Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формационный и цивилизационный подходы в современной социальной философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формационный подход (Маркс, Энгельс, Плеханов) Согласно ему, об-во в своем развитии проходит через опред., сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Обществ.-эконом. формация – историческийтип об-ва, основанный на опред. способе производства. Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы – средства производства + люди, с их занятиями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства = предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда) + средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда). Производственные отношения – отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства. Существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, т.к. совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация. Сторонники этого подхода считают, что об-во движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений. Недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “ азиатский способ производства ”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам. Цивилизационный подход. Существует множество определений понятия цивилизация Тойнби называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Шпенглер считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные: теория стадиального развития и теория локальных цивилизаций. Теории стадиального развития цивилизации (Ясперс, Сорокин, Ростоу, Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Так, Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял 5: Традиционное общество. (аграрные общества с довольно примитивной техникой) Переходящее общество. (растёт с/х производство, появляется предпринимательство) Стадия “сдвига”(п роисходят пром. рев. за кот. следуют соц.-эконом. и политич. преобр.) Стадия “зрелости”. (идёт НТР, растёт знач. городов и численность городского населения) Эра “высокого массового потребления”. (значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.) Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Лок. цивил. могут совпадать с границами гос-ва (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько гос-в (западноевропейская цивилизация). Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (вавилонская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около 30: американская, германская, русская и др. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное. В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Все цивилизации м/о разделить на традиционные и техногенные. Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культур. традиций. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Др. Египет, Китай, Индия, государство Майя - образцы традиционной цивилизаций. Современный период развития общества - техногенная цив.. Важным признаком техногенной цивилизации является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенные цивилизации чрезвычайно динамичным обществом. Ориентируется прежде всего на совершенствование техники производства, развитие науки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 1023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.008 с.) |