Русская философия: ее особенности, этапы развития и основные направления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская философия: ее особенности, этапы развития и основные направления.



Становление и развитие русской философской мысли (11-17 вв) проходит ряд этапов, сопоставимых с этапами развития русской государственности и культуры.

Этапы развития: 1. Ф. Древней Руси от 10 до 17вв 2. полиорфная фил-я (связана с рус Просвещением) 3. 19в- разработка русской идеи – работа славянофилов и западноков,4. 20в- фил. течения(марксизм, космизм )

Особенности: 1.р. фил. создается на рус. языке, следовательно она многонациональна, 2. выражен ценностный аспект – ф. создает духовную атмосферу 3. имеет крен в сторону этики - нравственный смысл. ядром системы выступает этика (на западе ядро-онтология) 4. экологическое сознание, 5. центрированность на вопросы истории. 

Христианизация Руси сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли. Принятие Христианства ведет к проникновению текстов, проповедей- явл. интеллектуальной школой для церковных людей.

1. Ф. Древней Руси: 1. рассеянные ф-ие источники религиозно-фил-го характера. фил-кие задачи выполняли проповеди.2. складывается линейно-историческое сознание. в летописи ставится вопрос смысла чел-го процесса, включает элемент социального заказа (т.к. летописец принадлежит к определенной соц. группе) Философ- носитель христианского вероучения (в Византии). 3. религиозное искусство- источники ф.-ких идей.

 2. Ф. Просвещения. (Ломоносов, Радищев). Ломоносов: в теории познания обосновал тезис о единстве эмпирических и теоретических исследований. Эмпир исследования – это руки, а теор – глаза ученого – таково образное представление Ломоносова о познавательном процессе. Гипотеза изомерии и доказал факт сохранения массы вещества. Радищев: проблема бессмертия. Он приводит док-во бессмертия души: наличие цели жизни как стремления к совершенству и вечному блаженству. Бог сотворил нас не для того чтобы цель была недостижимой. Поэтому разумно полагать, что после смерти одной плоти человек обретает другую. Главный аргумент тезиса о бессмертии души – закон сохранения энергии. Он – предшественник русского космизма (разрешение задачи бессмертия, «воскрешения отцов»).

3. Славянофилы (Кошелев, Хомяков Киреевский, Аксаков). В самобытности исторического прошлого они видели залог призвания России, тем более, что, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку. Россия сохранила главное — православие и общину Западники (Чаадаев, Кавелин, Герцен, Станкевич) связывади развитии Рос. с усвоением исторических достижений зап.Европы. Духовный идеал- католическая вера, способная оживить православие и рус. историю.

Материалисты (Чернышевский, Добролюбов, Писарев).. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи — мозга. Критика церкви. Черныш. вся природа развивается от низшего к высшему. Практика-деят-ть людей по преобразованию природы. Теория разумного эгоизма предпочтения разуму перед волей. Эгоиз-природное св-во, а добро- такое поведение, кот полезно мах числу людей. Писарев- теория реализма- при изучении природы нужно принимать во внимании только действительно существующие явления, а при анализе общества- реальные потребности людей.

Почвенники. Национальная почва как основа социального и духовного развития России. выдвигая на первый план роль творчества и задвигая науку. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного единения всех сословий (Григорьев, Страхов, Достоевский).

4. Марксизм(Плеханов, Ленин) причина общественного движения- развитие производственных сил.

Кроме указанных направлений русской философии XIX-XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию.

Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (В. Соловьев). Распространение деятельности человека на весь космос, овладение пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Леонтьев). Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум (судьба). Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.005 с.)