Проблема происхождения философии. Философские представления древнего мира (Индия, Китай, Греция). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема происхождения философии. Философские представления древнего мира (Индия, Китай, Греция).



Мифология – форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. М. – результат духовной потребности человека понять мир и явления природы.

Для мифологической формы мировоззрения характерно: антропоморфность – приписание явлениям природы свойств человека; дескриптативность – стремление к объяснению событий в виде рассказа, легенды;   синкретизм– абсолютная слитность образа вещи и самой вещи (мир таков, каким я его знаю, нет разделения м/у знанием мира и самого мира); связь с магией – действия колдунов, шаманов и т.д.; апелляция к прецеденту в объяснении событий – например, человек стал использовать огонь, потому что он был украден богом Прометеем; антиисторичность – время не воспринимается как процесс прогрессивного развития.

  Периоды развития древнегреч мифологии: 1. Хтонический (доолимпийский) - Хтон-мать Земля, порождающее начало, 2. Героический (олимпийский)-герои в отличие от богов смертны и не знают свою судьбу. Когда Боги свергнуты наступает героич. период. Древняя Индия: Возникновение Вселенной индийцы рассматривают как периодически повторяющееся событие. Мир переживает последовательно 4 эпохи – юги. Первая(Сатьюга) – праведный век. Люди живут счастливо, отсутствуют социальные различия. Второй период (Третаюга). Рождаются человеч. пороки, а добро уменьшается на ¼. Третий (Двапараюга). Добро убывает еще на ¼, а в человеческую жизнь входят болезни и бедствия. Однако настоящие ужасы приносит с собой 4 эпоха (Калиюга). Добро умен. до ¼. Жизнь человека сокращается (в перв. она длилась 4000 лет). Злоба, зависть отныне управляют поведением людей. И когда страх перестает сдерживать злые инстинкты, калиюге приходит конец, происходит разрушение мира. А затем все заново. Во 2 тыс. до н.э. в сев. Индию пришли индоевропейские племена – арии. Они делились на 3 сословия (во главе племени стояли войны – раджанья, им подчинялись все остальные – вайшьи, но наибольшим почетом пользовались жрецы-брахманы). Язык своих священных текстов – санскрит, считали единственным подлинно человеческим языком. Древнейшими литературными памятниками были ‘веды’ (собрание священных текствов). Считали, что веды никогда никем не были созданы, они существуют вечно и потому не могут содержать ошибочных утверждений. Веды представлялись главным обр. в устной форме, т.к. иначе могли быть доступны низшим кастам – осквернение.         Упанишады – основа восточной философии (заключительная часть вед); основа всех религиозно-философских систем Индии. Традиция упанишад изменила обряд жертвоприношения. (первоначально это было способом решения земных проблем, а теперь пока продолжается обряд, ч-к находится не в земном мире, а в высшем. Главная цель ритуала – как можно дольше оставаться в блаженном состоянии. Жертв. заканчивается, ч-к возвращается в земн. мир, из которого хотел уйти хотя бы на время. Так сложились представления о вечном круговороте, кот. составляет сущность челов. существования. Этот путь (путь предков) не заканчивается со смертью ч-ка. Чтобы остановить поток перерождений (сансара) необходимо стать на путь богов (лишь для посвященных). Путь богов заканчивается не возвр. в мир, а проникн. ч-ка в мир брахмана, здесь он остается навсегда. Душа ч-ка (атман), переселяющаяся из одного тело в другое стремится к освобождению от сансары, т.к. в мире брахмана она встречает нечто родственное себе. Особое место занимала ‘карма’ (судьба человека). Каждый человек подвержен закону кармы, ч-к отвечает за поступки, сотворенные не только в этой жизни.                      Буддизм (критика веды) Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Положения буддизма: 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий в настоящей жизни (нирвана). Цель познания — освобождение человека от страданий. Колесо сансары – цепочка превращений. Обрести нирвану – значит прекратить перевоплощения; цель жизни – остановить колесо Сансары. Индуизм синтез разнообразных верований, учений. Освобождение от кармы: 1-путь знания (осознать неподлинность повседн. бытия – медитация). 2- путь действия (активное бескорыстное участие в жизни- воин, не ради награды). 3-путь любви (самозабвенная любовь божеству). Освобождения от материального мира можно добиться с помощью йоги. Йога – это система освобождения от земных страданий через самоуглубление, самосовершенствование. Основные характеристики Древнеиндийской философии: концентрация философии на внутреннем мире человека (карма, сансара, нирвана), Древний Китай 1.Даосизм основатель Лао-Цзы. Дао – это космическая душа, это первоначало всего, сущность жизни. Геометрически Дао изображают в виде сферы (ян) с вписанным в него кубом (инь). В центре противоположные поля – инь и ян – образуют единство – цзы. Те личности, кто восстанавливают гармонию Дао, ставят себя на место центрального элемента, поэтому носят имя цзы (Лао-цзы и т.д.). Даосизм обращен на родовое прошлое и видит в нем природно-социальный идеал. Принципы жизни человека – это слияние с Дао, которое можно достичь с помощью медитации. Лао-цзы причину хаоса видит в нарушении цивилизацией естественного миропорядка Дао. В Даосизме проповедовался ‘Культ Неба’. Проповедником замыслов Неба на земле считался Император. Смысл правления Императора заключался в том, чтобы способствовать слиянию народа с Дао. Мудрый Император не пытается управлять, он только следует Дао (гармонии). 2.Конфуцианство Конфуций опирался на Дао, но оно является учением социального характера. Конфуцианство мировоззренчески обращено в будущее. Конфуций развивал принципы государственного управления. До сих пор эти принципы лежат в идеологии Китая. Основополагающая идея – Идея Неба. Небо – это первопредок, наделенный разумом. Вся жизнь Человека предопределена Небом. Человек по мнению Конфуция изначально добродетелен. Он обладает: Любовью к людям, Справедливостью, Искренностью, Любовью к родителям. Эгоизм человека мешает его проявлению любви. Эгоистичные люди – ничтожества, добродетельные люди – благородные. В основе учение о государстве лежит принцип стремления к добру. Главное – это не закон, а добродетель. Считалось, что Император поставлен Небом специально, чтобы сделать народ добрым.

Общие черты философии Китая: Антропоцентризм, Космоцентризм, Культ Неба, Идеализация Древности

Греция: «Илиада» и «Одиссея» - поэмы-сказания, по которым мы узнаем о мировоззрении древних греков. Также «Теогония» Гесиода (трактовка олимпийских богов как безличные силы природы, первоначала). Возникает религиозное течение – орфизм, на основе культа Орфея (Орфей потерял возлюбленную, вернулся за ней в мир мертвых, но так и не вернул, нарушив запрет оборачиваться). В орфизме было учение о метемпсихозе – переселении душ. Преодоление цепочки переселения – цель жизни. Философия 7 мудрецов. Гномы семи мудрецов: «Мера превыше всего», «Ничего сверх меры». Первым употребил слово философия – Пифагор. Философия – любовь к мудрости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.005 с.)