Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание как философская проблема. Современная наука о структуре и динамике человеческой психики.

Поиск

Сознание – высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. предметное (направлено на окружающие вещи, предметы, события); самосознание (на себя); сознание как поток непосредственных переживаний

В истории философии существовало 2 основных понимания сознания: Философский идеализм: сознание абсолютизировалось в виде некоего абсолютного духа, мирового разума, творящего мир; сознание первично; Философский материализм: сознание объявлялось функцией мозга отражать мир, создавать идеальные модели мира, с помощью которых человек может приспосабливаться к окружающей действительности; материя первична и исторически и гносеологически; сознание - производное от материи.

Сущностью сознания является его идеальность, кот выражается в том, что составленные сознанием образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе которых они возникли. Сознание является частью психики. Психика охватывает не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: осознание вещей и переживание, т. е. отношение к содержанию того, что отражается. ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. акт внимания как свой необходимый компонент. чувства, эмоции также явл-ся компонентом сознания.

Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление-искорка божественного разума. Декарт: сознание – внепространственная субстанция. Декарт - яркий представитель рационализма, подчеркивает, что главным в сознании является внутренний анализ собственного “Я” Гегель: Сознание - одно из воплощений всемирного разума. Локк - представитель сенсуализма, подчеркивает первостепенное значение чувств в формировании сознания человека и его познавательных возможностей. Мистическая концепция сознания связана с верой в сверхъестественные силы. Иррационалистическая концепция (оформилась к концу XIX века) предполагает, что разум и чувства человека ограничены, в то время как его интуиция, инстинкт и другие, логически неопределенные стороны сознания помогают человеку понять поток жизни, хаотичный и случайный в своей основе. Философия Канта дает целостное представление агностицизма - философского учения, согласно которому невозможно решить вопрос об истинности познания мира человеком, равно как и вопрос о тождестве мышления и бытия. Гегель обосновал историзм сознания, его зависимость от исторически изменяющихся форм общественной жизни, а также всесторонне рассмотрел диалектику индивидуального и общественного сознания.

Под сознанием по Спиркину имеется в виду способность идеального отражения действительности, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.

Поле сознания представляется Ивановым в виде круга.

I – сфера телесно-перцептивных способностей (ощущения, восприятия, представления, с помощью которых человек получает первичную информацию) Цель: полезность и целесообразность поведения ч-ка.

II – логико-понятийные компоненты сознания (формулы, законы, все то, благодаря чему я осмысляю) Цель: истина.

I и II – внешнепознавательная составляющая сознания (направлена на изучение внешнего мира) (ПРАВАЯ ЧАСТЬ КРУГА, левая половина мозга)

III – эмоциональная компонента (сфера личностных переживаний, воспоминаний и включает предчувствия, эмоции, чувства с наличием образов (любовь, ненависть)). Цель: удовольствие

IV – ценностно-мотивационная компонента (мотивы деятельности, идеалы, воображение). Цель: красота, правда, справедливость.

III и IV – ценностно-эмоциональная составляющая (познание себя и самореализация в творчестве)

1-2 – бессознательное, 2-4 - сознание в узком смысле и 4-5 – надсознание (сверхсознание)

1- этап протосознания. Бессознат. существование индивида.

2- этап генезиса телесного Я (первое представление ч-ка о себе)

3- этап формирования социального Я (поведение, корректируемое существ. др. людей)

4- этап возникновения нравственного Я (формируется не у каждого человека)

5- космическое сверхсознательное Я (Божественная интуиция,нирваническое сознание)

Долгое время господствовал принцип антропологического рационализма – поведение ч-ка объяснялось только как поведение сознательной жизни. С нового времени начинают анализировать психические процессы неосознаваемые человеком. Особая роль принадлежит З. Фрейду. Психоанализ – часть психологии как науки, это орудие, которое дает возможность Я овладеть ОНО.

По мнению Фрейда, психика состоит: бессознательного (ОНО) – принцип наслаждения (биологические влечения страсти), сознания (Я) – принцип реальности и сверхсознания (СВЕРХ Я) – внутриличностная совесть

Юнг в структуре бессознательного выделял архетипы (универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте). Они связаны с жизнью рода и передаются по наследству. Архетип тень – все низменное в ч-ке. Архетип персона – маска, чтобы скрывать свое истинное я. Архетип аниме – жен. начало в мужчине, анимус – наоборот.

Сёрл

Мысленные эксперименты (Китайская комната, силиконовые мозги.

 

Психика человека состоит из: Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Подсознательное - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Бессознательное: 1.особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер) 2.первичный регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд) 3.основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.147 (0.011 с.)