Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли.
Содержание книги
- Фи-я как деятельность и как мировоззрение.
- Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Ввел это понятие Пифагор в VI В. До Н. Э.
- Соотношение ф-и и науки, искусства, религии. Ф-я и социокультурный контекст.
- Предмет философии. Философия как «любовь к мудрости», как наука и как игра. Роль и функции философии.
- Онтология как философское учение о бытии. Проблема единства мира.
- Философское понятие материи. Современная наука о сложной системной организации материального мира.
- Движение, пространство и время как формы бытия материи. Классическая и современная научная картины мира.
- Сознание как философская проблема. Современная наука о структуре и динамике человеческой психики.
- Гносеология как философское учение о познании. Научное и вненаучное знание.
- Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины.
- Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.
- Понятие научного метода и методологии. Эмпирический и теоретический уровни познания
- Научные методы эмпирического исследования :
- Динамика научных теорий. Понятия научной революции и смена научных парадигм.
- Общество и история как предмет фил анализа.
- Формационный и цивилизационный подходы в современной социальной философии.
- Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Проблемы и перспективы общественного развития.
- Проблема происхождения философии. Философские представления древнего мира (Индия, Китай, Греция).
- Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.
- Философия пифагореизма и ее традиции в европейской философии и науке.
- Философия элеатов: от диалектики стихий к диалектике понятий.
- Философия Платона. Платонизм в истории европейской мысли.
- Философия Аристотеля и ее значение для мировой культуры.
- Теоцентризм европейской средневековой философии. Патристика и схоластика как основные этапы формирования философско-теологической мысли в Европе.
- Идеи натурфилософии и гуманизма в философии эпохи Возрождения.
- Возникновение и формирование философии нового времени. Английская эмпирическая философия.
- Рационалистическая линия в европейской философии нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
- И. Кант как основоположник немецкой классической философии.
- Г. Ф. Гегель – вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля.
- Русская философия: ее особенности, этапы развития и основные направления.
- Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века. Особенности западной философии 20в:
- Философия позитивизма: основные этапы формирования и развития.
Похожие статьи вашей тематики
У Платона предмет философии – триединый софийный идеал: абсолютное добро (благо), абсолютная истина, абсолютная красота. Пифагорейская и сократовская любовь-philia преобразуется в любовь-eros (страсть).
Платон стал первым греч философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается в качестве первичного по отношению к миру вещей. Центральная философская идея – разделение мира на две сферы: мир вещей (кажущееся бытие; оно изменчиво, несовершенно, делимо) и мир идей (бытие; оно едино, вечно, совершенно). Также существует небытие (материя; пассивна, бесформенна). Идея, по Платону, - это вечно сохраняющаяся сущность вещи, способная существовать отдельно от нее. Человек властен над вещами, но над их идеями – нет. Идеи живут вдалеке от нашего мира. Вещи реального мира причастны идеям: вещь возникает путем соединения идеи с материей. Подробно разработана у Платона теория познания. Он считал, что душа человека бессмертна, до его рождения она находится в мире идей, туда и возвращается после смерти. Душа общается с идеями и получает от них знания, вселившись в тело, она все забывает. Однако может это снова вспомнить. Познание мира происходит не через органы чувств, а путем припоминания того, что душа видела в мире идей. Для познания истины следует полностью отрешиться от ощущений и чувств, погрузиться в глубины своей души и постараться вспомнить то, что она видела в мире идей. Только в глубине души, в ее врожденных идеях, коренится источник знаний. Знание невозможно передать от одного человека к другому, как пытаются делать софисты. Стимулом к знанию является любовь. Платоноская лестница красоты: красота отдельных тел (низшая красота) – телесная красота вообще – красота духовная (идеальная) – красота нравов и законов – красота чистого знания. 3 типа души – 1) чувственная (вожделеющая) – крестьяне, ремесленники. 2) волевая (мужественная) – воины, 3) разумная – правители, философы. Истину могут познать только философы и воины (т.к. воины защищают порядок от хаоса). У каждого человека есть все 3 типа, но надо развивать ту, куда больше тянет. Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта. Истинное знание уже содержится в нас, в познании необходима интуиция. В земной жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается в мир абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи.
Для иллюстрации ограниченности человеческого познания Платон использовал образ пещеры: философ утверждает, что человеческие знания о мире идей крайне неточны и приблизительны. Представим себе узника, который помещен в пещеру т.о., что может видеть только стену, противоположную выходу. Мимо пещеры проносят различные предметы, тени которых отбрасываются на стене и видны узнику, в то время как сами эти предметы он видеть не может. Нельзя сказать, что человек вообще ничего не знает о данных вещах, но его знания о предмете очень ограниченны. Знание человека о мире идей подобно знанию, которое имеет о вещах узник пещеры. Чувственно воспринимаемые предметы реального мира – всего лишь тени совершенного мира идей.
Его идеи были использованы в римском неоплатонизме, а затем при формировании идеологии христианства. С учения Платона в философии начинается полемика двух наиболее крупных направлений: материализма (линия Демокрита) и идеализма (линия Платона).
|