Итоговое тестирование -20 балл. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговое тестирование -20 балл.



Литература для изучения

Основная литература

 

Основная литература

1. Философия: Учебник / Сост. Т.Х. Габитов. – Алматы: 2003.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2003.

3. Спиркин А.Г. Философия. М.,2007

4. Канагатова А.М. Философия. Алматы, 2011

Дополнительная литература

1. История китайской философии. М.,1989

2. Упанишады. Антология мировой философии. М..1969

3. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.,1997

4. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976

5. Соколов В.В. Средневековая философия. М.,1979.

6. Аль-Фараби и развитие восточной философии. Астана. 2005

7. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.,1986

8. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. Алматы 1994

9. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

10. А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

11. Моторина Л.Е. Философская антропология. – М.: Высш.школа, 2003.

12. Проблема человека в западной философии. – М.: Политиздат, 1991.

13. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1983.

14. Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. – 1979. - № 6, 7.

15. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990

16. Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 в.в. Алматы. 1996

 

 

Критерии оценки

Практическое занятие – 7б.

Эссе - 3б.

1 индивидуальная презентация – 10б.(лучшая презентация- 5 бонусных баллов)

Посещаемость – 2 б.

Итоговое тестирование -20 балл.

До рубежного контроля студент должен защитить 3 эссе и две презентации

1 рубежный контроль 100 б:

2 рубежный контроль 100 б:

Экзамен 100б.

Требования преподавателя

1. Регулярное посещение занятий

2.В случае отсутствия на занятиях по болезни студент обязан представить соответствующие документы

3. Пропущенные занятия отрабатывать в определенные преподавателем часы

4. Не опаздывать на занятия

5. На занятия приходить в деловой одежде

6.На занятиях соблюдать определенные нормы поведения: сохранять рабочую атмосферу, не читать не относящуюся к предмету литературу, не жевать жевательные резинки, отключить сотовые телефоны и пейджеры.

7.Активно участвовать в рабочем процессе.

 

Краткое описание семинарских практических занятий (планы, задания для проведения семинарских и практических занятий, СРСП, СРС)

Тема1.Философское знание и его роль в жизни человека и общества.

Вопросы для обсуждения

1. Мировоззрение, его сущность, значение и исторические типы.

2. Философия как теоретически сформулированный тип мировоззрения.

3. Проблемы и функции философии

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое мировоззрение?

2. Из чего оно складывается?

3. Какие существуют уровни мировоззрения?

4. Какие исторические типы мировоззрения Вы знаете?

5. Чем религия отличается от мировоззрения? '

6. Что такое философия и в чем ее отличие от религии?

7. Какие разделы философии Вы знаете и какими проблемами они занимаются?

8. Что такое предмет и объект философии?

9. Какие функции выполняет философия и в чем они заключаются?

10. В чем значение философии для человека и общества в целом?

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо раскрыть понятие мировоззрения, определить его уровни, структуру и значение. Нужно связать развитие мировоззрения с общественным развитием и исходя из этого проанализировать особенности развития 3-х исторических типов мировоззрения: мифологию, религию и философию. Выявить их сходства и различия. Необходимо сформулировать основной вопрос философии. Следует рассмотреть функции, структуру и проблемы философии, а также основные подходы к их решению.
Выяснить, что является объектом, а что предметом философии. Необходимо дать определение каждой из трех функций философии: экспликации, рационализации и общества.

Тема 2. Философия Древней Индии

Вопросы для обсуждения

1. Веды. Космология и основные философские понятия брахманизма, их связи с социальной структурой древнеиндийского общества.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

3. Буддизм. Онтологическая концепция и этика буддизма. Джайнизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое Веды?

2. Где и когда они возникли?

3. Что составляло основу космологии брахманизма?

4. Каковы основные положения древнеиндийской философии?

5. В чем выражалось влияние философии на социальное устройство древнеиндийского общества?

6. Какие школы можно отнести к ортодоксальным и какие к неортодоксальным и на каком основании?

7. Какие четыре истины буддизма вы знаете?

8. В чем заключалась оппозиция буддизма по отношению к веди-ческой философии?

9. Что отличало буддизм от джайнизма?

10. Какие направления существуют в буддизме и в чем их особенность?

Методические рекомендации по изучению темы

Следует знать, когда возникли Веды, что они собой представляют и сколько их. Необходимо раскрыть основные понятия древнеиндийской философи: брахман, пракрити, Пуруша, карма, дкарма, сансара, мокша и др.
Нужно рассмотреть систему древнеиндийской философии в целом и выяснить ее связи с социальной структурой индийского общества. Следует выяснить, каким образом и когда возникли философские школы в Древней Индии. Необходимо иметь четкое представление о сущности и специфике каждой из 8 философских школ. Выяснить отличие ортодоксальных школ от неортодоксальных. Следует знать основные онтологические и этические положения буддизма; теорию дхарм, учение о 4-х великих истинах и восьмеричном” пути, 5 правил поведения для мира.

Литература.

Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

1. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. – М., 1981.

2. История философии в кратком изложении.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

4. Антология мировой философии. Т.1. – М.: Мысль, 1969.

5. Аристотель. Метафизика. – Сочинения Т. 4. М., 1975.

6. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

7. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1985.

8. Платон. Сочинения: В 4-х т. – М., 1995 (диалоги «Федр», «Государство», «Тимей» и др.).

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Тема 3 Философия Древнего Китая

Вопросы для обсуждения

1. Первоначальные философские знания Древнего Китая. И-цзин.

2. Конфуцианская этика.

3. Философские школы Мен-цзы, Сюн-цзы, школа “законников”.

4. Онтология и этика даосизма.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные понятия древнекитайской философии, содержащиеся в книге перемен? Раскройте их содержание.

2. Что представляет собой конфуцианский общественно-политический идеал?

3. Каковы основные принципы конфуцианской этики?

4. Что, по мнению Конфуция, является критерием для определения места человека в социальной иерархии?

5. Что представляет из себя философская концепция Мен-цзы?

6. В чем заключался материализм Сюн-цзы?

7. Какое понятие китайской философии явилось основным в учении Лао-цзы? Раскройте его содержание?

8. В чем диалектичность учения Лао-Цзы? Рассмотрите онтологическую и антропологическую стороны его диалектики.
9 Как соотносится социальный идеал Конфуция с социально-политической концепцией "школы законников"?
10 Каковы основные принципы легизма?

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо сравнить две общественные системы; китайскую и

индийскую, выявить их сходства и различия. Следует рассмотреть древнекитайскую космологическую систему в виде оси; человек-природа-общество, выявить взаимосвязи и взаимозависимости этих феноменов.
Необходимо раскрыть содержание основных понятий древнекитайской философии; Дао-Дэ, инь-янь, ци и др. Нужно выяснить, в чем состоит этическое учение Конфуция, уяснить значение знания для этической и социальной систем конфуцианства. Выделить роль Ритуала ("ли") для сплочения семьи и государства. Следует рассмотреть этическую концепцию Мен-цзы. Нужно также усвоить 3 правила проверки истинности знания Мен-цзы. Необходимо иметь представление о теории "гуманного правления" Мен-цзы. Следует обратить внимание на оригинальную материалистическую философию Сюн-цзы. Необходима выяснить взгляд Сюн-цзы на человека и общество в целом. Необходимо рассмотреть специфику легизма в Китае. Нужно уяснить, что по сути дела школа законников является продолжением конфуцианских взглядов на общество и государство, но полностью отрицает его этику. Сформулируйте 4 принципа управления государством, выдвинутые Шан-Яном. Необходимо иметь представление о специфическом характере даосизма в системе древнекитайской философии. Следует знать особенности трактовки даосами основного философского понятия Дао-Дэ, как тождества двух противоположностей, обуславливающего наличие противоположностей в мире и их переход друг в друга. Необходимо раскрыть взаимосвязи человека и общества с основным законом бытия (как его понимали даосы).
Следует рассмотреть этическое учение Лао-цзы и определить его отличие от конфуцианской этики. Надо также обратить особое внимание на "доктрину мира" Лао-цзы и на те задачи, которые ставил перед философией китайский мудрец.

Литература

1. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

2. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. – М., 1981.

3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута, М., 1994.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

5. Антология мировой философии. Т.1. – М.: Мысль, 1969.

6. Аристотель. Метафизика. – Сочинения Т. 4. М., 1975.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

8. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богута. – М., 1994.

9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1985.

10. Платон. Сочинения: В 4-х т. – М., 1995 (диалоги «Федр», «Государство», «Тимей» и др.).

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Тема 4. Античная философия

Вопросы для обсуждения

1. Греческая натурфилософия

2. Учение о человеке в философии античности

3. Учения Платона и Аристотеля - вершина греческой философской мысли.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое идея в понимании Платона?

2. Как соотносятся мир идей и мир вещей?

3. Каковы представления Платона о душе человека?

4. Какие 3 типа души выделял Платон?

5. Каким должна быть идеальное устройство общества?

6. Что Аристотель относил к первичным сущностям?

7. Что такое субстанция?

8. В чем заключается особенности соотношения формы и материи в философии Аристотеля?

9. Какие 3 типа души выделял Аристотель?

10. Что такое государство с точки зрения Аристотеля?

11. Какие факторы повлияли на возникновение философии в Древней Греции?

12. Что такое философия в представлении философов милетской школы?

13. Что такое апиран? И кем было впервые введено это понятие?

14. Что, согласно Пифагору, является первоначалом мира?

15. Почему Гераклита называют первым диалектиком?

16. Что такое бытие с точки зрения элеатов?

17. В чем смысл апории Зенона "Стрела"?

18. Какова роль элейской школы в развитии философии?

19. Какое значение вкладывал Демокрит в понятие атом?

20. Что такое "идолы" и их роль в теории познания Эпикура?

Методические рекомендации по изучению темы

Студент должен ознакомиться с концепциями возникновения философской мысли в Древней Греции. Следует определить сущность понятия натурфилософия и раскрыть специфику древнегреческой науки. Нужно усвоить, какое представление о первоначале мире имел каждый из ыслителей милетской школы. Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр, Анаксагор, Гераклит. Необходимо обратить внимание на учение Пифагора о числах, первую абстрактную систему в философии. Необходимо осмыслить учение элеатов о мире, а также глубоко усвоить основные положения Парменида о бытии. Следует проанализировать 3 апории Зенона Элейского, доказывающие невозможности движения. Надо обратить внимание на атомистическое учение Демокрита и его значение для древнегреческой философии. Следует сравнить атомистические теории Демокрита и Эпикура, определить их сходство и различие. Следует выяснить, в чем был секрет популярности софистов в Древней Греции. Необходимо ознакомиться с теорией познания софистов и определить ее связи с понятием нравственного релятивизма.

Надо раскрыть сущность сократического метода. Необходимо выявить связи знания и этических категорий в философии Сократа. Надо осмыслить представление Сократа о человеке, его целях и задачах. Антисоциальные воззрения школы киников. Антисфен, Диоген.
Этическая концепция стоицизма. Сенека. Необходимо иметь представление о мире идей, как о некой иерархии бытия. Надо осмыслить соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона. Необходимо раскрыть содержание понятия "припоминание" и ту роль, какую оно играет в онтологии Платона. Нужно выявить взаимосвязь теории Платона о 3-х типах души человека с его учением о структуре идеального государства. Следует уяснить основные понятия Аристотелевской онтологии: метафизика, усия, категория, индивидум и раскрыть их значение. Необходимо проанализировать специфику соотношения формы и материи в философии Аристотеля и дать определения этим понятиям. Следует также обратить внимание на концепцию Аристотеля о 3-х типах души: растительной, животной и разумной, а также определить взгляд Аристотеля на человеческий разум. Необходимо также рассмотреть социальную теорию Аристотеля, выяснить взаимосвязь общества и человека.

Литература

  1. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

2. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. – М., 1981.

3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута, М., 1994.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

5. Антология мировой философии. Т.1. – М.: Мысль, 1969.

6. Аристотель. Метафизика. – Сочинения Т. 4. М., 1975.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

8. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богута. – М.,.

9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.,

10. Платон. Сочинения: В 4-х т. – М., 1995 (диалоги «Федр», «Государство»,

Вопросы для обсуждения

1. Специфика и этапы Средневековой философии.

2. Августин Аврелий и его роль в разработке христианского учения

3. Фома Аквинский и развитие схоластики

4. Реализм и номинализм

Вопросы для самоконтроля

1 Из каких двух традиций складывалась средневековая философия?
2 Какие 2 важнейших принципа лежат в основе христианского монотеизма?
3 На какие этапы может разбить средневековую философию?
4 Что такое реализм и номинализм?
5 В чем заключается содержание жизни человека с точки зрения Августина Аврелия?
6 Какие творения различает Августин?
7 В чем заключается августиновская концепция “бесконечного” творения?
8 Что из себя представляет теория экземпляризма?
9 Как соотносится настоящее, прошедшее и будущее время философии Августина?
10 Что означают понятия свободы-воли, предопределения и благодать и как они связаны между собой?

1 1Чем отличалась философия от теологии с точки зрения Фомы Аквинского?
12 Какие доказательства бытия Бога вы знаете?
13 Что такое эминенция?
14 Какие формы выделяет Фома Аквинский?
15 В чем заключается концепция универсалий?

16 Как Аквинат представлял себе "совершенство вселенной"?
17 Каково было отношение Аквината к демократии?
18 Что такое философия с точки зрения Иоанна Домаскина?
19 Как мыслился человек в византийской философии?

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо рассмотреть два этапа средневековой философии и определить ее характерные особенности. Следует открыть содержание двух направлений средневековой философии реализма и номинализма.
Нужно исследовать различные аспекты креационистской концепции Августина Блаженного. Необходимо выяснить августиновскую специфику соотношения формы и материи. Следует также обратить внимание на особенности решения Августином проблемы времени. Следует подробно

ознакомиться с августиновской трактовкой добра и зла, выяснить представление Августина о душе. Проанализировать проблему свободы-воли и особенности ее разрешения средневековым теологом. Необходимо подробно рассмотреть теорию познания Августина и определить соотношение веры и знания в его философии. Следует ознакомиться со взглядами Августина на государство и общество в целом, основываясь на его трактате "О граде Божием". Надо проанализировать проблему соотношения веры и знания в философии Фомы Аквинского. Следует рассмотреть приводимые Аквинатом пять доказательств бытия Бога. Необходимо изучить основные положения томиской онтологии и выявить их связи с учением Аристотеля. Представляется важным раскрыть положение Аквината о трояком существовании универсалий. Следует обратить внимание на особенности томиской теодицеи. Выявить различия представлений о душе и теле человека в философских ученияк Августина Аврелия и Фомы Аквинского. Следует рассмотреть этико-социальную доктрину Фомы Аквинского сформулированную им в трактате "О правлении владык". Нужно выявить особенности средневековой византийской философии и ее связь с платонизмом. Следует рассмотреть взгляд Домаскина на философию. Нужно обратить внимание на трактовку Иоаном Домаскиным понятия субстанции. Следует рассмотреть антропологическую концепцию Иоана Домаскина и определить ее место в дальнейшем развитии византийской философии.

Литература

1. Августин Аврелий. Перевод с лат. М. 1992.

2. Библия.

3. Борбош О. Фома Аквинский. М. Наука. 1975.

4. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном мире. О человеческом в человеке. М.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. М. 1979.

6. Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. М.Наука. 1980.

7. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. Алма-Ата. 1980.

8. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата. 1972.

9. Ибн Сина. Избранные произведения. М. 1980.

10. Сагадеев А.А. Ибн-Сина (Авиценна). М. Мысль. 1980.

11. Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.1973.

12. Степанянц М.Т. Восточная философия. М. 1997.

13. История философии в кратком изложении. – М., 1994.

Вопросы для обсуждения

1. Основные философские направления исламской философии

2. Восточный перипатетизм

3. Суфизм как мистическая философия ислама

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие направления выделяются в исламской философии?

2. Основные положения каламистской философии?

3. Какую роль сыграли в развитии исламской философии мутазилиты?

4. Продолжателями какой философии являются представители фальсафы?

5. Кто является основателем фальсафы?

6. Почему аль-Фараби считается «Вторым учителем»?

7. Перечислите представителей философии восточного перипатетизма.

8. Каковы основные философские идеи суфизма.

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо проанализировать основные догматы ислама. Выявить значение Корана и Сунны для формирования исламской философии. Проанализировать основные идейные направления в исламе (кадаризм, джабризм, исмаилизм, суннизм, шиизм и др.) Следует проанализировать основные идей мутазилизма как первой формы рациональной философии в исламском мире. Следует рассмотреть основные социокультурные основания формирования исламской философии. Следует рассмотреть основные идей представителей фальсафы (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина и др.) Проанализируйте решение проблемы соотношения философии и религии а исламской философии. Следует рассмотреть основную идею суфизма – идею формирования совершенного человека.

Вопросы для обсуждения

1. Философия эпохи Возрождения

2. Наукоцентризм философии Нового времени

3. Основные философские идеи эпохи Просвещения

Вопросы для самоконтроля

1 Что стоит в центре философии эпохи Возрождения?

2 В чем состоит пантеизм Николая Кузанского?
3 Какой способ познания выделял Кузанец в качестве основного?
4 В чем заключается гилоэоизм Джордано Бруно?
5 Кто является главным героем книги Макиавелли "Государь"?
6 Какими качествами по мнению Макиавелли должен обладать правитель?
7 Что представляет собой "этическая иерархия" итальянского философа?
8 В чем состоит теория контроля и равновесия выдвинутая Н.Макиавелли?
9 Что такое человеческая жизнь и в чем ее смысл с точки зрения Эразма

10 В чем заключается новая ориентация философии в эпоху Нового времени?
2 Какие проблемы философии выходят на первый план в эту эпоху?
3 Какова роль протестантизма в тех изменениях, которые произошли в умах людей на рубеже 16-17 веков?
4 Как определял Ф. Бэкон цели науки и предмет философии?
5 В чем состоит сущность метода Ф. Бэкона?
6 Что такое “призраки”, сколько их, в чем состоит их сущность?
7 Какой критерий истины был положен Декартом в основании процесса познания?
5 Каковы главные атрибуты материальной и духовной субстанций?
9 В чем заключается пантеизм Спинозы?
10 Что такое аффекты и какую роль они играют в познании человеком истины?
10 В чем состоит смысл философии согласно Эразму Роттердамскому?

Методические рекомендации для изучения темы

Нужно составить общее представление об эпохе Возрождения, ее особенностях и специфике. Необходимо осмыслить различие подходов неоплатоников и Николая Кузанского к проблеме Единого. Надо рассмотреть диалектику понятия минимум - максимум в философии Николая Кузанского. Следует обратить внимание на теорию познания Кузанца. Надо иметь общее представление о пантеистической теории Джордано Бруно о бесконечном космосе и его концепции гилозоизма. Следует рассмотреть политическую теорию Макиавелли и предложенный им механизм достижения и удержания власти. Необходимо ознакомиться с этической концепцией Эразма Роттердамского и с его взглядами на философское знаний, его цели и возможности. Следует рассмотреть предпосылки, которые легли в основу возникновения философии Нового времени. Нужно объяснить, каким образом Ф. Бэкон определяет науку и философию, их цели и задачи. Следует выяснить разницу между 2-мя методами исследования: индукцией и дедукцией, а также особенности метода разработанного самим Ф. Бэконом. Необходимо рассмотреть теорию Бэкона об особенностях познающего субъекта или “призраках” человеческого ума. Следует определить и сформулировать главные принципы картезианского учения о методе. Нужно ознакомиться с основными положениями теории познания Декарта и, прежде всего, обратить внимание на 4 правила выдвинутые Декартом для адекватного познания действительности. Необходимо рассмотреть учение Декарта о дуализме субстанций. Определить их модусы и атрибуты. Следует проанализировать учение Бенедикта Спинозы о единой субстанции. Необходимо раскрыть основные положения Спинозы о свободе воли и душе человека, а также обратить внимание на особенности теории аффектов в этике Спинозы. Нужно дать краткую характеристику эпохи Просвещения во Франции. Следует ознакомиться с общими положениями теории познания и социальными взглядами Ж.-Ж. Руссо

Литература

1. Горфункель А.Ф. Философия эпохи Возрождения. М., 1992.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

3. Соколов В.В. Европейская философия 15-18 вв. М., 1984.

4. Кузанский Н. Соч. в 2-х т. М., 1979.

5. Джордано Бруно. О причинах, начале и едином. М., 1984.

6. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. М., 1978.

7. Декарт Р. Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках М. 1995.

8. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М. 1987.

9. Нарский И.С.Западноевропейская философия 17 в. М. 1974.

10. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М. 1979.

11. Спиноза Т. Этика. – Избранные произведения. – в 2-х т. –М., 1957; Т

12. Лейбниц Г.В. Монадология. – Соч. в 4-х Т. – М., 1982, Т. 1

Вопросы для самоконтроля

1. Как Кант рассматривает процесс познания?

2. Что является функцией практического разума?

3. В чем заключается категорический императив Канта?

4. Что такое "абсолютная идея" по Гегелю?

5. Как протекает процесс саморазвития чистого понятия?

6. Что служит источником развития и саморазвития?

7. Как Фейербах объясняет происхождение религии?

8. Как проявляется антропологический принцип в теории познания Фейербаха?

Методические рекомендации для изучения темы.
Необходимо проанализировать теорию познания о "вещах в себе". Следует обосновать выдвинутую И. Кантом концепцию о всеобщности и необходимости научного знания. Важно обратить внимание на различие между априорными и апостериорными, аналитическими и синтетическими

суждениями в теории познания Канта. Необходимо раскрыть основное содержание учения Гегеля об "абсолютной идее". Нужно иметь представление о процессе и этапах саморазвития понятия в философии Гегеля. Следует рассмотреть взгляды Фейербаха на религию и философию.
Необходимо раскрыть понятие антропологического материализма и проанализировать особенности теории познания Фейербаха.

Литература

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант М.1973.

2. Абдильдин Ж.М. Диалектика Канта. А-А. Казахстан. 1974.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч. М. 1958. Т.4.

4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М. 1974.

5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.Наука. 1986.

6. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 5-ти т. М. 1964.

7. Кант И. Пролегомены. Соч. в 5-ти т. М. 1964.

8. Кант и кантианцы. М.Наука. 1978.

9. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т 1, 2. М. 1955.

Тема 9. Философия марксизма

Вопросы для обсуждения

1. К. Маркс как основатель марксизма

2. Материалистическое понимание истории

3. Диалектические идеи марксизма

4. Философские идеи В.И. Ленина

Методические рекомендации для изучения темы:

В данной теме следует подчеркнуть значительный вклад представителей немецкой классической философии в развитие мировой философии в целом.

Характеризуя философское наследие И. Канта, необходимо подчеркнуть его принципиально новый подход к решению гносеологических проблем, раскрыть ключевые понятия кантовской философии: "вещь в себе", антиномичность разума, априорные формы и т. д. Анализируя философскую концепцию Гегеля, следует отметить его исключительно важный вклад в развитие диалектического метода. Особое внимание надо обратить на идеалистический характер его философской концепции, выраженной в понятии Абсолютная идея. Плеяду немецких классических философов завершает выдающийся материалист XIX века - Людвиг Фейербах. Исследуя творчество немецкого мыслителя, следует раскрыть сущность антропологического материализма Фейербаха как принципиально нового подхода к проблеме человека, подчеркнув при этом его ограниченность и противоречивость, отметить огромное влияние на развитие атеистического мировоззрения его книги "Сущность христианства". В завершении данной темы необходимо сделать вывод о том, что, несмотря на огромный вклад немецкой классической философии в решение первостепенных философских проблем – онтологических, гносеологических, аксиологичсских – в целом она носила непоследовательный, противоречивый характер и не смогла окончательно преодолеть свою идеалистическую направленность.

Литература

  1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд.Т.42.

2. Маркс К.Тезисы о Фейербахе. Соч. 2-е изд. Т.5.

3. Маркс К., Энгельс Ф.Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т.3.

4. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Соч. 2-е изд. Т.1.

1. Тема 10. Русская философия Материалистическое понимание истории в учении К. Маркса

Тема 10. Русская философия

Методические рекомендации для изучения темы:

В данной теме необходимо раскрыть своеобразие русской философии, подчеркнуть ее направленность на духовно-нравственное совершенствование человека. Проблема личности – это ключевая проблема русской философской мысли, которая по-разному освещалась в различных направлениях отечественной философии (западники и славянофилы). Особого рассмотрения заслуживает религиозная русская философия, основой которой является православное миропонимание, считавшее, что сущность мироустройства заключается не в идее научно-технического прогресса, а в идее духовного преображения человека (Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, И. Ильин). Принципиально иную позицию занимали представители русской революционной демократии, чье мировоззрение опиралось на материалистическо-атеистическую концепцию, на социально-политические учения Запада (А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и др.).

Литература:

1. Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. М. 1988.

2. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т.Л. 1991.

3. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. М., 1997 – 2000.

4. Лосский Н.О. История русской философии. М. 1991.

5. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 2001.

6. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. – М., 1990.

7. Философия. Часть I. История философии. – М., 1996. – под ред. В.И. Кириллова.

8. Бердяев Н.А. Судьба России. – М., 1990.

9. Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. – М., 1989.

10. Платонова Д.В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // ОНС, 2001. - №3.

11. Черепанова Р.С. Петр Чаадаев мифический и реальный // ОНС, 2001. - №3. Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. М. 1988.

12. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т.Л. 1991.

13. История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. М., 1997 – 2000.

14. Лосский Н.О. История русской философии. М. 1991.

15. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 2001.

Вопросы для обсуждения

1. Особенности неклассической философии

2. Волюнтаризм философии Шопенгауэра

3. Философия жизни

4. Философия позитивизма

5. Философия существования(экзистенциализм)

6. Постмодернизм

Вопросы для самоконтроля

1 Чем отличается рационализм от иррационализма?
2 Почему Ницше считал себя нигилистом?
3 Что составляет основу мирового процесса с точки зрения Ницше?
4 Какими качествами должен обладать сверхчеловек?
5 Что относил Бергсон к понятию "жизнь"?
6 Какова разница между интеллектом и интуицией с точки зрения Бергсона?
7 Что является "жизненным началом" по Бергсону?
8 В чем состоит критерий истины прагматизма?
9 В чем смысл прагматической теории "сомнения-веры"?
10 Почему Джеме назвал свою теорию "радикальным эмпиризмом"?

Методические рекомендации для изучения темы

Следует осветить общественные процессы, которые способствовали возникновению новых направлений в западной философии: иррационализма и прагматизма. Важно знать об отношении Ницше к окружающей его действительности и ценностям современного гуманистического общества.
Необходимо рассмотреть ницшеанскую концепцию "воли к власти" в качестве основы мирового и космического процесса. Нужно обратить внимание на разработанную Ницше теорию "вечного возвращения", а также выявить взаимосвязь этой теории с представлением Ницше о грядущем сверхчеловеке. Необходимо рассмотреть дуалистическую концепцию А.Бергсона о столкновении 2-х противоположностей: жизни и материи. Следует объяснить разницу между этими двумя понятиями и проанализировать каждое из них. Важно вскрыть взаимосвязь интуиции со временем и материи с пространством, а также раскрыть содержание этих понятий. Необходимо проследить процесс "творческой эволюции" и связать его с этическим учением Бергсона о двух источниках морали и религии.
Необходимо раскрыть цели и задачи, которые ставили перед философией представители прагматизма. Нужно осветить особенности трактовки Пирсом познавательной деятельности человека. Следует раскрыть суть доктрины "сомнения-веры" и определить методы достижения устойчивого верования выдвинутые Пирсом. Необходимо рассмотреть основные

положения философии "радикального эмпиризма" Джемса и установить критерий истины с точки зрения прагматизма. Важно также проанализировать концепцию Джемса о "плюралистической Вселенной", взяв за основу положение Джемса о "воли к вере".

Литература

1. Проблема человека в западной философии. М. Прогресс, 1988.

2. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

3. Философы 20 века. М. Искусство, 1999.

4. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

5. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1989.

Тема 12 Онтология

Вопросы для обсуждения

1.Проблема бытия в философии

2.Понятие материи и ее атрибуты

3.Современные научные представления о структуре материи

Методические рекомендации для подготовки к теме:

Бытие и материя являются ключевыми понятиями в курсе философии. Анализируя эти категории, следует подчеркнуть исключительную важность этих понятий в познании природы, а также в формировании материалистического мировоззрения личности. В своем ответе важно проследить эволюционный путь формирования научно-философского понятия материи. Далее следует дать классификацию и характеристику форм бытия: бытия природы, бытия человека, социального бытия и бытия духовного. Понятие материи есть основополагающая категория материалистической философии, поэтому очень важно проанализировать основные формы существования материи: пространство и время, а также дать характеристику главного атрибута материи – движения. В завершении темы следует рассмотреть современную трактовку системной организации материи. Бытие и материя являются ключевыми понятиями в курсе философии. Анализируя эти категории, следует подчеркнуть исключительную важность этих понятий в познании природы, а также в формировании материалистического мировоззрения личности. В своем ответе важно проследить эволюционный путь формирования научно-философского понятия материи. Далее следует дать классификацию и характеристику форм бытия: бытия природы, бытия человека, социального бытия и бытия духовного. Понятие материи есть основополагающая категория материалистической философии, поэтому очень важно проанализировать основные формы существования материи: пространство и время, а также дать характеристику главного атрибута материи – движения.

В завершении темы следует рассмотреть современную трактовку системной организации материи. При раскрытии этой темы необходимо подчеркнуть, что движение есть атрибут материи, ее неотъемлемое свойство. Материя и движение не разрывны. Движение есть особое свойство материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Под движением подразумевается любое изменение, присущее материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и в обществе процессы. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи. Проблемами движения, его взаимосвязи с окружающим миром занимались многие философы различных эпох, общепризнанной классификацией остается классификация Ф. Энгельса, в которой он выделяет пять основных видов движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение. Вам следу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.162 с.)