Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ концепции идеального государства ПлатонаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Данная форма работы предполагает использование элементов проблемной дискуссии и полемики. Задание выполняется всеми присутствующими студентами, разделенными на три группы, две из которых – это группы экспертов-аналитиков, а третью можно условно назвать группой социальных реформаторов.
Задание первой группе экспертов-аналитиков (эксперты-критики) · На основании критического анализа концепции Платона выявите ее основные недостатки; · Спрогнозируйте возможные негативные социальные последствия в случае воплощения концепции идеального государства Платона;
Задание второй группе экспертов-аналитиков (эксперты-апологеты) · Приведите обоснованные аргументы в пользу концепции Платона. При этом важно мысленно представить себе воплощение этой концепции в конкретном социальном опыте и найти в этом определенные положительные стороны; . Задание группе социальных реформаторов · Сформулируйте концепцию реформирования идеального государства Платона. Для этого необходимо обосновать цели и задачи реформаторской деятельности, а также составить перечень реформ с учетом их возможных социальных последствий; Анализ проекта наилучшего государства Платона предполагает рассмотрение всех его основных положений, которые в сжатом виде можно представить с помощью следующей схемы: Идеальное государство состоит из трех групп граждан или сословий. Первое сословие – философы, которые управляют государством. У них преобладает разумная часть души, добродетелью которой является мудрость. Второе сословие – воины (стражи). Они защищают государство, так как в их душе преобладает волевая часть, соответствующая такой добродетели как мужество. Третье сословие – земледельцы и ремесленники, у которых наиболее развита вожделеющая часть души. Они обеспечивают все государство продуктами своего труда. Первые два сословия – высшие сословия. Они не имеют, в отличие от третьего, низшего сословия, таких институтов как семья и частная собственность. Воспроизводство высших сословий происходит путем подбора пар государством. Родившиеся дети воспитываются отдельно от своих родителей. Поэтому дети не знают своих родителей, равно как и родители не знают своих детей. В государстве запрещены наука о природе и изобразительное искусство. Установлена строгая цензура в отношении сказок и мифов, лирических и драматических произведений. Согласно Платону такое государство – наилучшее, так как оно обладает мудростью, мужеством, справедливостью и рассудительным повиновением худшей части государства его лучшей части. Каждый гражданин занимается исключительно своим делом ради блага самого государства.
При выполнении задания следует также опираться на приведенные ниже фрагменты диалога Платона «Государство». Напомним, что в этом диалоге, как и во всех других, за исключением диалога «Законы», их неизменным участником является Сократ – учитель Платона, «наилучший из всех философов», в уста которого Платон вкладывает свои собственные мысли.
фрагмент 473-d-e: (Сократ) Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить, – я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе не возможно не личное их, не общественное благополучие. Платон. Государство // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. – М.: Мысль, 1994. – С.252-253. фрагмент 428-с: (Сократ) Мужественным государство бывает лишь благодаря какой-то одной своей части – благодаря тому, что в этой своей части оно обладает способностью постоянно сохранять то мнение об опасностях – а именно, что они заключаются в том то и в том то, – которое внушил ей законодатель путем воспитания. Там же, – С.200. фрагмент 431-с- d: (Сократ) Множество самых разнообразных вожделений, удовольствий и страданий легче всего наблюдать у детей, женщин и у домашней челяди, а среди тех, кого называют сводными людьми, – у ничтожных представителей большинства. (Главкон) Конечно. (Сократ) А простые, умеренные переживания, продуманно направленные с помощью разума и правильного мнения, ты встретишь у очень немногих, лучших по природе и воспитанию. (Главкон) Это верно. (Сократ) Так не замечаешь ли ты этого и в нашем государстве: ничтожные вожделения большинства подчиняются там разумным желаниям меньшинства, то есть людей порядочных? (Главкон) Да, замечаю. (Сократ) Значит, если уж признавать какое-нибудь государство преодолевшим и удовольствия, и вожделения, и самое себя, так это будет наше государство. Там же, – С.202-203. Фрагмент 432-а (Сократ) Ну, вот видишь, мы, значит, верно предсказывали не так давно, что рассудительность подобна некой гармонии. (Главкон) И что же? (Сократ) Это не так, как с мужеством или мудростью: те, присутствуя в какой-либо одной части государства, делают все государство соответственно, либо мужественным, либо мудрым; рассудительность же в государстве проявляется по-иному: она пронизывает на свой лад решительно все целиком; пользуясь всеми своими струнами, она заставляет и те, что слабо натянуты, и те, что сильно, и средние звучать согласно между собою, если угодно, с помощью разума, а то и силой или, наконец, числом и богатством и всем тому подобным, так что мы с полным правом могли бы сказать, что эта вот согласованность и есть рассудительность, иначе говоря, естественное созвучие худшего и лучшего в вопросе о том, чему належит править и в государстве и в каждом отдельном человеке. Там же, – С.203-204. Фрагмент 433-а-b (Сократ) Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили и после все время повторяли, если ты помнишь, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше сего способен. (Главкон) Да, мы говорили так. (Сократ) Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так говорили. (Главкон) Да, говорили. (Сократ) Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом – это, пожалуй, и будет справедливостью. Там же, – С.204-205. Фрагмент 519-е, 520-а (Сократ) Ты опять забыл, мой друг, что закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-либо слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства. Там же, – С.301.
От каждой группы выступает 2-3 представителя с подготовленными докладами. Преподаватель организует проблемную дискуссию и оценивает работу в группах по 5-балльной шкале. Итогом работы является задание всем студентам: исходя из опыта анализа, дискуссии и полемического обсуждения концепции Платона, необходимо сформулировать наиболее важный проблемный вопрос, (вопросы) имеющий принципиальное значение для понимания сущности общественно-государственного устройства и оценки его конкретных форм. Философия Аристотеля · (критика теории идей Платона, материя и форма, учение о причинности, Бог как перводвигатель и абсолютное начало всех начал ) (выступление с сообщением) Контрольные вопросы и задания: 4.1 Аристотель подверг критике теорию идей Платона. Означает ли это, что Аристотель отвергает объективный идеализм вообще и придерживается исключительно материалистической позиции? 4.2 Изучите представленные ниже фрагменты «Метафизики» Аристотеля. Раскройте смысл и объясните связь основных характеристик, которыми Аристотель наделяет «божественный ум» или Бога. Аристотель (384 – 322 до н.э.). (информационную справку об Аристотеле смотрите: семинарское занятие 1, тема: «Философия как мировоззренческая форма сознания. Зарождение философии в Древней Греции). фрагмент 1072-а: … существует нечто движущееся беспрестанным движением, а таково движение круговое; и это ясно не только на основе рассуждений, но и из самого дела, так что первое небо, можно считать вечно. Следовательно, существует и нечто, что его движет. А так как то, что и движется и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения в 4-х т., М.: Мысль, 1976.Т.1. – С.309. фрагмент 1072- b: Так вот, от такого начала зависят небеса и [вся] природа. И жизнь его – самая лучшая, какая у нас бывает очень короткое время. В таком состоянии оно всегда (у нас этого не может быть), ибо его деятельность есть также удовольствие (поэтому бодрствование, восприятие, мышление – приятнее всего, и лишь через них – надежды и воспоминания. А мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее мышление – на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его – одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом мысли; так что божественное в нем – это, надо полагать, скорее само обладание, нежели способность к нему, и умозрение – самое приятное и самое лучшее. Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог.
Там же, – С.310 фрагмент 1073-а: Таким образом, из сказанного ясно, что есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность; показано также, что эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима (ибо она движет неограниченное время, между тем ничто ограниченное не обладает безграничной способностью; а так как всякая величина либо безгранична, либо ограниченна, то ограниченной величины эта сущность не может иметь по указанной причине, а неограниченной – потому, что вообще никакой неограниченной величины нет); с другой стороны, показано также, что эта сущность не подвержена ничему и неизменна, … Там же, – С.311. · (учение о государстве и обществе ) (выступление с сообщением) Контрольные вопросы и задания: 4.3 Что, по Аристотелю, является критерием отделения правильных форм государства от неправильных? 4.4 Какие формы государства Аристотель относит к правильным, а какие к неправильным? Почему? 4.5 Каковы критические аргументы Аристотеля в отношении проекта идеального государства Платона? 4.6 Прочитайте фрагмент «Политики» Аристотеля и подготовьте ответы на следующие вопросы: a) Что рассматривает Аристотель в качестве необходимого условия целостности государства и его наилучшего устройства? Какие последствия, согласно Аристотелю, вытекают из нарушения этого условия? b) В чем состоит отличие подхода Аристотеля к проблеме наилучшего государственного строя от проекта Платона? c) Дайте свою оценку социально-политического идеала Аристотеля. фрагменты 1295 b, 1296 a: Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Эти граждане по преимуществу и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим не принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто из них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безопасности. Поэтому прекрасное пожелание высказал Фокилид: «У средних множество благ, в государстве желаю быть средним». 8. Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае - сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждый из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда они владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей. Ведь тирания образуется как из чрезвычайно распущенной демократии, так и из олигархии, значительно реже – из средних видов государственного строя и тех, кто сродни им. … 9. Итак, очевидно, средний вид государственного строя наилучший, ибо только он не ведет к внутренним распрям; там, где средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан группировки и раздоры. И крупные государства по той же самой причине – именно потому, что в них многочисленны средние граждане, – менее подвержены распрям; в небольших же государствах население легче разделяется на две стороны, между которыми не остается места для средних, и почти все становятся там либо бедняками, либо богачами. Демократии в свою очередь пользуются большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно благодаря наличию в них средних граждан (их больше, и они более причастны к почетным правам в демократиях, нежели в олигархиях). Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1976.Т.4. – С.508-509 4.7 Логическое задание Определите, какие из приведенных ниже тезисов принадлежат Платону, а какие – Аристотелю. Приведите необходимые аргументы в пользу своей точки зрения. 1. Наилучшее государство не предполагает счастье своих частей, так как достаточно того, что оно счастливо в целом. 2. Рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых. Раб – «это одушевленный инструмент». 3. Отдельные вещи постигаются с помощью органов чувств; значит и для разумного познания должны существовать объекты, созерцаемые умом, точно так же как мы здесь, на земле, воспринимаем вещи чувствами. 4. «Первая» материя есть только возможность. Она может стать какой угодно «действительностью», но сама по себе не есть никакая «действительность». Первая материя нигде и никогда не может восприниматься посредством чувств: она только мыслится и есть поэтому «неопределенный субстрат».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.255.198 (0.013 с.) |