Тема 2. Философия Древней Индии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Философия Древней Индии



Вопросы для обсуждения

1. Веды. Космология и основные философские понятия брахманизма, их связи с социальной структурой древнеиндийского общества.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

3. Буддизм. Онтологическая концепция и этика буддизма. Джайнизм.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое Веды?

2. Где и когда они возникли?

3. Что составляло основу космологии брахманизма?

4. Каковы основные положения древнеиндийской философии?

5. В чем выражалось влияние философии на социальное устройство древнеиндийского общества?

6. Какие школы можно отнести к ортодоксальным и какие к неортодоксальным и на каком основании?

7. Какие четыре истины буддизма вы знаете?

8. В чем заключалась оппозиция буддизма по отношению к веди-ческой философии?

9. Что отличало буддизм от джайнизма?

10. Какие направления существуют в буддизме и в чем их особенность?

Методические рекомендации по изучению темы

Следует знать, когда возникли Веды, что они собой представляют и сколько их. Необходимо раскрыть основные понятия древнеиндийской философи: брахман, пракрити, Пуруша, карма, дкарма, сансара, мокша и др.
Нужно рассмотреть систему древнеиндийской философии в целом и выяснить ее связи с социальной структурой индийского общества. Следует выяснить, каким образом и когда возникли философские школы в Древней Индии. Необходимо иметь четкое представление о сущности и специфике каждой из 8 философских школ. Выяснить отличие ортодоксальных школ от неортодоксальных. Следует знать основные онтологические и этические положения буддизма; теорию дхарм, учение о 4-х великих истинах и восьмеричном” пути, 5 правил поведения для мира.

Литература.

Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

1. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. – М., 1981.

2. История философии в кратком изложении.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

4. Антология мировой философии. Т.1. – М.: Мысль, 1969.

5. Аристотель. Метафизика. – Сочинения Т. 4. М., 1975.

6. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

7. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1985.

8. Платон. Сочинения: В 4-х т. – М., 1995 (диалоги «Федр», «Государство», «Тимей» и др.).

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Тема 3 Философия Древнего Китая

Вопросы для обсуждения

1. Первоначальные философские знания Древнего Китая. И-цзин.

2. Конфуцианская этика.

3. Философские школы Мен-цзы, Сюн-цзы, школа “законников”.

4. Онтология и этика даосизма.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные понятия древнекитайской философии, содержащиеся в книге перемен? Раскройте их содержание.

2. Что представляет собой конфуцианский общественно-политический идеал?

3. Каковы основные принципы конфуцианской этики?

4. Что, по мнению Конфуция, является критерием для определения места человека в социальной иерархии?

5. Что представляет из себя философская концепция Мен-цзы?

6. В чем заключался материализм Сюн-цзы?

7. Какое понятие китайской философии явилось основным в учении Лао-цзы? Раскройте его содержание?

8. В чем диалектичность учения Лао-Цзы? Рассмотрите онтологическую и антропологическую стороны его диалектики.
9 Как соотносится социальный идеал Конфуция с социально-политической концепцией "школы законников"?
10 Каковы основные принципы легизма?

Методические рекомендации по изучению темы

Необходимо сравнить две общественные системы; китайскую и

индийскую, выявить их сходства и различия. Следует рассмотреть древнекитайскую космологическую систему в виде оси; человек-природа-общество, выявить взаимосвязи и взаимозависимости этих феноменов.
Необходимо раскрыть содержание основных понятий древнекитайской философии; Дао-Дэ, инь-янь, ци и др. Нужно выяснить, в чем состоит этическое учение Конфуция, уяснить значение знания для этической и социальной систем конфуцианства. Выделить роль Ритуала ("ли") для сплочения семьи и государства. Следует рассмотреть этическую концепцию Мен-цзы. Нужно также усвоить 3 правила проверки истинности знания Мен-цзы. Необходимо иметь представление о теории "гуманного правления" Мен-цзы. Следует обратить внимание на оригинальную материалистическую философию Сюн-цзы. Необходима выяснить взгляд Сюн-цзы на человека и общество в целом. Необходимо рассмотреть специфику легизма в Китае. Нужно уяснить, что по сути дела школа законников является продолжением конфуцианских взглядов на общество и государство, но полностью отрицает его этику. Сформулируйте 4 принципа управления государством, выдвинутые Шан-Яном. Необходимо иметь представление о специфическом характере даосизма в системе древнекитайской философии. Следует знать особенности трактовки даосами основного философского понятия Дао-Дэ, как тождества двух противоположностей, обуславливающего наличие противоположностей в мире и их переход друг в друга. Необходимо раскрыть взаимосвязи человека и общества с основным законом бытия (как его понимали даосы).
Следует рассмотреть этическое учение Лао-цзы и определить его отличие от конфуцианской этики. Надо также обратить особое внимание на "доктрину мира" Лао-цзы и на те задачи, которые ставил перед философией китайский мудрец.

Литература

1. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

2. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. – М., 1981.

3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута, М., 1994.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

5. Антология мировой философии. Т.1. – М.: Мысль, 1969.

6. Аристотель. Метафизика. – Сочинения Т. 4. М., 1975.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

8. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богута. – М., 1994.

9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М., 1985.

10. Платон. Сочинения: В 4-х т. – М., 1995 (диалоги «Федр», «Государство», «Тимей» и др.).

11. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Тема 4. Античная философия

Вопросы для обсуждения

1. Греческая натурфилософия

2. Учение о человеке в философии античности

3. Учения Платона и Аристотеля - вершина греческой философской мысли.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое идея в понимании Платона?

2. Как соотносятся мир идей и мир вещей?

3. Каковы представления Платона о душе человека?

4. Какие 3 типа души выделял Платон?

5. Каким должна быть идеальное устройство общества?

6. Что Аристотель относил к первичным сущностям?

7. Что такое субстанция?

8. В чем заключается особенности соотношения формы и материи в философии Аристотеля?

9. Какие 3 типа души выделял Аристотель?

10. Что такое государство с точки зрения Аристотеля?

11. Какие факторы повлияли на возникновение философии в Древней Греции?

12. Что такое философия в представлении философов милетской школы?

13. Что такое апиран? И кем было впервые введено это понятие?

14. Что, согласно Пифагору, является первоначалом мира?

15. Почему Гераклита называют первым диалектиком?

16. Что такое бытие с точки зрения элеатов?

17. В чем смысл апории Зенона "Стрела"?

18. Какова роль элейской школы в развитии философии?

19. Какое значение вкладывал Демокрит в понятие атом?

20. Что такое "идолы" и их роль в теории познания Эпикура?

Методические рекомендации по изучению темы

Студент должен ознакомиться с концепциями возникновения философской мысли в Древней Греции. Следует определить сущность понятия натурфилософия и раскрыть специфику древнегреческой науки. Нужно усвоить, какое представление о первоначале мире имел каждый из ыслителей милетской школы. Фалес, Анаксимен, Анакси-мандр, Анаксагор, Гераклит. Необходимо обратить внимание на учение Пифагора о числах, первую абстрактную систему в философии. Необходимо осмыслить учение элеатов о мире, а также глубоко усвоить основные положения Парменида о бытии. Следует проанализировать 3 апории Зенона Элейского, доказывающие невозможности движения. Надо обратить внимание на атомистическое учение Демокрита и его значение для древнегреческой философии. Следует сравнить атомистические теории Демокрита и Эпикура, определить их сходство и различие. Следует выяснить, в чем был секрет популярности софистов в Древней Греции. Необходимо ознакомиться с теорией познания софистов и определить ее связи с понятием нравственного релятивизма.

Надо раскрыть сущность сократического метода. Необходимо выявить связи знания и этических категорий в философии Сократа. Надо осмыслить представление Сократа о человеке, его целях и задачах. Антисоциальные воззрения школы киников. Антисфен, Диоген.
Этическая концепция стоицизма. Сенека. Необходимо иметь представление о мире идей, как о некой иерархии бытия. Надо осмыслить соотношение мира идей и мира вещей с точки зрения Платона. Необходимо раскрыть содержание понятия "припоминание" и ту роль, какую оно играет в онтологии Платона. Нужно выявить взаимосвязь теории Платона о 3-х типах души человека с его учением о структуре идеального государства. Следует уяснить основные понятия Аристотелевской онтологии: метафизика, усия, категория, индивидум и раскрыть их значение. Необходимо проанализировать специфику соотношения формы и материи в философии Аристотеля и дать определения этим понятиям. Следует также обратить внимание на концепцию Аристотеля о 3-х типах души: растительной, животной и разумной, а также определить взгляд Аристотеля на человеческий разум. Необходимо также рассмотреть социальную теорию Аристотеля, выяснить взаимосвязь общества и человека.

Литература

  1. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

2. Чанышев А.Н. Курс лекции по древней философии. – М., 1981.

3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута, М., 1994.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1998.

5. Антология мировой философии. Т.1. – М.: Мысль, 1969.

6. Аристотель. Метафизика. – Сочинения Т. 4. М., 1975.

7. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2003.

8. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богута. – М.,.

9. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. – М.,

10. Платон. Сочинения: В 4-х т. – М., 1995 (диалоги «Федр», «Государство»,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.255.162 (0.018 с.)