ТОП 10:

Философия позитивизма: основные этапы формирования и развития.



Позитивизм (вторая пол. 19-20вв) – философ. учение, определяющее единственным верным источником подлинного знания – эмпирические исследования.

Позитивизм возникает в 30-40-х гг. 19в во Франции. Родоначальник этого течения – Огюст Конт, который говорил о неспособности метафизики (т.е. традиционной ф-ии), основанной на умозрительном типе построения знания ответить на вопросы, поставленные развитием науки. Эта идея основывалась на учении о 3 стадиях развития познания:

1. Теологическая – господство религии, объяснение явлений деятельностью сверхъестественных существ. 2. Метафизическая – господство ф-ии, объясняющей природу абстрактными сущностями и причинами. 3. Позитивная – отказ от теологии и метафизики, господство положительных наук, научное объяснение всех явлений.

3 ЭТАПА В ЭВОЛЮЦИИ ПОЗИТИВИЗМА:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Миль, Спенсер 2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус. 3. Неопозитивизм (с сер 20х гг 20) - Шлик, Карнап, Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Первая стадия Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением западной философии. Позитивизм объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Таким обр, если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытии, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. Позитивизм предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать – чтобы предвидеть, предвидеть чтобы обладать силой. Фактически позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Позитивизм Конта содержал материальные положения, он не отрицал существование внешнего мира.

Вторая стадия в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (.(Э. Мах, Р. Авенариус) Появление связано с кризисом в физике, который был порожден рядом крупных открытий (откр. электрона, явления радиоактивности), которые привели к крушению старых представлений о строении материи.

Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Эмпириокритицизм окончательно порвал с эл-тами материализма.

Основной принцип «принцип экономии мышления» (Мах) или «принцип наименьшей траты сил» (Авенариус). Суть: освободить знания от метафизических допущений, к котором относится прежде всего признание объективной реальности и изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. Мыслить экономично, значит не объяснять, а описывать явления.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в.

Логика была провозглашена сущностью ф-ии - логический позитивизм. Представители логического позитивизма исходили из предпосылки, что предметом ф-ии не может быть и теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. По их мнению, ф-я вообще не имеет предмета исследования, потому что она не явл-ся содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Неопозитивизм истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека. Процесс мышления, процесс познания становится доступным логическому исследованию лишь в языковой форме. Т.о., неопозитивисты сделали новые легко формирующиеся типы анализа языка. Одной из важнейших задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к высказываниям о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобраз уже имеющегося знания)Чтобы выяснить имеет ли предлож. смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с фактами чувственного опыта. А т.к. этот критерий м/б отнесен к чувственно проверяемым предложениям, то неподтверждаемыми, т.е. бессмысленными оказываются законы и общие положения науки и также, все высказывания о прошлом и будущем.

Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность. Как и неопозитивисты, постпозитивисты уделяют основное внимание рациональным методам познания. Одним из самых видных постпозитивистов считается современный английский философ Карл Поппер. Выдвинул принцип фальсификации в противоположность принципу верификации. Научная теория не может согласовываться со всеми фактами, она должна исключать отдельные факты, несогласующиеся с ней. Чем больше фактов опровергает, фальсифицирует теория, тем более она научна. Принцип верификации использовался для анализа готового знания, а принцип фальсификации позволяет исследовать его развитие, которое он интерпретирует как смену одних гипотез другими. Опровержение некоторой теории нов. эмпирическими данными приводит к отказу от нее и ставит задачу объяснения этих новых фактов, для чего создается нов. теория и так далее. Благодаря этому происходит прогресс науки. Методология верификации строится на убеждении, что знание может быть абсолютно истинным. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, признается заблуждением. Поэтому ф-ия научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поэтому свою ф-ю Поппер называет критическим рационализмом.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.22.132 (0.005 с.)