И. Кант как основоположник немецкой классической философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И. Кант как основоположник немецкой классической философии.



Немецкая классическая философия. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724 – 1804), Иоганна Фихте (1762 – 1814), Фридриха Шеллинга (1775 – 1854), Гегеля (1770 – 1831), Фейербаха (1804 – 1872). Каждый из них создал свою философскую системы. Общие черты Нем Ф.:1.философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.2.Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Гегель расширяет границы активности самосознания: самосознание индивида соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. 3.философия- как специальная система философских дисциплин, категорий, идей. 4.Немецкая классическая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка, человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека

Иммануил Кант (1724-1804) родился в небогатой семье ремесленника. Философское развитие Канта обычно делят на 2 периода: 1)до начала 70-х годов – докритический. 2) с начала 70-х – критический, поскольку именно тогда были написаны главные произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». Главным является первый труд, посвященный теории познания. Вторая «критика» излагает этическое учение, а третья – эстетику и учение о целесообразности в природе. Докритический период: Кант занимается фил. и космологией (принцип организации вселенной); возникновение Солнечной Системы из газопылевой туманности, но Кант полагал, что газ и пыль были сотворены Богом. Он считал, что все планеты Солнечной Системы были населены разумными существами, причем гениальность зависит от отдаленности от Солнца. В «Критике чистого разума» (главный замысел – создать совершенно новую логику, отличающуюся от общей аристотелевской) речь идет о критике самого разума, взятого в чистом виде, то есть независимо от какого бы то ни было опыта. Часть наших знаний порождается самой познавательной деятельностью и носит априорный (доопытный) характер. По канту, эмпирическое знание случайно, а априорное необходимо. Смысл кантовского априоризма сост в том, что человек, приступающий к познанию, пользуется сложившимися до него (априорными) формами познания: 1)априорными формами созерцания (пространство и время) 2)чистыми рассудочными понятиями (причина и следствие, качество и кол-во) 3)идеями разума (бог, душа,..). Согласно Канту, разум – познавательная способность, которая могла бы руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Рассудок всегда переходит от одного обусловленного к другому, не имея возможности перейти к безусловному, т.к. в мире нет безусловного. В то же время человеку свойственно стремление к абсолютному знанию (безусловному). Рассудок-сетка категорий, с помощью которых мы описываем опыт (кат.качества, количества(всеобщность,ю особенность, уникальность), модальности(хар-т степень достоверности), существования(действительность, отрицание, противоречие)). Разум предлагает рассудку безусловное в виде идей (представлениях о цели, к которой стремится познание). Но стремясь к абсолютному знанию, рассудок выходит за пределы опыта и впадает в иллюзию. Идеям разума, по Канту, не может соответствовать реальный объект. Это он доказывает с помощью антиномии чистого разума (нахождения противоречия) – например, доказуемо, что мир и ограничен, и не ограничен => он непознаваем. Ограничение Кантом разума получило вследствие название агностицизма (познание «вещи-в-себе» невозможно). Внешний мир воздействует на наши чувства, наполняя их впечатлениями. Когда впечатления упорядочиваются, мы имеем дело с собственным опытом, и в нем уже есть особенности нашего познания. То есть наши знания противопоставляются действительности. В наших знаниях (феномен) никогда не будет адекватно отражен мир вещей (ноумен). В этом суть кантовского агностицизма. В «Критике практического разума» Кант рассматривает моральное поведение человека. Нравственное чувство – не просто склонность к добру; оно ограничено долгом. Долг – это нечто безусловное и самодостаточное. Нравственность не может быть обусловлена ни одним внешним мотивом (выгодой, стремлением к счастью…), а лишь долгом. Нравственно человек действует только тогда, когда действует вопреки расчету, выгоде и т.д. (этика ригоризма). Быть свободным – сознательно следовать необходимости, выраженной в понятии долга. Кант ограничивает разум, чтобы дать место вере. То есть бога нельзя постичь с помощью науки, в него можно только верить. Но его бытие необходимо, потому что без него невозможна человеческая нравственность. Бог – нравственный идеал, воплощение нравственного закона. Практический разум – совесть, руководящая поступками посредством максим (ситуативных мотивов) и императивов (общезначимых правил). «Категорический императив» - долг – основа нравственности. «Поступай так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла бы стать основой законодательства». Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в которой мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете (аналитические суждения) Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют протяжения). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с субъектом, то это синтетические суждения. Пример: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синтетических суждений. 1. связь предиката с субъектом мыслится потому, что обнаруживается в опыте (некоторые лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь, предшествующая опыту и независящая от него - априорные суждения.(все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Кант придает большое значение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.003 с.)