Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика как основные этапы формирования философско-теологической мысли в Европе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика как основные этапы формирования философско-теологической мысли в Европе.



  ф. - служанка богословия. Средневековая ф-фия представляет собой длительный отрезок в истории европейской ф-фии к-рый связан с христианской религией. В Европе получило развитие христианство, к-рое возникло в 1 веке. Христианство сформировало и средневековое мировоззрение европейцев к-рое по сути своей теоцентрично и опирается на 2 принципа положения: а) идею творения - основа онтологии христианской философии; б) идея откровения — фундаментальные учения о познании. Теоцентризм - такое понимание мира в к-ром источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее начало. Принцип теоцентризма распостр-ся и на по-знание: теология выше всех наук, ниже ее - ф-ия, еще ниже-частные и прикладные науки.

Особенности средневековой ф-фии: 1) античное мировоззрение космоцентрично, а средневековое – теоцентрично. 2) своеобразие философского мышления заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась основой философского мышления. 3) философское мышление было ретроспективным, обращенным в прошлое (все уже случилось – христос родился). 4)стиль философского мышления отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства являлась признаком гордыни, поэтому максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен придерживаться установленного образца. 5)мышление было авторитарным, полагалось на авторитеты, самый авторитетный источник – библия. 6)стиль ф-го мышления отличался стремлением к безличности. Многие произв-я дошли до нас анонимными. 7) экзегетический характер средневекового философствования (экзегет – толкователь текстов). Исходный пункт теоретизирования – текст священного писания. Задача экзегета – не анализ и критика текста, а только его истолкование

1й этап становления средневековой философии- Патристика -сов-ть теолого-философских взглядов “отцов Церкви”, обоснование христианства, опирается на античную философию (Платона) — Тертуллиан, Августин Блаженный. делится: на греческую (восточную) и латинскую (западную).Периоды патристики: 1)апологетика(2-3 вв), 2) классич. патристика (4-5 вв), 3)заключительный период, стабилизировавший догматику (6-8 вв). Г реч. патристика: Александрийская богословская школа (Климент, Ориген), Каппадокийские отцы церкви (Василий Великий, Григорий Нисский-Богослов). Латинская патристика: Тертуллиан, Аврелий, Григорий Великий.

Отцы церкви – ранние христианские писатели, развивавшие вероучения на основе священного писания

1)Апологеты на основе Евангелия пытались решить ф-фские вопросы. Тертуллиан - тезис о несоединимости ф-фии и религиозной веры. Утверждал, что между верой и разу-мом нет никаких точек соприкосновения. Принцип Тертуаллиана “ верю потому, что абсурдно”( чем более божеств-е истины противоречат здравому смыслу, тем более они верны) Тертуллианово понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения ф-фии теологии.(Климент считал языческую мудрость подготовкой и преддверием христианства. Климент различает непросвещенную веру простых людей и просвещенную веру образованных людей и богословов. С помощью знания мы углубляем и проясняем веру. Ориген делит истины веры на существенные и несущественные. Первые – догматы, которые толкуются в соответствии с каноном, утвержденным церквью. Вторые – толкуются теологом, опираясь на собственный разум. Он изложил суть своего метода, основой кот является экзегетика)

2) Установление офиц догматики поставило перед христианскими идеологами задачу систем-ть христианство Систематизация была необходима для борьбы с еретическими учениями. (Василий Великий, Григорий Нисский) Григорий из Ниссы был убежден в возможности согласия между откровением и ф-фией и даже определил некоторые границы этих отношений. Ф-фия д.б. инструментом объяснения “истин” догматики, принятых офиц Церковью. Разум становится орудием христ. веры. В сфере идеальной жизни сущ-ют 3 осн субстанции: единое, разум и мировая душа. Августин - верую чтобы понимать -знание строится на фундаменте веры. вера нужна, чтобы отправить мое познание в правильную сторону. Бог явл-ся причиной всего сущего, душа близка Богу и бессмертна. «О граде божьем»: противостояние двух градов – земного и божественного.

Главным предназначением схоластической ф-фии было непосредственное слияние с теологией Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Отец схоластики- Северин Боэций («утешение философией» - разговор ф-ии и фортуны, поч в этом мире столько зла, поч правильные люди страдают, а злые и корыстные не страдают). схоластика — тип философствования, при к-ом средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи. схоластика историческое значение-разработка логического аппарата. Основания схоластического метода: рациональное знание о сущем возможно и достижимо, структура истинной мысли производит структуру бытия, проблемы обсуждаются путем анализа языковых средств. Бонавентура - учение о множественности смыслов в схоластике:1. буквальный (исторический), 2. аллегорический (одно напоминает другое), 3. тропологический (моральный), 4. Аналогический. Фома Аквинский –док-во бытия Бога. 5 путей док-ва: 1-путь исходящий из понятия движения, 2-из понятия производящей причины (любое событие имеет причину, т.е. есть первопричина. Если первопричины нет – то нет мира, а мир есть т.о. первопричина - бог), 3-из понятия возможностей и необходимости, 4-из различных степеней, кот обнаруживаются в вещах, 5-путь исходящий из распорядка природы.

 3 периода: 1.ранняя.(9-12в) 2.период зрелости(13в) 3.упадок (14-15в). Считалось, что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказат-м хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

 подходы к решению проблемы универсалий:1. реализм- ун. сущ. так же как и сами вещи.ун. в божественном уме. 3 вида сущ. универсалий: «до вещей» в бож. уме (замысел), «в самих вещах» как их сущность или формы и «после вещей» - в чел. разуме(Аквинский, Кентербейский) 2. концептуализм- универсалии в самих вещах, ун. есть в человеч уме, но они есть и в единичных вещах(Петр Абеляр, Скотт)3. номинализм- универсалий нет, присутствуют в уме, сущ после единичных вещей (Уильям Оккам). Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Бритва Оккама: сущности не следует приумножать без необходимости.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель — отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Фома: реалист. Противоположное направление - номинализм. Полагает, что объективно, реально существуют единичные вещи, а универсалии - это наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке. Традиции средневекового номинализма во многом восприняли Бэкон, Гоббс, Локк, Юм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.018 с.)