Объективный идеализм Платона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный идеализм Платона



(выступление с сообщением)

Контрольные вопросы и задания:

3.1 Каковы жизненные и идейные истоки объективного идеализма Платона?

3.2 Раскройте мировоззренческий смысл платоновского идеализма.

3.3 Внимательно прочитайте фрагмент диалога «Тимей» Платона и подготовьте ответы на следующие вопросы:

a) В чем Платон усматривает наиболее важные отличия идеи от вещи?

b) О каких двух видах познания говорит Платон и как они связаны с его дуализмом идеи и вещи?

 

Платон (427 – 347 г. г. до н.э.) –  древнегреческий философ, основоположник объективного идеализма. Оказал сильное влияние на последующее развитие европейской философской традиции. Философия Платона основывается на принципе неизмеримого превосходства идеи над вещью, идеального над материальным, что было концептуализировано в соответствующей картине мира и явилось важным основанием для формирования ценностных идеалов и этических принципов человека.

… Итак, вот каков мой приговор если ум и истинное мнение – два разных рода, в таком случае идеи, недоступные нашим ощущениям и постигаемые одним лишь умом, безусловно существуют сами по себе; если же, как представляется некоторым, истинное мнение ничем не отличается от ума, тогда следует приписать наибольшую достоверность тому, что воспринимается телесными ощущениями. Но следует признать, что это – два различных [рода]: они и рождены порознь, и осуществляют себя неодинаково. Так ум рождается в нас от наставления, а истинное мнение – от убеждения; первый всегда способен отдать себе во всем правильный отчет, второе – безотчетно; первый не может быть сдвинут с места убеждением, второе подвластно переубеждению; наконец, истинное мнение, как приходится признать дано любому человеку, ум же есть достояние богов и лишь малой горстки людей. Если все это так, приходится признать, во-первых, что есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя – ощутимое, рожденное, вечно движущееся, возрастающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением.

Платон. Тимей // Платон. Филеб. Государство,

 Тимей, Критий. – М.: Мысль, 1999. – С.454-455.

 

3.4 Раскройте связь между объективным идеализмом Платона и его учением о познании на основе анализа приведенной выдержки из диалога «Федон»

 

… – Да, – продолжал Сократ, – примерно такое убеждение и должно составиться из всего этого у подлинных философов, и вот что приблизительно могли бы они сказать друг другу: «Словно какая то тропа приводит нас к мысли, что пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам не овладеть полностью предметом наших желаний. Предмет же этот, как мы утверждаем, – истина. В самом деле, тело не только доставляет нам тысячи хлопот – ведь ему необходимо пропитание! – но вдобавок подвержено недугам, любой из которых мешает нам улавливать бытие. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами и такой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам и в самом деле совсем невозможно о чем бы то ни было поразмыслить! А кто виновник войн, мятежей и битв, как не тело и его страсти? Ведь все войны происходят ради стяжания богатств, а стяжать их нас заставляет тело, которому мы по-рабски служим. Вот по всем этим причинам – по вине тела – у нас нет досуга для философии.

    Но что всего хуже: если даже мы на какой-то срок освобождаемся от заботы о теле, чтобы обратиться к исследованию и размышлению, тело и тут всюду нас путает, сбивает с толку, приводит в замешательство, в смятение, так что из-за него мы оказываемся не в силах разглядеть истину. И напротив, у нас есть неоспоримые доказательства, что достигнуть чистого знания чего-бы то ни было мы не можем иначе как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой. Тогда, конечно, у нас будет то, к чему мы стремимся с пылом влюбленных а именно разум, но только после смерти, как обнаруживает наше рассуждение, при жизни же – никоим образом. Ибо если, не расставшись с телом, не возможно достичь чистого знания, то одно из двух: или знание вообще не достижимо, или же достижимо только после смерти. Ну, конечно, ведь только тогда, и никак не раньше, душа остается сама по себе без тела. А пока мы живы, мы, по-видимому, тогда будем ближе всего к знанию, когда как можно больше ограничим свою связь с телом и не будем заражены его природою,  но сохраним себя в чистоте до той поры, пока сам бог нас не освободит.

Платон. Федон // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. – М.: Мысль, 1999. – С.17-18.

 

3.5 Ознакомьтесь с содержанием платоновского «мифа о пещере» в изложении известного российского историка философии Чанышева А.Н. и подготовьте ответы на следующие вопросы:

 

a) Что необходимо, по Платону, для того, чтобы преодолеть наивный реализм нашего сознания и постичь истину?

b) В чем Платон видит назначение подлинного философа и истоки его жизненной драмы?

… Создавая доктрину идеализма, Платон, по-видимому, сознавал ее несовместимость не только с материализмом, но и с обыденным сознанием и со здравым смыслом, с его уверенностью в том, что человек живет в реальном мире и что его чувства дают ему в общем правильную картину этого мира. Поэтому Патону было важно подорвать наивно-реалистическую непосредственную веру в реальность чувственного и вещного мира. В этих целях в начале седьмой книги «Государства» Платон сравнивает наивных реалистов, верящих в реальность чувственной картины, с людьми, которые с рождения находятся в пещере и видят при слабом источнике света лишь тени вещей, а не сами вещи. Они убеждены, что, кроме их пещеры, проникающего в нее слабого света и бледных теней, ничего нет. Такие узники совершенно не верят тому из них, кто, сумев вырваться за пределы пещеры и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Теперь представим вместо теней вещей сами вещи, вместо слабого источника света – само Солнце, вместо пещеры – весь чувственный мир, всю природу, вместо узников – всех людей, а вместо человека, выбравшегося из пещеры, – философа-идеалиста. Он и говорит людям, что они живут в мире теней, в призрачном, нереальном мире, что есть другой, истинный мир и что они должны стремиться увидеть его очами разума. Но люди не верят философу идеалисту и смеются над ним. Между тем такой философ, по Платону, желает людям только добра.

Чанышев А.Н. //Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. – С.249.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.106.241 (0.005 с.)