Абсолютный идеализм Г.Гегеля. Диалектический метод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолютный идеализм Г.Гегеля. Диалектический метод



(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

2.1 Являясь представителем объективного идеализма, Гегель исходит из тезиса о духовной субстанции как первоосновы и причины всего сущего. Приведем определение категории «субстанция». Субстанция (лат.substantia – сущность, нечто, лежащее в основе) – философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. (Новейший философский словарь. – Мн.: Книжный Дом. 2003. – С. 1001)

 В связи с этим возникает вопрос: следует ли Гегель классической традиции в понимании субстанции? Постройте свои рассуждения на сопоставлении классической традиции, восходящей к Платону (духовная первооснова, субстанция всего сущего – это застывшее в собственном божественном совершенстве «царство» идеальных образцов или идей) и Аристотелю (субстанциальная первооснова мира – это Бог, понимаемый как «неподвижный двигатель») с гегелевским подходом к рассматриваемой проблеме.

2.2 Что общего между гегелевским Абсолютом и христианским Богом Отцом?

2.3 Как следует понимать тезис Гегеля о тождестве мышления и бытия?

2.4 Объясните смысл известного тезиса Гегеля: «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».

2.5 Раскройте отношения между такими понятиями гегелевской диалектики как «тождество» и «различие».

2.6 Известно, что формальная логика Аристотеля не допускает логических противоречий. Так, например, содержание понятий «круглый квадрат» или «квадратный круг» включают в себя противоречивые, взаимоисключающие свойства. Ясно, что эти понятия имеют пустой объем, так как в самой действительности нельзя найти ни круглого квадрата, ни квадратного круга. То же самое и относительно противоречивых высказываний – А и не А. Если перед нами стоит знакомый человек по имени Иван, то противоречие возникнет, если мы будем утверждать, что этот человек Иван и в то же время отрицать это. Все совершенно логично и соответствует здравому смыслу. Отсюда вопрос: каково было отношение Гегеля к формальной логике Аристотеля? Обоснуйте свой ответ.

2.7 Раскройте смысл гегелевской триады: тезис – антитезис – синтез.

2.8 Внимательно прочитайте извлечения из работы Гегеля «Наука логики» и выполните следующие задания:

a) Выделите содержательные аспекты гегелевского понимания диалектики

b) Объясните смысл высказывания Гегеля: «Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным».

c) Раскройте суть гегелевского противопоставления диалектики и софистики

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, представитель новоевропейского рационализма, создатель всеобъемлющей философской системы и теории диалектики на основе объективного идеализма. Согласно Гегелю, субстанцией всех природных и общественных феноменов является Абсолютная идея («мировой разум», «мировой дух»), которая в своем самопознании и становлении реализует диалектическую схему развития, суть которой может быть описана гегелевской триадой: тезис – антитезис – синтез. Внес существенный вклад в развитие принципа историзма в понимании общества, культуры и человека.

    …Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определенные понятия и создает в них лишь видимость противоречий. Вследствие этого признаются ничтожными не эти определения, но указанная видимость, и рассудочное скорее оказывается истинным. Часто диалектика и на самом деле представляет собой не что иное, как субъективную игру, которая по произволу выдвигает то доказательства, то опровержения – рассуждательство, в котором отсутствует содержание и пустота которого прикрывается остроумными соображениями. Однако в своей подлинной определенности диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще. Рефлексия есть прежде всего движение мысли, выходящее за пределы изолированной определенности и приводящее ее в отношение и связь с другими определенностями так, что определенности хотя и полагаются в некоторой связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограниченны, т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным.

    Прибавление 1-е. В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания. Нашему обыденному сознанию не останавливаться на абстрактных определениях рассудка представляется делом справедливости (по пословице: живи и давай жить другим), так что мы признаем как одно, так и другое. Но более строгое рассмотрение показывает, что конечное ограничивается не только извне, но и снимается благодаря своей собственной природе и благодаря себе самому переходит в свою противоположность. Так, например, говорят: «человек смертен» – и рассматривают смерть как нечто, имеющее свою причину лишь во внешних обстоятельствах; согласно этому способу рассмотрения, существуют два отдельных друг от друга свойства человека: быть живым, а также быть смертным. Но истинное понимание состоит в том, что жизнь как таковая носит в себе зародыш смерти и что вообще конечное в себе противоречиво и вследствие этого снимает себя. Не следует, далее, смешивать диалектику с софистикой, сущность которой как раз и состоит в том, что она пользуется односторонними и абстрактными определениями в их изолированности, в зависимости от того, какого из этих определений требуют в данный момент интересы индивидуума и то положение, в котором он сейчас находится. Так, например, в практической сфере важно, чтобы я существовал и обладал средствами к существованию. Но если я выдвигаю эту сторону дела, этот принцип моего блага как таковой и делаю из него вывод, что я имею право красть или изменять отечеству, то это софизм. Точно так же моя субъективная свобода представляет собой существенный принцип моих действий в том смысле, что я должен поступать согласно своему разумению и убеждению. Но если я руководствуюсь только этим принципом, то это также софистика, и этим я выбрасываю за борт все принципы нравственности. Диалектика существенно отлична от такого образа действия, ибо она ставит себе целью рассматривать вещи в себе и для себя, т.е. согласно их собственной природе, обнаруживая при этом конечность односторонних представлений рассудка.

Гегель. Наука логики.Энциклопедия философских наук. Т.1., М.: Мысль, 1975. – С.205-207

Как бы упорен ни был рассудок в своем сопротивлении диалектике, ее все же отнюдь нельзя рассматривать как исключительную принадлежность философского сознания, ибо то, о чем в ней идет речь, мы уже находим также и в каждом обыденном сознании, и во всеобщем опыте. Все, что нас окружает, может рассматриваться как пример диалектики. Мы знаем, что все конечное, вместо того чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе своим другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность.

                                                                                    Там же, – с.208

2.9 Дайте истолкование гегелевского тезиса о том, что история – это прогресс в осознании свободы

2.10 Что означает такое понятие философии истории Гегеля как «хитрость мирового разума»?

2.11 В чем состоит смысл гегелевской идеи конца истории?

2.12 Почему философию Гегеля нередко называют панлогизмом? (При подготовке ответа на данный вопрос следует прояснить смысл самого понятия «панлогизм». Панлогизм – это философский принцип, согласно которому существующая действительность (природа и общество) понимается как осуществление логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи).

2.13Логическое задание

Какие из приведенных ниже утверждений соответствуют философии Гегеля? Дайте аргументированный ответ по отношению к каждому тезису.

1. Мир – это материальная действительность, развивающаяся по законам диалектики.

2. Мы познаем только явления, в то время как сущность вещей непознаваема

3. Самопознание – это высшая цель Абсолютной идеи

4. Абсолютная идея, являясь совершенной субстанцией, пребывает в вечном покое

5. Природа – это инобытие духа

6. Логика – это наука о законах и формах исключительно человеческого мышления

7. Развитие понятий в процессе познания происходит по принципу восхождения от абстрактного к конкретному

8. Понятие различия недопустимо и нелогично, если речь идет о тождестве

9. Логическое и историческое совпадают. История – это предметное воплощение логического саморазвития Абсолютной идеи

10.  Подлинные творцы истории – люди. В результате их действий происходит прогресс в развития общества и культуры. Поэтому историю можно объяснить из действий людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.011 с.)