Диалектический материализм. Материалистическое понимание истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектический материализм. Материалистическое понимание истории



(выступления с сообщениями)

Контрольные вопросы и задания:

2.1 Какие формы движения материи рассматриваются в диалектическом материализме? В чем заключается принцип их связи?

2.2 Приведите конкретные примеры, подтверждающие законы марксистской диалектики.

2.3 В чем состоит принципиальное отличие марксистской диалектики от диалектики Гегеля?

2.4 Что общего между марксистской теорией исторического процесса и гегелевской философией истории? Каковы их отличия?

2.5 Верно ли утверждение, согласно которому социалистическая революция в России в октябре 1917 года произошла в соответствии с марксистской теорией?

2.6 Изучите представленный ниже фрагмент работы К.Маркса «К критике политической экономии». Подготовьте ответы на поставленные вопросы и выполните задания к тексту.

a) Объясните суть марксистской концепции последовательной смены общественно-экономических формаций в историческом процессе.

b) В чем заключается новизна формационного подхода к обществу и истории?

c) Раскройте смысл такого понятия как «предыстория человеческого общества»

d) Что Маркс рассматривает в качестве критерия исторического прогресса?

Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий социолог, философ, экономист, основоположник диалектического и исторического материализма, идеолог и организатор международного коммунистического движения. Явился создателем материалистической концепции истории. Согласно Марксу, исторический процесс определяется развитием производительных сил и способов производства. Важным фактором исторического развития общества является классовая борьба. История, понимаемая как естественноисторический процесс, детерминированный законами общественного развития, неизбежно приведет к крушению капитализма и утверждению социально идеала – коммунизма.

    Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения. Которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф.Избранные произведения в 3-х т. – М.: Изд-во политической литературы, 1970.т.1, – С.535-537

 

2.7 Почему в своей материалистической концепции истории Маркс придавал большое значение фактору классовой борьбы?

2.8 Раскройте значение марксистской теории для формирования научно-философских представлений о закономерностях социально-исторического развития.

2.9 В чем можно увидеть известные недостатки и ограниченность формационного подхода?

2.10 Логическое задание

Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют марксистской теории общества и истории? Дайте аргументированный ответ по отношению к каждому тезису.

1. Возможность перехода к коммунизму обусловлена исключительно способностью угнетенных классов захватить власть

2. Исторический процесс определяется господствующей в обществе идеологией

3. Надстройка не может оказывать какого-либо влияния на базис

4. Основные стадии исторического развития общества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная

5. Коммунизм – это высшая стадия исторического развития, а также справедливый тип общественного устройства, при котором сохраняется социально-классовое деление и институт государства

6. Социальные революции – это тупик исторического развития общества, так как они разрушают сложившуюся систему социальных связей

7. Исторический прогресс обусловлен разумной природой человека, и поэтому история – это прогресс человеческого разума

8. Социальная революция возникает в результате конфликта между развившимися производительными силами и старыми, отжившими производственными отношениями

9. Общественное бытие – это материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Общественное бытие существует независимо от общественного сознания

10.  Переход к новому типу общества, или общественно-экономической формации, не произойдет ранее, чем для этого не созреют соответствующие исторические предпосылки

11.  Смена общественно-экономических формаций в истории происходит с неизбежной необходимостью и поэтому сам этот процесс носит фатальный характер

12.  Человек – это совокупность общественных отношений

2.11 Творческое задание

Если, исходя из мысленного предположения, представить себе возможную встречу Христа и Маркса, то какой между ними мог бы состояться диалог по вопросу об освобождении человечества от зла, пороков и достижении социально-этического идеала? Запишите этот предполагаемый полемический диалог объемом не менее одной страницы в своих рабочих тетрадях. На основании этого сделайте выводы, позволяющие отчетливо увидеть как сходные идеи, так и принципиальные расхождения в учениях Христа и Маркса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.085 с.)