Основные проблемы и черты средневековой философии. Патристика и схоластика. Августин и Фома Аквинский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы и черты средневековой философии. Патристика и схоластика. Августин и Фома Аквинский



 (выступление с сообщением)

 

Контрольные вопросы и задания:

6.1 Почему средневековые философы стремились доказать бытие Бога? Раскройте суть наиболее известных доказательств бытия Бога в средневековой философии.

6.2 Прочитайте фрагмент из книги Б.Рассела «Почему я не христианин» и подготовьте развернутый ответ на вопрос: в чем состоят возражения философа против доказательства бытия Бога на основании понятия первопричины? 

Бертран Рассел (1872 – 1970)

(информационную справку о Б. Расселе смотрите в теме 1).

… Приверженцы христианства утверждают, что все, что мы видим в этом мире, имеет причину; идя по причиной цепи все дальше и дальше вглубь, вы непременно должны прийти к первопричине, и этой-то первопричине вы и присваиваете имя бога. В наши дни, как мне представляется, аргумент первопричины не пользуется особенно большим авторитетом прежде всего потому, что само понятие причины стало далеко не таким, каким оно было в прошлом. Понятие причины подверглось атакам философов и людей науки и ныне уже не обладает той жизненностью, какой оно отличалось в прошлом; но и помимо этого вы можете убедиться в том, что аргумент, согласно которому должна существовать первопричина, является совершенно несостоятельным. Признаюсь, что, когда я был еще молодым человеком и весьма серьезно ломал себе над этими вопросами, я долгое время принимал аргумент первопричины, пока однажды (мне было тогда 18 лет) не прочел автобиографии Джона Стюарта Милля, где наткнулся на следующее место: «Отец объяснил мне, что на вопрос: «Кто меня сотворил?» – нельзя дать ответ, ибо это немедленно повлекло бы за собой новый вопрос: «А кто сотворил Бога?» Это необычайно простое место убедило меня, и до сих пор я пребываю в убеждении, что аргумент первопричины является ложным. В самом деле, если все должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен. По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон – на черепахе; когда же индуса спрашивали: «А на чем же держится черепаха?» – тот отвечал: «Давайте поговорим о чем-нибудь другом». И впрямь, аргумент первопричины ничуть не лучше ответа, данного индусом. Ведь нет никаких оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало.

Рассел Б. Почему я не христианин. – М.: Изд-во политической литературы, 1987. – С.97-98

6.3 Сопоставьте рассмотренные выше критические аргументы Рассела с каузальным (причинным) доказательством бытия у Бога Фомы Аквинского, суть которого представлена ниже. В каком вопросе обнаруживаются истоки принципиальных расхождений обоих философов?

Каузальное (причинностное) доказательство бытия Бога Фомы Аквинского:

В мире чувственных вещей мы находим порядок действующих причин. Вещь не может быть причиной самой себя, ибо тогда она должна была бы предшествовать сама себе, а это невозможно. А значит, причина любой вещи – вне ее. В цепи причин невозможно идти до бесконечности, но и пресечь причину означало бы пресечь действие. Если бы в цепи причин можно было бы идти до бесконечности, то не было бы ни первой причины, ни последнего действия, ни промежуточных причин, что ложно.

Следовательно, необходимо допустить существование необусловленной ничем иным первой причины – причины всех причин.

Именно это называется Богом.

6.4 Какие аргументы использовались средневековыми мыслителями для обоснования тезиса о том, что теология выше философии и поэтому вера превосходит знание и разум?

6.5 В чем суть теории двойственной истины и почему она отвергалась христианской теологией и церковью?

6.6 Каким образом в средневековой философии преодолевалось противоречие между тезисом об абсолютном совершенстве Бога-творца и существованием зла в мире?

6.7 Раскройте связь между провиденциализмом и эсхатологией в христианской концепции истории.

6.8 Каковы наиболее существенные отличия между патристикой и схоластикой?

6.9 На основе анализа приведенного ниже фрагмента текста Августина подготовьте развернутый ответ на вопрос: какие черты средневекового мировоззрения нашли отражение в размышлениях автора о сущности истинной религии?

 

Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 – 430) – христианский теолог и философ-мистик, систематизатор христианского вероучения, представитель зрелой патристики, оказавший значительное влияние на развитие христианского богословия. Воззрения Августина исходят из принципа: «Без веры нет знания, нет истины». Августин утверждал, что бытие Бога можно вывести из самосознания человека, этим самым предвосхищая доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского (1033 – 1109). Августин известен как автор «парадокса времени» и концепции всемирной истории. Исторический процесс, по Августину, является результатом божественного предопределения и движется к своему неизбежному концу.

    Сущность этой религии, которой мы должны следовать, составляют история и пророчество о Божественном домостроительстве спасения человеческого рода, долженствующего быть преобразованным и приготовленным к вечной жизни. Коль скоро это будет предметом нашего верования, образ жизни, согласный с божественными заповедями, очистит ум наш и сделает его способным к познанию духовных предметов, которые суть предметы не прошедшие и не будущие, а вечно и одинаково пребывающие и не подверженные никакой изменяемости, т.е. к познанию самого единого Бога Отца, Сына и Духа Святого. Познав эту Троицу, насколько знать это дано нам в настоящей жизни, мы, ни мало не колеблясь, признаем, что всякая разумная, духовная и телесная тварь, насколько она существует, свое бытие и свой вид имеет от этой творческой Троицы и управляется ею в совершеннейшем порядке; причем это нужно понимать не так, что одну часть творения создал Отец, другую – Сын, а третью – Дух Святой, а так, что и все вместе, и каждая природа в отдельности созданы Отцом через Сына в даре Духа Святого. Ибо всякая вещь, назовем ли мы ее субстанцией, или сущностью, или природой, или же другим каким-нибудь термином, одновременно имеет в себе и то, и другое, и третье, так что представляет собой и нечто единое и отличается от остальных своим видом, и не выступает из порядка вещей.

    8. В процессе познавания нам станет ясно, насколько человеку можно это постигнуть, а равно и то, как, в силу необходимых, неизбежных и справедливых законов все подчинено Богу и Господу своему. Отсюда, все, чему мы сначала уверовали на основании только авторитета, мы начинаем и понимать, представляя его себе отчасти как вполне уже несомненное, отчасти же как такое, что может и должно быть несомненным, и в то же время соболезнуя о тех неверующих, которые желают лучше осмеивать нас, верующих, чем вместе с нами веровать. Ибо такие истины, как святейшее воплощение, рождение Девы, смерть ради нас Сына Божия, воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Отца, прощение грехов, день суда, воскресение тел, мы и после познания вечности Троицы и изменяемости твари относим к милосердию всевышнего Бога, оказанному Им человеческому роду, еще только верой, а не разумением.

Августин Блаженный. Об истинной религии // Августин Блаженный. Энхиридион или о вере, надежде и любви. – Киев: УЦИММ-ПРЕСС-ИСА, 1996. – С.233-234

6.10 Проанализируйте фрагмент произведения Фомы Аквинского «Сумма против язычников». Подготовьте ответы на вопросы и выполните задания к тексту.

a) Какие два вида истин и способов познания Бога различает Фома Аквинский?

b) Опираясь на текст и используя полученные знания, сформулируйте основные положения концепции познания Фомы Аквинского.

c) Раскройте суть подхода Фомы Аквинского к проблеме соотношения веры и разума в познании.

Фома Аквинский (1225 - 1274) – средневековый католический теолог и философ. Определяющее влияние на формирование объективно-идеалистической философии   Фомы Аквинского оказал Аристотель. В духе аристотелизма Фома Аквинский развивает учение о Боге как мировом неподвижном перводвигателе и выдвигает пять доказательств бытия Бога. Важное место в идейном наследии Фомы Аквинского занимает теория гармонии веры и разума. В 1323 г. был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя), а в 1879 г. папским указом схоластическая система Фомы Аквинского была официально объявлена «единственно истинной философией католицизма».

 

Философ[2] определяет, что первая философия есть знание истины, не какой угодно, а той истины, которая есть источник всякой истины и которая относится к первому началу бытия для всех вещей; откуда следует, что эта истина есть начало всякой истины, ибо распорядок вещей в истине такой же, как и в бытии…

Есть какие-то истины о Боге, которые превосходят всякую способность человеческого рассудка, как, например, о том, что Бог троичен и един. Однако есть какие-то истины, которые может достичь и естественный рассудок, как, например, о том, что Бог есть, что Бог един и т. п.; эти истины о Боге наглядно доказали и философы, ведомые светом естественного рассудка…

Для познания того, что рассудок способен узнать о Боге, нужно многое знать заранее, так как рассмотрение почти всей философии предрасполагает к познанию Бога; вследствие чего из частей философии метафизика, которая толкует о божественном, подлежит изучению в последнюю очередь. Итак, к исследованию упомянутой божественной истины можно прийти только с большим трудом и старанием, и немногие хотят взять на себя этот труд из любви к знанию, естественное влечение к которому Бог, однако, вложил в человеческие умы. (…) Поэтому божественное милосердие проявило спасительную предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к познанию Бога без сомнения и ошибки.

Цит. по: Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.15

6.11 Заполните в своих рабочих тетрадях сравнительную таблицу «Античная и средневековая философия»

  Античная философия Средневековая философия
Происхождение мира    
Устройство мира и его первооснова    
Сущность и назначение человека    

 

На основании сравнительного анализа представленных в таблице данных сделайте обобщающий вывод, позволяющий отчетливо представить наиболее существенные различия между античной и средневековой философией. Вывод запишите в рабочих тетрадях.

6.12 Верно ли суждение, согласно которому философия средневековья явилась полным отрицанием античной философии, и между ними не существовало какой-либо идейной преемственности?

6.13 Логическое задание. Какие из представленных ниже тезисов несовместимы со средневековым способом философствования? Используя необходимые аргументы, обоснуйте свою точку зрения по отношению к каждому из приведенных утверждений.

1. Бог и материя существуют вечно

2. Высшие истины человек постигает с помощью чувственного опыта и мышления

3. Исторический процесс представляет собой осуществление божественного замысла

4. Бог – это безличное начало, тождественное с природой

5. Человек – это образ и подобие Бога

6. Сущность и бытие совпадают в вещах

7. Бог является порождающей причиной мира. Но после своего возникновения мир существует по своим собственным законам и не зависит от Бога

8. Человек является органической частью космоса. Душа человека соотносится с космической жизнью. Поэтому гармония человеческой жизни, основанная на рассудительности и справедливости, должна соответствовать космической гармонии

9. Ход и направленность всемирной истории определяются действиями людей

 

· Завершение семинара

Подготовка обобщающих тезисов по теме. Необходимо сформулировать 6-8 тезисов, раскрывающих суть и значение античной философии классического периода и философии средневековья. При выполнении задания важно учитывать то, что рассматриваемые философские традиции имели принципиально отличные друг от друга мировоззренческие основания. Так, если античная философия в своих истоках восходит к космоцентризму, то философия средних веков базируется на теоцентризме.

 

Семинарское занятие 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.014 с.)