Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метафизика – такой тип понимания мира, который не может быть сведен к совокупности эмпирических знаний или иных видов постижения мира. Онтология - учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях. Бытие - объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа. Вопрос о том, что такое бытие – это вечный вопрос. В рамках философии им занимается онтология – учение о сущем. Проблема бытия прослеживается уже в космогонических мифах, говорящих о происхождениях богов; их представления о мире легли в основу греческой философии. Так, Фалес считал первоосновой всего – воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное начало, которое всем управляет). Первым философом, кто выделил бытие как таковое, был Парменид. Он говорил, что бытие непрерывно, неподвижно и совершенно. Антитезой бытия является Ничто. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. В досократический период большинство философов рассматривали проблему бытия, соотнося ее с «единой природой», то есть предметно-чувственным миром. В этот же период – диалектический подход к пониманию бытия (Гераклит). Платон считал, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное; он выделял истинное бытие – мир идей. В средневековой философии истинное бытие – это бытие Бога, а все сотворенное им – неистинное. В ХХ веке бытие было связано с человеческим существованием, ценностями. А неопозитивизм вообще предполагал, что проблема бытия – это псевдопроблема и философия не должна ей заниматься. Домарксистская философия - под онтологией понималось учение о бытии как таковом. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия. Позднее средневековье - философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии (Фома Аквинский - приспособление аристотелизма к христианскому вероучению; он считал, что разум способен рационально доказать бытие бога). Новое время (16в.) - под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего (Вольф - строение онтологии путем анализа ее понятий (бытие, возможность и действительность, количество и качество)). Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир - совокупность тел, подчиненных законам механического движения; вера в бога есть плод воображения). Критика онтологии представителями немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны онтологию объявляли бессодержательной, с другой стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную онтологию (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель). Западная философия (20в.) - в результате реакции на распространение субъективно идеалистических течений (неокантианство - воспроизводит идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материальные и диалектические элементы; позитивизм - истинным источником знаний являются конкретные науки) предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую онтологию» (трансцендентная онтология Гуссерля, критическая онтология Гартмана). В новых онтологических учениях под онтологией понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции.
Единство мира: Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден, так как многообразен. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство всех своих составных частей, универсальную целостность. Мир существует как единство своих составных частей вне и независимо от воли и сознания человека. В Ф. был поставлен вопрос о том, в чем состоит единство мира. Отвечая на него, философы пришли к выводу: предметы природы и мысли, идеи, общество сходны в том, что они «есть», существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках единого существования мира. Энгельс: «действительное единство мира состоит в его материальности». Действительный принцип единства мира - мир материален, значит различные формы материи связаны - жидкости, твердые тела, газы => одна форма бытия может переходить другую. Идеалисты считают, что бытие - либо опыт (эмпиризм), либо жизнь (экзистенционализм). С точки зрения материализма бытие - материя, основной признак материи неисчерпаемость, значит бытие неисчерпаемо. На всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира. Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности. В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Мир един, т.к. состоит из взаимопревращающихся друг в друга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопревращения можно непосредственно наблюдать. В религиозных концепциях средневековья единство мира выражалось лишь в том, что он был создан одним существом — богом (идеализм – единство мира на основе его духовности). Развитие капиталистического способа производства, происходящее в эпоху Возрождения и в Новое Время, стимулирует развитие науки и прежде всего естествознания. Именно в этот период создается картина единства мира на основе принципов механики. Постепенно наука переходит от стадии накопления фактов к их осмыслению. XIX в. знаменуется открытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов материи. Это порождает диалектико-матеpиалистическую трактовку единства мира. Итак, начиная с XVIII века, появилась возможность с помощью науки более четко объяснять единство мира, не прибегая к понятию потусторонних сил (Бога и т.п.). Например, теория Канта-Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, говорит о единстве космических тел Солнечной системы; теория клеточного строения организмов позволяет объединить все живое.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.008 с.) |