Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Христианская средневековая философия

Поиск

Вопросы для обсуждения

1. Специфика и этапы Средневековой философии.

2. Августин Аврелий и его роль в разработке христианского учения

3. Фома Аквинский и развитие схоластики

4. Реализм и номинализм

Вопросы для самоконтроля

1 Из каких двух традиций складывалась средневековая философия?
2 Какие 2 важнейших принципа лежат в основе христианского монотеизма?
3 На какие этапы может разбить средневековую философию?
4 Что такое реализм и номинализм?
5 В чем заключается содержание жизни человека с точки зрения Августина Аврелия?
6 Какие творения различает Августин?
7 В чем заключается августиновская концепция “бесконечного” творения?
8 Что из себя представляет теория экземпляризма?
9 Как соотносится настоящее, прошедшее и будущее время философии Августина?
10 Что означают понятия свободы-воли, предопределения и благодать и как они связаны между собой?

1 1Чем отличалась философия от теологии с точки зрения Фомы Аквинского?
12 Какие доказательства бытия Бога вы знаете?
13 Что такое эминенция?
14 Какие формы выделяет Фома Аквинский?
15 В чем заключается концепция универсалий?

16 Как Аквинат представлял себе "совершенство вселенной"?
17 Каково было отношение Аквината к демократии?
18 Что такое философия с точки зрения Иоанна Домаскина?
19 Как мыслился человек в византийской философии?

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо рассмотреть два этапа средневековой философии и определить ее характерные особенности. Следует открыть содержание двух направлений средневековой философии реализма и номинализма.
Нужно исследовать различные аспекты креационистской концепции Августина Блаженного. Необходимо выяснить августиновскую специфику соотношения формы и материи. Следует также обратить внимание на особенности решения Августином проблемы времени. Следует подробно

ознакомиться с августиновской трактовкой добра и зла, выяснить представление Августина о душе. Проанализировать проблему свободы-воли и особенности ее разрешения средневековым теологом. Необходимо подробно рассмотреть теорию познания Августина и определить соотношение веры и знания в его философии. Следует ознакомиться со взглядами Августина на государство и общество в целом, основываясь на его трактате "О граде Божием". Надо проанализировать проблему соотношения веры и знания в философии Фомы Аквинского. Следует рассмотреть приводимые Аквинатом пять доказательств бытия Бога. Необходимо изучить основные положения томиской онтологии и выявить их связи с учением Аристотеля. Представляется важным раскрыть положение Аквината о трояком существовании универсалий. Следует обратить внимание на особенности томиской теодицеи. Выявить различия представлений о душе и теле человека в философских ученияк Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Следует рассмотреть этико-социальную доктрину Фомы Аквинского сформулированную им в трактате "О правлении владык". Нужно выявить особенности средневековой византийской философии и ее связь с платонизмом. Следует рассмотреть взгляд Домаскина на философию. Нужно обратить внимание на трактовку Иоаном Домаскиным понятия субстанции. Следует рассмотреть антропологическую концепцию Иоана Домаскина и определить ее место в дальнейшем развитии византийской философии.

Литература

1. Августин Аврелий. Перевод с лат. М. 1992.

2. Библия.

3. Борбош О. Фома Аквинский. М. Наука. 1975.

4. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном мире. О человеческом в человеке. М.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979.

6. Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. М.Наука. 1980.

7. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата. 1980.

8. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата. 1972.

9. Ибн Сина. Избранные произведения. М. 1980.

10. Сагадеев А.А. Ибн-Сина (Авиценна). М. Мысль. 1980.

11. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.1973.

12. Степанянц М.Т. Восточная философия. М. 1997.

13. История философии в кратком изложении. – М., 1994.

Тема 8. Средневековая арабо-мусульманская философия

Вопросы для обсуждения

1. Основные философские направления исламской философии

2. Восточный перипатетизм

3. Суфизм как мистическая философия ислама

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие направления выделяются в исламской философии?

2. Основные положения каламистской философии?

3. Какую роль сыграли в развитии исламской философии мутазилиты?

4. Продолжателями какой философии являются представители фальсафы?

5. Кто является основателем фальсафы?

6. Почему аль-Фараби считается «Вторым учителем»?

7. Перечислите представителей философии восточного перипатетизма.

8. Каковы основные философские идеи суфизма.

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо проанализировать основные догматы ислама. Выявить значение Корана и Сунны для формирования исламской философии. Проанализировать основные идейные направления в исламе (кадаризм, джабризм, исмаилизм, суннизм, шиизм и др.) Следует проанализировать основные идей мутазилизма как первой формы рациональной философии в исламском мире. Следует рассмотреть основные социокультурные основания формирования исламской философии. Следует рассмотреть основные идей представителей фальсафы (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина и др.) Проанализируйте решение проблемы соотношения философии и религии а исламской философии. Следует рассмотреть основную идею суфизма – идею формирования совершенного человека.

Тема 8 Европейская философия 14-18 в.в.

Вопросы для обсуждения

1. Философия эпохи Возрождения

2. Наукоцентризм философии Нового времени

3. Основные философские идеи эпохи Просвещения

Вопросы для самоконтроля

1 Что стоит в центре философии эпохи Возрождения?

2 В чем состоит пантеизм Николая Кузанского?
3 Какой способ познания выделял Кузанец в качестве основного?
4 В чем заключается гилоэоизм Джордано Бруно?
5 Кто является главным героем книги Макиавелли "Государь"?
6 Какими качествами по мнению Макиавелли должен обладать правитель?
7 Что представляет собой "этическая иерархия" итальянского философа?
8 В чем состоит теория контроля и равновесия выдвинутая Н.Макиавелли?
9 Что такое человеческая жизнь и в чем ее смысл с точки зрения Эразма

10 В чем заключается новая ориентация философии в эпоху Нового времени?
2 Какие проблемы философии выходят на первый план в эту эпоху?
3 Какова роль протестантизма в тех изменениях, которые произошли в умах людей на рубеже 16-17 веков?
4 Как определял Ф. Бэкон цели науки и предмет философии?
5 В чем состоит сущность метода Ф. Бэкона?
6 Что такое “призраки”, сколько их, в чем состоит их сущность?
7 Какой критерий истины был положен Декартом в основании процесса познания?
5 Каковы главные атрибуты материальной и духовной субстанций?
9 В чем заключается пантеизм Спинозы?
10 Что такое аффекты и какую роль они играют в познании человеком истины?
10 В чем состоит смысл философии согласно Эразму Роттердамскому?

Методические рекомендации для изучения темы

Нужно составить общее представление об эпохе Возрождения, ее особенностях и специфике. Необходимо осмыслить различие подходов неоплатоников и Николая Кузанского к проблеме Единого. Надо рассмотреть диалектику понятия минимум - максимум в философии Николая Кузанского. Следует обратить внимание на теорию познания Кузанца. Надо иметь общее представление о пантеистической теории Джордано Бруно о бесконечном космосе и его концепции гилозоизма. Следует рассмотреть политическую теорию Макиавелли и предложенный им механизм достижения и удержания власти. Необходимо ознакомиться с этической концепцией Эразма Роттердамского и с его взглядами на философское знаний, его цели и возможности. Следует рассмотреть предпосылки, которые легли в основу возникновения философии Нового времени. Нужно объяснить, каким образом Ф. Бэкон определяет науку и философию, их цели и задачи. Следует выяснить разницу между 2-мя методами исследования: индукцией и дедукцией, а также особенности метода разработанного самим Ф. Бэконом. Необходимо рассмотреть теорию Бэкона об особенностях познающего субъекта или “призраках” человеческого ума. Следует определить и сформулировать главные принципы картезианского учения о методе. Нужно ознакомиться с основными положениями теории познания Декарта и, прежде всего, обратить внимание на 4 правила выдвинутые Декартом для адекватного познания действительности. Необходимо рассмотреть учение Декарта о дуализме субстанций. Определить их модусы и атрибуты. Следует проанализировать учение Бенедикта Спинозы о единой субстанции. Необходимо раскрыть основные положения Спинозы о свободе воли и душе человека, а также обратить внимание на особенности теории аффектов в этике Спинозы. Нужно дать краткую характеристику эпохи Просвещения во Франции. Следует ознакомиться с общими положениями теории познания и социальными взглядами Ж.-Ж. Руссо

Литература

1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. М., 1992.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

3. Соколов В.В. Европейская философия 15-18 вв. М., 1984.

4. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1979.

5. Джордано Бруно. О причинах, начале и едином. М., 1984.

6. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. М., 1978.

7. Декарт Р. Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках М. 1995.

8. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М. 1987.

9. Нарский И.С.Западноевропейская философия 17 в. М. 1974.

10. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М. 1979.

11. Спиноза Т. Этика. – Избранные произведения. – в 2-х т. –М., 1957; Т

12. Лейбниц Г.В. Монадология. – Соч. в 4-х Т. – М., 1982, Т. 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.006 с.)