Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира.



Метафизика – такой тип понимания мира, который не может быть сведен к совокупности эмпирических знаний или иных видов постижения мира.

Онтология - учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Бытие - объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа.

Вопрос о том, что такое бытие – это вечный вопрос. В рамках философии им занимается онтология – учение о сущем. Проблема бытия прослеживается уже в космогонических мифах, говорящих о происхождениях богов; их представления о мире легли в основу греческой философии. Так, Фалес считал первоосновой всего – воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное начало, которое всем управляет). Первым философом, кто выделил бытие как таковое, был Парменид. Он говорил, что бытие непрерывно, неподвижно и совершенно. Антитезой бытия является Ничто. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. В досократический период большинство философов рассматривали проблему бытия, соотнося ее с «единой природой», то есть предметно-чувственным миром. В этот же период – диалектический подход к пониманию бытия (Гераклит). Платон считал, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное; он выделял истинное бытие – мир идей. В средневековой философии истинное бытие – это бытие Бога, а все сотворенное им – неистинное. В ХХ веке бытие было связано с человеческим существованием, ценностями. А неопозитивизм вообще предполагал, что проблема бытия – это псевдопроблема и философия не должна ей заниматься.

Домарксистская философия - под онтологией понималось учение о бытии как таковом. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. Позднее средневековье - философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии (Фома Аквинский - приспособление аристотелизма к христианскому вероучению; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога). Новое время (16в.) - под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего (Вольф - строение онтологии путем анализа ее понятий (бытие, возможность и действительность, количество и качество)). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; вера в бога есть плод воображения). Критика онтологии представителями немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны онтологию объявляли бессодержательной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную онтологию (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). Западная философия (20в.) - в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую онтологию» (трансцендентная онтология Гуссерля, критическая онтология Гартмана). В новых онтологических учениях под онтологией понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.

 

Единство мира: Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден, так как многообразен. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство всех своих составных частей, универсальную целостность. Мир существует как единство своих составных частей вне и независимо от воли и сознания человека. В Ф. был поставлен вопрос о том, в чем состоит единство мира. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и мысли, идеи, общество сходны в том, что они «есть», существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках единого существования мира. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности». Действительный принцип единства мира - мир материален, значит различные формы материи связаны - жидкости, твердые тела, газы => одна форма бытия может переходить другую. Идеалисты считают, что бытие - либо опыт (эмпиризм), либо жизнь (экзистенционализм).  С точки зрения материализма бытие - материя, основной признак материи неисчерпаемость, значит бытие неисчерпаемо. На всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира. Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности. В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Мир един, т.к. состоит из взаимопревращающихся друг в друга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопревращения можно непосредственно наблюдать. В религиозных концепциях средневековья единство мира выражалось лишь в том, что он был создан одним существом — богом (идеализм – единство мира на основе его духовности). Развитие капиталистического способа производства, происходящее в эпоху Возрождения и в Новое Время, стимулирует развитие науки и прежде всего естествознания. Именно в этот период создается картина единства мира на основе принципов механики. Постепенно наука переходит от стадии накопления фактов к их осмыслению. XIX в. знаменуется открытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов материи. Это порождает диалектико-матеpиалистическую трактовку единства мира.

Итак, начиная с XVIII века, появилась возможность с помощью науки более четко объяснять единство мира, не прибегая к понятию потусторонних сил (Бога и т.п.). Например, теория Канта-Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, говорит о единстве космических тел Солнечной системы; теория клеточного строения организмов позволяет объединить все живое.

Ед-во мира проявляется в:А) всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов; Б) наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; В) процессах превращения одних форм матери в другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.005 с.)