракийскому царю Ликургу, дионисоборцу, жизнь укорачивается. Можно жить без возраста и в любом возрасте; можно возвращать былую юность; можно прожить вторую жизнь – воскреснуть после смерти: вернуться из Аида на землю и вновь воплотиться в прежнее тело. Сизиф достиг этого хитростью, он обманул властителя преисподней – бога Аида. Ему пришлось умереть вторично, как Лазарю, из Аида Тезея вернул на землю Геракл.

 

Боги могут рождаться в любом возрасте. Зевс родился младенцем, рос не по дням, а по часам, но достигнув зрелости, перестал стареть. Время для него остановилось: таков и Фидиев Зевс. Ребенком родился и Гермес, но с разумом взрослого. Младенец оказался смышленее Аполлона: он изобрел лиру и подарил ее богу искусств, научив его «божественной игре». Но до полной зрелости в рамках олимпийского пантеона он не развился, равно как и Аполлон: оба они остались вечными юношами. Зато Эрос, сын Афродиты, остается вечным ребенком-подростком, подобно тому как вечным старцем стал Морской Старец – безразлично, будет ли его имя Протей, Нерей, Форкий. Дионис дважды родился. Он поэтому и прозван Дважды-рожденным – Дифирамбом [16]. Взрослой родилась из головы Зевса Афина Паллада. Она не знала ни детства, ни старости. Гера – вечно прекрасная матрона. Артемида – вечная девственница. Гестия – девственница, но в образе стареющей женщины.

Голосовкер Я.Э. Логика античного мифа // Голосовкер Я.Э. Логика мифа. – М.: Наука,1987. – С.24

4.4 Почему в платонизме и христианстве столь большое значение придавалось идее противопоставления вечности и времени?

4.5 Изучите представленный ниже текстовой фрагмент известного произведения Августина (354 – 430) «Исповедь». (Информационную справку об Августине смотрите в теме 2). Подготовьте ответы на следующие вопросы:

a) Какова суть «парадокса времени» Августина? Почему этот парадокс возникает?

b) В чем заключается известный психологизм в понимании времени Августином?

c) Чем объяснить то обстоятельство, как это видно на примере «парадокса времени» Августина, что, не сомневаясь в существовании пространства, мы сталкиваемся с определенными трудностями при наших попытках доказать реальное существование времени?

 

… Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю. Настаиваю, однако, на том, что твердо знаю: если бы ничто не проходило, не было бы прошлого времени; если бы ничто не приходило, не было бы будущего времени; если бы ничего не было, не было бы и настоящего времени. А как могут быть эти два времени, прошлое и будущее, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет? и если бы настоящее всегда оставалось настоящим и не уходило в прошлое, то это было бы уже не время, а вечность; настоящее оказывается временем только потому, что оно уходит в прошлое. Как же мы говорим, что оно есть, если причина его возникновения в том, что его не будет! Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?

Августин Аврелий. Исповедь // Лабиринты души. – Симферополь: Реноме,1998. – С.159

 

Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание. 

                                                                                          Там же, – с.- 162

4.6 Логическое задание

Приведите в соответствие представленные ниже тезисы и понятия с известными концепциями пространства и времени – субстанциальной и реляционной. Объясните, почему тот или иной тезис или понятие следует отнести к одной из двух концепций. Оформите в своих рабочих тетрадях результаты выполненного задания в виде таблицы, которая будет иметь следующий вид:

  Субстанциальная концепция пространства и времени (Г.Галилей, И Ньютон) Реляционная концепция пространства и времени (теория относительности А.Эйнштейна)
Основные тезисы и понятия    

1) Пространство и время – это сущности, которые существуют независимо от материальных объектов

2) Пространство и время – это формы бытия материи

3) Изменчивость пространственно-временных характеристик объекта, движущегося со скоростью, близкой к скорости света

4) Пространство и время связаны между собой пространственно-временным интервалом, который инвариантен

5) Пространство и время – это абсолютные условия бытия материальных объектов

6) Независимость пространства и времени друг от друга

7) Пространство и время производны от конкретных физических взаимодействий

8) Движение тел и частиц происходит по законам классической механики

 

4.7 Какова философская интерпретация теории относительности Эйнштейна?

4.8 Что будет собой представлять время, если на него перенести характеристики пространства?

4.9 В чем состоит специфика социального времени? Чем оно отличается от физического времени?

Интеллектуальная игра

Каждая группа студентов, состоящая из 5-7 человек, должна выполнить предложенные задания. О результатах работы своей группы сообщает один или несколько участников игры. Преподаватель оценивает каждое выполненное задание по 5-балльной шкале и подводит итоги работы в группах. Результаты заносятся в таблицу, начерченную на доске и имеющую следующий вид:

Номер задания Группа 1 (баллы) Группа 2 (баллы) Группа 3 (баллы)
1      
2      

Задание 1

Ниже приводятся утверждения, соответствующие позиции жесткого детерминизма. Сформулируйте по отношению к ним альтернативную точку зрения, которая представляла бы собой систему обоснованных концептуальных положений.

Все в мире причинно обусловлено. Следовательно, все происходит по необходимости, и нет места случайности. Современное состояние Вселенной – это неизбежный результат ее предшествующего состояния и причина ее состояния в будущем. Имея исходную базу данных о современном состоянии мира, можно с математической точностью рассчитать как его прошлое, так и его будущее. Все действия и поступки человека также подчинены жесткой причинно-следственной зависимости.

Задание 2

Подготовьте подкрепленные теоретической аргументацией ответы на следующие вопросы:

1) Возможно ли существование таких типов общества и культуры, в которых сознание человека обращено преимущественно в прошлое, а будущее не имеет какого-либо существенного значения?

2) Можно ли предположить реальное существование таких типов общества и культуры, в которых определяющим временным модусом человеческого сознания становится не прошлое, а будущее?

 

 

· Завершение семинара

Дайте обоснованный ответ на вопрос: как изменилось ваше мировоззрение в результате освоения материала изученной темы? Ответ можно сформулировать в виде нескольких развернутых тезисов, отражающих вашу изменившуюся мировоззренческую позицию.

 

 


 

Семинарское занятие 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.016 с.)