Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. Кант как основоположник немецкой классической философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Немецкая классическая философия. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 – 1804), Иоганна Фихте (1762 – 1814), Фридриха Шеллинга (1775 – 1854), Гегеля (1770 – 1831), Фейербаха (1804 – 1872). Каждый из них создал свою философскую системы. Общие черты Нем Ф.:1.философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.2.Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Гегель расширяет границы активности самосознания: самосознание индивида соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. 3.философия- как специальная система философских дисциплин, категорий, идей. 4.Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка, человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека Иммануил Кант (1724-1804) родился в небогатой семье ремесленника. Философское развитие Канта обычно делят на 2 периода: 1)до начала 70-х годов – докритический. 2) с начала 70-х – критический, поскольку именно тогда были написаны главные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья – эстетику и учение о целесообразности в природе. Докритический период: Кант занимается фил. и космологией (принцип организации вселенной); возникновение Солнечной Системы из газопылевой туманности, но Кант полагал, что газ и пыль были сотворены Богом. Он считал, что все планеты Солнечной Системы были населены разумными существами, причем гениальность зависит от отдаленности от Солнца. В «Критике чистого разума» (главный замысел – создать совершенно новую логику, отличающуюся от общей аристотелевской) речь идет о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Часть наших знаний порождается самой познавательной деятельностью и носит априорный (доопытный) характер. По канту, эмпирическое знание случайно, а априорное необходимо. Смысл кантовского априоризма сост в том, что человек, приступающий к познанию, пользуется сложившимися до него (априорными) формами познания: 1)априорными формами созерцания (пространство и время) 2)чистыми рассудочными понятиями (причина и следствие, качество и кол-во) 3)идеями разума (бог, душа,..). Согласно Канту, разум – познавательная способность, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Рассудок всегда переходит от одного обусловленного к другому, не имея возможности перейти к безусловному, т.к. в мире нет безусловного. В то же время человеку свойственно стремление к абсолютному знанию (безусловному). Рассудок-сетка категорий, с помощью которых мы описываем опыт (кат.качества, количества(всеобщность,ю особенность, уникальность), модальности(хар-т степень достоверности), существования(действительность, отрицание, противоречие)). Разум предлагает рассудку безусловное в виде идей (представлениях о цели, к которой стремится познание). Но стремясь к абсолютному знанию, рассудок выходит за пределы опыта и впадает в иллюзию. Идеям разума, по Канту, не может соответствовать реальный объект. Это он доказывает с помощью антиномии чистого разума (нахождения противоречия) – например, доказуемо, что мир и ограничен, и не ограничен => он непознаваем. Ограничение Кантом разума получило вследствие название агностицизма (познание «вещи-в-себе» невозможно). Внешний мир воздействует на наши чувства, наполняя их впечатлениями. Когда впечатления упорядочиваются, мы имеем дело с собственным опытом, и в нем уже есть особенности нашего познания. То есть наши знания противопоставляются действительности. В наших знаниях (феномен) никогда не будет адекватно отражен мир вещей (ноумен). В этом суть кантовского агностицизма. В «Критике практического разума» Кант рассматривает моральное поведение человека. Нравственное чувство – не просто склонность к добру; оно ограничено долгом. Долг – это нечто безусловное и самодостаточное. Нравственность не может быть обусловлена ни одним внешним мотивом (выгодой, стремлением к счастью…), а лишь долгом. Нравственно человек действует только тогда, когда действует вопреки расчету, выгоде и т.д. (этика ригоризма). Быть свободным – сознательно следовать необходимости, выраженной в понятии долга. Кант ограничивает разум, чтобы дать место вере. То есть бога нельзя постичь с помощью науки, в него можно только верить. Но его бытие необходимо, потому что без него невозможна человеческая нравственность. Бог – нравственный идеал, воплощение нравственного закона. Практический разум – совесть, руководящая поступками посредством максим (ситуативных мотивов) и императивов (общезначимых правил). «Категорический императив» - долг – основа нравственности. «Поступай так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла бы стать основой законодательства». Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в которой мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете (аналитические суждения) Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжения). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетических суждений. 1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения.(все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.007 с.) |