Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие научного метода и методологии. Эмпирический и теоретический уровни познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод - способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учений об этой системе. Впервые проблемы научного метода стали изучаться в рамках древнегреческой науки. Именно там возник знаменитый аксиоматический метод и связанная с ним дедуктивная логика в форме силлогистики (исторически первая дедуктивная теорией.) Аристотеля. Поскольку в античной науке не существовало опытного естествознания, то в ней исследовались только теоретические методы исследования. С возникновением экспериментального естествознания в XVII веке на первый план выдвигается проблема исследования методов и средств опытного изучения природы. Ф. Бэкон и Р. Декарт в своих сочинениях уделили большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания в науке. По Декарту метод - точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное. В качестве осн. требований он рекомендует три правила метода: 1) начинать с простого и очевидного; 2) из него путем дедукции получать более сложные высказывания; 3) действуя при этом так, чтобы не было упущено ни единого звена, т.е. сохраняя непрерывность цепи умозаключений. Для осуществления этих целей, по его мнению, необходимы 2 способности ума: интуиция и дедукция. С помощью интуиции усматриваются простейшие и очевидные начала, из которых дедуктивно следуют все другие истины. Такая хар-ка метода больше всего подходит для математического познания. В дальнейшем идеи Декарта о дедуктивном характере метода науки на более широкой основе разрабатывал Г. В. Лейбниц, который стремился свести рассуждения к вычислениям. В области эмпирических наук Фрэнсис Бэкон в качестве важнейшего метода исследования выдвинул индукцию. Дедукция - бесполезна для изучения природы. Поэтому в противовес «Органону», Аристотеля, он создает «Новый Органон», который представляет собой совокупность простейших канонов, или правил индуктивного исследования. Современная методология науки использует множество других способов и приемов познания, общей особенностью которых является целенаправленный, организованный и систематический характер поиска истины. Только при систематическом использовании методов можно приблизиться к истине. Поэтому в самом широком смысле слова метод можно рассматривать как некоторую систематическую процедуру, которая состоит из последовательности определенных операций, применение которых приводит либо к достижению поставленной цели, либо приближает к ней. Решение проблем конкретных наук требует также привлечения специальных методов исследования. В эмпирич. науках для этого приходится обращаться к специальным средствам наблюдения и измерения, постановке запланированных экспериментов. Поскольку специальные методы имеют специфический характер, т.к. они разрабатываются и совершенствуются в рамках конкретных наук. В отличие от них общие методы науки, их возможности и границы применения изучаются в общей теории научного метода, которая называется методологией науки. Всеобщие методы в истории познания: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Общелогические методы познания: Анализ — это расчленение целостного предмета на составляющие с целью их всестороннего изучения. Синтез — это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Индукцией общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Аналогия — на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Моделирование — это изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели). В структуре научного знания выделяют 2 уровня знания – эмпирич. и теоретич., которым соответствуют 2 вида научного познания – эмпирич. и теоретич. исследование Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдений и экспериментов. Оно предполагает формирование на основе данных наблюдения особого типа знания – научного факта, который возникает как результат очень сложной рациональной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания. В этом смысле любые факты науки представляют собой взаимодействие чувственного и рационального.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.012 с.) |