Тема 1: философия как мировоззренческая форма сознания. Зарождение философии в Древней Греции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: философия как мировоззренческая форма сознания. Зарождение философии в Древней Греции



Учебно-методическое пособие

ПРАКТИКУМ ПО ФИЛОСОФИИ

 

Южно-Сахалинск

СахГу

2018

 

 

Рецензенты:

Е.В.Кулебякин, доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет;

Д.С.Ермаков, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии СахГу;

 

Практикум по философии для проведения семинарских занятий со студентами дневной формы обучения. Автор: доцент кафедры социологии СахГу С.С. Простяков.

Данный практикум предназначен для проведения семинарских занятий по философии со студентами дневной формы обучения всех специальностей и направлений подготовки. Каждый семинар имеет план, перечень основных понятий, списки основной и дополнительной литературы, а также разработанные задания для освоения проблемно-теоретических аспектов изучаемой темы.

Пособие содержит перечень контрольных работ, которые выполняются студентами в письменной форме и сдаются преподавателю в течение семестра. Важным средством изучения философской проблематики является включенный в пособие терминологический словарь.

Практикум по философии может использоваться преподавателями, а также студентами очной и заочной форм обучения для организации самостоятельной работы по изучению дисциплины.

 

 

Оглавление

Введение. 5

Тема 1: Философия как мировоззренческая форма сознания. Зарождение философии в Древней Греции. 7

Тема 2: Античная философия (классический период) и философия эпохи средневековья. 24

Тема 3: Философия Нового времени. 45

Тема 4: Немецкая классическая философия. 63

Тема 5: XIX век: становление современной западной философии (Философия марксизма; воззрения А.Шопенгауэра и Ф.Ницше) 76

Тема 6: Современная западная философия. 93

Тема 7: Онтология: проблема бытия в философии. 112

Тема 8: Познание как предмет философского анализа. 127

Тема 9: Проблемы социальной философии. 143

Семестровая контрольная работа. 159

Контрольная работа №1. 159

Контрольная работа №2. 160

Контрольная работа №3. 160

Контрольная работа №4. 161

Контрольная работа №5. 161

Контрольная работа №6. 162

Контрольная работа №7. 162

Контрольная работа №8. 163

Контрольная работа №9. 163

Контрольная работа №10. 164

Контрольная работа №11. 164

Контрольная работа №12. 165

Контрольная работа №13. 165

Контрольная работа №14. 166

Контрольная работа №15. 167

Контрольная работа №16. 167

Контрольная работа №17. 168

Контрольная работа №18. 168

Контрольная работа №19. 169

Контрольная работа №20. 169

Контрольная работа №21. 170

Контрольная работа №22. 170

Контрольная работа №23. 171

Контрольная работа №24. 171

Контрольная работа №25. 172

Словарь терминов. 173

 

                                                                                                                                                                                               


Введение

        

    Настоящий практикум предназначен для проведения семинарских занятий по дисциплине «Философия» со студентами дневной формы обучения всех специальностей и направлений подготовки. Безусловно, что выполнение студентами разнообразных тематических заданий практикума должно стать существенным фактором формирования культуры философского мышления и выработки собственной мировоззренческой позиции. В связи с этим важно указать на то, что отмеченные задачи органично вписываются в современную образовательную стратегию, определяющей целью которой является формирование «культурного человека». В самом деле, такие характеристики как развитые интеллектуальные способности, ориентация сознания на духовные ценности и гуманистические идеалы могут стать определяющими чертами «культурного человека» лишь в результате серьезного изучения философии.

    Практикум рассчитан на выполнение тематических заданий в объеме 18 академических часов по дисциплине в соответствии с учебными планами для студентов различных специальностей и направлений подготовки. Каждая изучаемая тема содержит план семинара, перечень основных понятий, списки основной и дополнительной литературы, контрольные вопросы и задания.

    Рассмотрение конкретного вопроса плана семинара начинается с подготовленного студентом сообщения. После этого студенты выполняют разнообразные задания с целью более глубокой проработки изучаемого проблемно-теоретического блока.

    Очевидно, что сколько-нибудь основательное изучение философии невозможно представить без анализа оригинальных философских текстов. Поэтому значительное место в практикуме отводится работе студентов с фрагментами произведений философов прошлого и современности. Осмысление текстов философов, столь различных по своим мировоззренческим установкам и стилю мышления, как, например, Платон и Ф.Ницше, Ф.Бэкон и Г. Гегель, или – К.Маркс, Н.Бердяев и Ж.Бодрийяр не только существенно расширяет историко-философский кругозор, но и в известном смысле позволяет через оригинальный текст стать участником гипотетического интеллектуального диалога с личностью самого философа и, таким образом, во многом понять способы постановки и решения «сквозных» вопросов в рамках различных философских парадигм.

    Практикум содержит разноплановые логические задания, развивающие ясность, последовательность и непротиворечивость мышления, так как их выполнение предполагает соответствующую философскую аргументацию и обоснование.

    Однако культура философского мышления не исчерпывается отмеченными выше чертами и представляет собой нечто большее. Действительно, философствовать – это не только мыслить ясно, последовательно и непротиворечиво, но мыслить также оригинально, творчески, используя язык философских категорий и опираясь на личностное отношение к определенным мировоззренческим идеалам. Развитию этих характеристик философского мышления служат включенные в практикум творческие задания, проблемные дискуссии и интеллектуальные игры.

    Окончание каждого семинара представлено в форме заданий, выполнение которых позволяет прийти к логическому завершению рассматриваемой темы и достичь более глубокого ее понимания.

    Важным видом самостоятельной работы студента является выполнение контрольной работы, которая сдается преподавателю в течение семестра в письменной форме. Перечень контрольных работ и краткие указания по их выполнению содержатся в соответствующем разделе практикума.

    Для освоения дисциплины можно использовать следующие информационно-образовательные ресурсы:

- Сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY http: // elibrary.ru

- Сайт университетской библиотеки ONLINE http: // www.biblioclub.ru /

- Сайт российской государственной библиотеки http: // www.rsl.ru /

- Сайт электронно-библиотечной системы IPRbooks http: // www.iprbookshop.ru

- Сайт электронной библиотечной системы «Лань» www.e.lanbook.com

Практикум снабжен терминологическим словарем, работа с которым является необходимым условием основательной подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

Содержание дисциплины

Семинарское занятие 1

Учение Фалеса

Фалес (ок. 625 – 547 до н.э.) – первый, исторически достоверный представитель древнегреческой философии, основатель стихийно-материалистической милетской школы. В многообразии вещей искал единое первоначало, которое усматривал в воде.

· Ипполит: Сообщают, что Фалес Милетский, один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил, что начало и конец Вселенной – вода. Ибо все образуется из воды путем ее затвердевания [замерзания], а также испарения. Все плавает на воде, от чего происходят землетрясения, вихри и движения звезд. И все произрастает и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого все произошло. Богом он считал вот что: «то, у чего нет ни начала, ни конца».

Фрагменты ранних греческих философов. В 2 ч. – М.: Наука, 1989. – С.109.

 

Учение Анаксимандра

Анаксимандр (ок. 610 – 546 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик Фалеса, автор первого прозаического произведения в прозе «О природе». Рассматривая в качестве первоначала всего сущего «апейрон» как нечто беспредельное и качественно неопределенное, этим самым Анаксимандр преодолевает наивный подход первых философов, усматривающих первоначало в какой-либо конкретной природной стихии (вода, воздух, огонь).

· Симпликий: Из полагающих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, преемник и ученик Фалеса, началом и элементом сущих [вещей] полагал бесконечное (апейрон), первым введя это имя начала. Этим [началом] он считает не воду и никакой-нибудь другой из так называемых элементов, но некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [миры] и находящиеся в них космосы. Ясно, что, подметив взаимопревращение четырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [= качественным превращением] первоэлемента, но выделением противоположностей вследствие вечного движения.

 

Там же, – С. 130.

Учение Анаксимена

Анаксимен (ок. 588 – 525 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ, ученик Анаксимандра, третий и последний представитель милетской школы. Утверждал, что все сущее происходит из первоматерии – воздуха, путем его сгущения и разряжения.

· Ипполит: Анаксимен полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а [все] прочие [вещи] – от его потомков. Свойство воздуха таково: когда он предельно ровен [уравновешен, однородно-усреднен], то не явлен взору, а обнаруживает себя [когда становится] холодным, теплым, сырым и движущимся. Движется же он всегда, ибо если бы он не двигался, то все, что изменяется, не изменялось бы. Сгущаясь и разряжаясь, [воздух] приобретает видимые различия. Так, растекшись [~ рассеявшись] до более разряженного состояния, он становится огнем; в нейтральном [букв. «среднем, промежуточным»] состоянии возвращается к [природе] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше – землей, а достигнув предельной плотности – камнями.

 

Там же, – С. 134.

Учение Гераклита

Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.) – древнегреческий философ из Эфеса, основатель исторически первой формы диалектики. Все сущее возникает из огня по необходимости, которую Гераклит называет «логосом». Учение Гераклита о всеобщем становлении, единстве противоположностей, их борьбе, тождестве и переходе друг в друга явилось существенным вкладом в развитие античной диалектики.

· Диоген Лаэрций: Частности его учения таковы. Огонь – первоэлемент, и все вещи – обменный эквивалент огня – возникают из него путем разряжения и сгущения <…> Вселенная конечна, и космос один. Рождается он из огня и снова сгорает дотла через определенные периоды времени, попеременно в течение совокупной вечности (эон), происходит же это согласно судьбе. Та из противоположностей, которая ведет к возникновению [космоса], называется войной и распрей, а та, что – к сгоранию (экпирозе) – согласием и миром, изменения – путем вверх – вниз, по которому и возникает космос. Сгущаясь, огонь увлажняется и сплачиваясь, становится водой; вода, затвердевая, превращается в землю: это путь вниз. Земля, в свою очередь, снова тает [~ плавится], из нее возникает вода, а из воды – все остальное; причины почти всех [этих] явлений он возводит к испарению из моря: это путь вверх.

Там же, – С. 177.

 

 

5.7 Раскройте связь приведенных высказываний Гераклита с основополагающими принципами его диалектики.

· Война (Полемос) – отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными.

· Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего – одно, из одного – все.

· Должно знать, что война общепринята, что вражда обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно.

· Путь вверх – вниз один и тот же.

· Море – вода чистейшая и грязнейшая: рыбам питьевая и спасительная, людям негодная для питья и губительная.

· Холодное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссохшее орошается.

· В одну и ту же реку нельзя войти дважды.

· Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод – сытость, усталость – отдых.

· Все течет, все изменяется.

 

5.8 Какие возможности для последующего развития научного познания открывала «числовая философия» пифагорейцев?

5.9 Как следует понимать тезис Парменида о тождестве мышления и бытия?

5.10 Внимательно прочтите отрывок из поэмы Парменида «О природе». Сформулируйте и запишите в своих рабочих тетрадях основные характеристики бытия, о которых говорит Парменид и раскройте между ними логические связи.

Парменид (вторая половина 6 – начало 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ из Элеи (Южная Италия), основоположник Элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции в целом. Согласно «учению истины» бытие едино, неподвижно, вечно, умопостигаемо, неделимо, не содержит пустоты.

«О природе»

 [Путь истины]

<…> Ибо мыслить – то же, что быть…

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать. <…>

<…> Рассуди многоспорящий довод

Разумом, мной приведенный. Один только путь остается,

«Есть» гласящий; на нем – примет очень много различных,

Что не рожденным должно оно быть и негибнущим также,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу

«Есть», одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда бы его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему. Потому-то

Правда его не пустила рождаться, ослабив оковы,

Иль погибать, но держит крепко. Решение – вот в чем:

Есть иль не есть? Так вот, решено, как и необходимо,

Путь второй отмести как немыслимый и безымянный

(Ложен сей путь), а первый признать за сущий и верный.

 Как может «быть потом» то, что есть, как могло бы «быть в прошлом»?

«Было» - значит не есть, не есть если «некогда будет»

Так угасло рождение и без вести гибель пропала.

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот – не больше его ничуть, а там вот – не меньше,

Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.

Но в границах великих оков оно неподвижно,

Безначально и непрекратимо: рождение и гибель

Прочь отброшены – их отразил безошибочный довод.

Тоже, на месте одном, покоясь в себе, пребывает

И пребудет так постоянно: мощно Ананкэ

Держит в оковах границ, что вокруг его запирают,

Ибо нельзя бытию незаконченным быть и не должно:

Нет нужды у него, а будь, во всем бы нуждалось.

То же самое – мысль и то, о чем мысль возникает,

Ибо без бытия, о котором ее изрекают,

Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого

Сверх бытия ничего: Судьба его приковала

Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет

Все, что приняли люди, за истину то полагая:

«Быть и не быть», «рождаться на свет и погибнуть бесследно»,

«Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий».

Но, поскольку есть крайний предел, оно завершено

Отовсюду, подобное глыбе прекруглого Шара,

От середины везде равносильное, ибо не больше,

Но и не меньше вот тут должно его быть, чем вон там вот.

Ибо нет ни не-сущего, кое ему помешало б

С равным смыкаться, ни сущего, так чтобы тут его было

Больше, меньше – там, раз все оно неуязвимо.

Ибо отовсюду равно себе, однородно в границах.

 

Там же, – С. 296 – 297.

 

 

5.11 В чем заключается противоположность философских воззрений Парменида и Гераклита?

5.12 На какую важную проблему познания указывают апории Зенона?

 

Жизнь и учение Сократа

(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

2.1 Что общего и в чем отличия между философией Сократа и взглядами софистов?

2.2 Раскройте суть диалектического метода Сократа и его основных составляющих – иронии, опровержения и майевтики.

2.3 Почему этику Сократа принято считать этическим рационализмом?

2.4 Этика Сократа рассматривает знание как необходимое и достаточное условие добродетели. Так, если человек знает, что такое справедливость, мужество, благочестие, то он всегда будет поступать справедливо, мужественно и благочестиво. Но если человек обладает знанием тех или иных пороков, например, – лжи, малодушия или лицемерия, то означает ли это, что он также будет поступать в соответствие с этим знанием?

2.5 Дайте оценку этическому учению Сократа.

Задание первой группе экспертов-аналитиков (эксперты-критики)

· На основании критического анализа концепции Платона выявите ее основные недостатки;

· Спрогнозируйте возможные негативные социальные последствия в случае воплощения концепции идеального государства Платона;

 

Задание второй группе экспертов-аналитиков (эксперты-апологеты)

· Приведите обоснованные аргументы в пользу концепции Платона. При этом важно мысленно представить себе воплощение этой концепции в конкретном социальном опыте и найти в этом определенные положительные стороны;

.

Задание группе социальных реформаторов

· Сформулируйте концепцию реформирования идеального государства Платона. Для этого необходимо обосновать цели и задачи реформаторской деятельности, а также составить перечень реформ с учетом их возможных социальных последствий;

Анализ проекта наилучшего государства Платона предполагает рассмотрение всех его основных положений, которые в сжатом виде можно представить с помощью следующей схемы:

Идеальное государство состоит из трех групп граждан или сословий. Первое сословие – философы, которые управляют государством. У них преобладает разумная часть души, добродетелью которой является мудрость. Второе сословие – воины (стражи). Они защищают государство, так как в их душе преобладает волевая часть, соответствующая такой добродетели как мужество. Третье сословие – земледельцы и ремесленники, у которых наиболее развита вожделеющая часть души. Они обеспечивают все государство продуктами своего труда. Первые два сословия – высшие сословия. Они не имеют, в отличие от третьего, низшего сословия, таких институтов как семья и частная собственность. Воспроизводство высших сословий происходит путем подбора пар государством. Родившиеся дети воспитываются отдельно от своих родителей. Поэтому дети не знают своих родителей, равно как и родители не знают своих детей. В государстве запрещены наука о природе и изобразительное искусство. Установлена строгая цензура в отношении сказок и мифов, лирических и драматических произведений. Согласно Платону такое государство – наилучшее, так как оно обладает мудростью, мужеством, справедливостью и рассудительным повиновением худшей части государства его лучшей части. Каждый гражданин занимается исключительно своим делом ради блага самого государства.

 

    При выполнении задания следует также опираться на приведенные ниже фрагменты диалога Платона «Государство». Напомним, что в этом диалоге, как и во всех других, за исключением диалога «Законы», их неизменным участником является Сократ – учитель Платона, «наилучший из всех философов», в уста которого Платон вкладывает свои собственные мысли.

 

фрагмент 473-d-e:

(Сократ) Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно. Вот почему я так долго не решался говорить, – я видел, что все это будет полностью противоречить общепринятому мнению; ведь трудно людям признать, что иначе не возможно не личное их, не общественное благополучие.

Платон. Государство // Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. –

М.: Мысль, 1994. – С.252-253.

фрагмент 428-с:

(Сократ) Мужественным государство бывает лишь благодаря какой-то одной своей части – благодаря тому, что в этой своей части оно обладает способностью постоянно сохранять то мнение об опасностях – а именно, что они заключаются в том то и в том то, – которое внушил ей законодатель путем воспитания.

Там же, – С.200.

фрагмент 431-с- d:

(Сократ) Множество самых разнообразных вожделений, удовольствий и страданий легче всего наблюдать у детей, женщин и у домашней челяди, а среди тех, кого называют сводными людьми, – у ничтожных представителей большинства.

(Главкон) Конечно.

(Сократ) А простые, умеренные переживания, продуманно направленные с помощью разума и правильного мнения, ты встретишь у очень немногих, лучших по природе и воспитанию.

(Главкон) Это верно.

(Сократ) Так не замечаешь ли ты этого и в нашем государстве: ничтожные вожделения большинства подчиняются там разумным желаниям меньшинства, то есть людей порядочных?

(Главкон) Да, замечаю.

(Сократ) Значит, если уж признавать какое-нибудь государство преодолевшим и удовольствия, и вожделения, и самое себя, так это будет наше государство.

Там же, – С.202-203.

Фрагмент 432-а

(Сократ) Ну, вот видишь, мы, значит, верно предсказывали не так давно, что рассудительность подобна некой гармонии.

(Главкон) И что же?

(Сократ) Это не так, как с мужеством или мудростью: те, присутствуя в какой-либо одной части государства, делают все государство соответственно, либо мужественным, либо мудрым; рассудительность же в государстве проявляется по-иному: она пронизывает на свой лад решительно все целиком; пользуясь всеми своими струнами, она заставляет и те, что слабо натянуты, и те, что сильно, и средние звучать согласно между собою, если угодно, с помощью разума, а то и силой или, наконец, числом и богатством и всем тому подобным, так что мы с полным правом могли бы сказать, что эта вот согласованность и есть рассудительность, иначе говоря, естественное созвучие худшего и лучшего в вопросе о том, чему належит править и в государстве и в каждом отдельном человеке.

Там же, – С.203-204.

Фрагмент 433-а-b

(Сократ) Мы еще вначале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили и после все время повторяли, если ты помнишь, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше сего способен.

(Главкон) Да, мы говорили так.

(Сократ) Но заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливость, об этом мы слышали от многих других, да и сами часто так говорили.

(Главкон) Да, говорили.

(Сократ) Так вот, мой друг, заниматься каждому своим делом – это, пожалуй, и будет справедливостью.

Там же, – С.204-205.

Фрагмент 519-е, 520-а

(Сократ) Ты опять забыл, мой друг, что закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-либо слоя населения, но благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться куда кто хочет, но чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства.

Там же, – С.301.

        

От каждой группы выступает 2-3 представителя с подготовленными докладами. Преподаватель организует проблемную дискуссию и оценивает работу в группах по 5-балльной шкале.

Итогом работы является задание всем студентам: исходя из опыта анализа, дискуссии и полемического обсуждения концепции Платона, необходимо сформулировать наиболее важный проблемный вопрос, (вопросы) имеющий принципиальное значение для понимания сущности общественно-государственного устройства и оценки его конкретных форм.

Философия Аристотеля

· (критика теории идей Платона, материя и форма, учение о причинности, Бог как перводвигатель и абсолютное начало всех начал )

(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

4.1 Аристотель подверг критике теорию идей Платона. Означает ли это, что Аристотель отвергает объективный идеализм вообще и придерживается исключительно материалистической позиции?

4.2 Изучите представленные ниже фрагменты «Метафизики» Аристотеля. Раскройте смысл и объясните связь основных характеристик, которыми Аристотель наделяет «божественный ум» или Бога.

Аристотель (384 – 322 до н.э.).

(информационную справку об Аристотеле смотрите: семинарское занятие 1, тема: «Философия как мировоззренческая форма сознания. Зарождение философии в Древней Греции).

фрагмент 1072-а:

… существует нечто движущееся беспрестанным движением, а таково движение круговое; и это ясно не только на основе рассуждений, но и из самого дела, так что первое небо, можно считать вечно. Следовательно, существует и нечто, что его движет. А так как то, что и движется и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность

Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения в 4-х т., М.: Мысль, 1976.Т.1. – С.309.

фрагмент 1072- b:

Так вот, от такого начала зависят небеса и [вся] природа. И жизнь его – самая лучшая, какая у нас бывает очень короткое время. В таком состоянии оно всегда (у нас этого не может быть), ибо его деятельность есть также удовольствие (поэтому бодрствование, восприятие, мышление – приятнее всего, и лишь через них – надежды и воспоминания. А мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее мышление – на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его – одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом мысли; так что божественное в нем – это, надо полагать, скорее само обладание, нежели способность к нему, и умозрение – самое приятное и самое лучшее. Если же богу всегда так хорошо, как нам иногда, то это достойно удивления; если же лучше, то это достойно еще большего удивления. И именно так пребывает он. И жизнь поистине присуща ему, ибо деятельность ума – это жизнь, а бог есть деятельность; и деятельность его, какова она сама по себе, есть самая лучшая и вечная жизнь. Мы говорим поэтому, что бог есть вечное, наилучшее живое существо, так что ему присущи жизнь и непрерывное и вечное существование, и именно это есть бог.  

 

Там же, – С.310

фрагмент 1073-а:

Таким образом, из сказанного ясно, что есть вечная, неподвижная и обособленная от чувственно воспринимаемых вещей сущность; показано также, что эта сущность не может иметь какую-либо величину, она лишена частей и неделима (ибо она движет неограниченное время, между тем ничто ограниченное не обладает безграничной способностью; а так как всякая величина либо безгранична, либо ограниченна, то ограниченной величины эта сущность не может иметь по указанной причине, а неограниченной – потому, что вообще никакой неограниченной величины нет); с другой стороны, показано также, что эта сущность не подвержена ничему и неизменна, …

Там же, – С.311.

· (учение о государстве и обществе )

(выступление с сообщением)

  Контрольные вопросы и задания:

4.3 Что, по Аристотелю, является критерием отделения правильных форм государства от неправильных?

4.4 Какие формы государства Аристотель относит к правильным, а какие к неправильным? Почему?

4.5 Каковы критические аргументы Аристотеля в отношении проекта идеального государства Платона?

4.6 Прочитайте фрагмент «Политики» Аристотеля и подготовьте ответы на следующие вопросы:

a) Что рассматривает Аристотель в качестве необходимого условия целостности государства и его наилучшего устройства? Какие последствия, согласно Аристотелю, вытекают из нарушения этого условия?

b) В чем состоит отличие подхода Аристотеля к проблеме наилучшего государственного строя от проекта Платона?

c) Дайте свою оценку социально-политического идеала Аристотеля.

фрагменты 1295 b, 1296 a:

Государство более всего стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Эти граждане по преимуществу и остаются в государствах целыми и невредимыми. Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим не принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто из них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безопасности. Поэтому прекрасное пожелание высказал Фокилид: «У средних множество благ, в государстве желаю быть средним». 8. Итак, ясно, что наилучшее государственное общение – то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены в большем количестве, где они – в лучшем случае - сильнее обеих крайностей или по крайней мере каждый из них в отдельности. Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда они владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей. Ведь тирания образуется как из чрезвычайно распущенной демократии, так и из олигархии, значительно реже – из средних видов государственного строя и тех, кто сродни им.

… 9. Итак, очевидно, средний вид государственного строя наилучший, ибо только он не ведет к внутренним распрям; там, где средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан группировки и раздоры. И крупные государства по той же самой причине – именно потому, что в них многочисленны средние граждане, – менее подвержены распрям; в небольших же государствах население легче разделяется на две стороны, между которыми не остается места для средних, и почти все становятся там либо бедняками, либо богачами. Демократии в свою очередь пользуются большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно благодаря наличию в них средних граждан (их больше, и они более причастны к почетным правам в демократиях, нежели в олигархиях). Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели.

Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1976.Т.4. – С.508-509

4.7 Логическое задание

Определите, какие из приведенных ниже тезисов принадлежат Платону, а какие – Аристотелю. Приведите необходимые аргументы в пользу своей точки зрения.

1. Наилучшее государство не предполагает счастье своих частей, так как достаточно того, что оно счастливо в целом.

2. Рабство существует «по природе», ибо одни люди предназначены повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых. Раб – «это одушевленный инструмент».

3. Отдельные вещи постигаются с помощью органов чувств; значит и для разумного познания должны существовать объекты, созерцаемые умом, точно так же как мы здесь, на земле, воспринимаем вещи чувствами.

4. «Первая» материя есть только возможность. Она может стать какой угодно «действительностью», но сама по себе не есть никакая «действительность». Первая материя нигде и никогда не может восприниматься посредством чувств: она только мыслится и есть поэтому «неопределенный субстрат».

Основные понятия:

(марксистская философия)

  диалектический материализм, движение как атрибут материи, общественное бытие, общественное сознание, материалистическое понимание истории, общественно-экономическая формация;

(философские учения А.Шопенгауэра и Ф. Ницше)

мировая воля, волюнтаризм, объективация мировой воли, воля к жизни; переоценка ценностей, «смерть Бога», «сверхчеловек», воля к власти, нигилизм, мораль рабов, мораль господ.

Основная литература:

1. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс]: учебник // Л.Е. Балашов. – Электронн. текстовые данные. – М.: Дашков и К., 2015. – 612 с. – (Режим доступа: http: // www.iprbookshop.ru / 52306.html). Раздел второй. Краткий очерк истории философии. (Философия в XIX веке).

2. Спиркин А. Г. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 828 с. Глава 7. Западная философия конца XIX- XX веков.

3. Философия. Учебник. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. – М.: Гэотар-Медиа, 2017. – 812 с. Глава 9. Постклассическая философия XIX – XX в.в., Глава 10. Философия К.Маркса.

4. Философия. Учебник для вузов. Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. – М.: Юрайт, 2014. – 575 с. Глава 8. Марксистская философия. Глава 9. Западная философия конца XIX – XX вв.

5. Философия. Учебник для студентов вузов. Под ред. Ратникова В.П. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 671 с. Глава 9. Марксистская философия. Глава 10. Западная философия конца XIX – XX вв.

Дополнительная литература:

1. Аттали Ж. Карл Маркс. – М.: Молодая гвардия, 2013 (ЖЗЛ). – 448 с.

2. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. – Рига: Спридитис, 1991. – 271 с.

3. Гранин Ю.Д. Марксизм, утопия или научный проект // «Философские науки», 1991, №3

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая классическая философия. – М.: Рольф, 2001, глава 8. Исход к Востоку (Шопенгауэр)

5. Мегилл А. Карл Маркс: бремя разума. – М.: Канон +, 2011. – 336 с.

6. Поппер К. Открытое общество и его враги. – Киев, Ника-Центр, 2005, т.2, главы 13-22.

7. Свасьян К.А. Фридрих Ницше – мученик познания // Ницше Ф. Соч.: в 2т. Т.1. (Вступительная статья). – М.: Мысль, 1990.

 

· Проведение семинара

Эксплуататорская ориентация

Э. Фромм: «Эксплуататорская ориентация, подобно рецептивной, основана на постулате, что источник всех бла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.154 с.)