Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Идеи натурфилософии и гуманизма в философии эпохи Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения (14-16вв): -ориентация на человека (антропоцентризм). Формально в центре мироздания оставался Бог, но преимущественное внимание обращали на человека, его природу, самостоятельность, красоту, творческие способности. В процессе творческой деятельности человек создает новый мир и самое высокое, что есть в мире - себя самого по законам красоты. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном учёте телесного начала (тело не «оковы души», как это было в эпоху средневековья, телесная жизнь сама по себе ценна). Для эстетики Ренессанса характерен синкретизм духовного и личностно-материального (живопись, скульптура изображают прежде всего человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным). Одной из характерных особенностей ф-ии является органицизм – рассматривание природы как единого огромного организма по аналогии с человеческой жизнью. Глубокий интерес к природе, стремление к ее пониманию и усиление власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. Характерной чертой был пантеистический взгляд на мир (неразделение природы и Бога). Гуманизм эпохи Возрождения. Новая светская культура, появившаяся прежде всего в Италии в XIV веке, получила название гуманизма. Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность. Родоначальником европейского гуманизма считают итальянского поэта и философа Франческо Петрарку. С его точки зрения, философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос – как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром. Петрарка: «я бы предпочел быть добрым, нежели просвещенным» (у него добрые – носители добродетели, те, кто реализовали всемирный закон Lex, которому нужно следовать)..В истории философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня «Опыты». Французский мыслитель не ставил перед собой цель разработать новую философскую систему. Но в тоже время он испытал влияние определенной философской концепции – античного скептицизма. Скептицизм М. Монтеня направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои положения за абсолютные истины. Философия, по мнению М. Монтеня, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Свой этический идеал (жизнь в соответствии с законами природы, стремление к счастью, покою и комфорту) Монтень почерпнул из этики эпикурейцев и стоиков, изменив его в соответствии с духом гуманизма и индивидуализма своей эпохи. Натурфилософия. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Натурфилософия - философия природы, свободная от непосредственного подчинения теологическим умозрениям. Общие черты натурфилософских концепций: пантеизм; идея бесконечности природы; органистический взгляд на мир, господствовавший в античности (аналогии между организмом человеческим или животным); рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», вбирающего в себя все многообразие Вселенной; диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы. Первым натурфилософом, развивающим традиции неоплатонизма и пантеизма в данную эпоху, был Николай Кузанский. По своим философским воззрениям Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего бытия только Бога. Бога он называет «абсолютным максимумом», постоянно подчеркивает актуальную бесконечность его собственной природы. Как математик Н. Кузанский стремился осмысливать явления природы в математических образах и понятиях. Это давало ему возможность преодолеть средневековое схоластическое убеждение в конечности мира. Мир не имеет окружности и центра, как считалось со времен Аристотеля. Земля не составляет центр мира. Утверждая бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Н. Кузанский доказывает наличие всеобщей связи между явлениями и вещами природы. Природу он рассматривает как живой и одушевленный «мировой душой» единый организм, одно из важнейших проявлений этого организма – человеческое существо. Человек – единство земного и божественного. Это микрокосм, малый мир, отражающий все многообразие Вселенной. В процессе познания Кузанский выделил четыре ступени познания. Первая ступень – чувственные ощущения, которые дают лишь смутные образы вещей. Над ощущениями возвышается рассудок, который мыслит противоположности, из которых состоят все вещи в соответствии с законом противоречия. Высшая ступень познания – разум. Важнейшая особенность разума – это его способность мыслить бесконечное. Четвертая ступень - сверхразумное созерцание (интуиция) как способность человека мыслить совпадение противоположностей в боге путем слияния с богом человеческой души. Но это бывает очень редко.
Один из крупных натурфилософов данного периода – итальянский ученый Джордано Бруно. В онтологии Бруно продолжает идеи Кузанского о бесконечности природы и бесчисленности миров. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно. Дух, душа, духовная субстанция как носитель жизни наполняет всю вселенную, все вещи, всю природу, кот. одушевлена в различной степени. Бруно - один из главных представителей органистического взгляда на мир, он рассматривает мир по аналогии с животным и ч-ким организмом. Особый интерес представляет учение Бруно о материи. Он утверждает идею несотворенности и извечности материи, подчеркивает неразрывность материи и формы. В области теории познания. Бруно следует за Кузанским и выделяет те же ступени познания: чувства, рассудок и разум (интеллект). Однако новый момент в теории познания Бруно состоял в противопоставлении чувств, неспособных постичь истину, разуму, который только и способен к этому. Чувственное познание не может предоставить истинного познания. Крупнейший недостаток чувственного ощущения в том что, оно не видит бесконечное. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно вслед за Кузанским к диалектике совпадения противоположностей. Бруно вводит в философию понятие монады, то есть «единицы» бытия. Если Кузанский приводил примеры совпадения противоположностей из математики, то Бруно видит их во всех областях природы и человеческой деятельности. Источник внутреннего родства противоположностей – бесконечная субстанция. Эти воззрения сближают Бруно с некоторыми взглядами представителей естественнонаучного направления в философии Возрождения – Леонардо да Винчи, Иоганна Кеплера, Галилея. Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли, правовая теория Бодэна и социологические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы Лоренцо Валла: центр место в ф-ии – учение о ч-ке. В основе его этики – принцип наслаждения (эпикуреизм), сводится к удовольствиям души и тела. Он считает, что добродетель – синоним полезности (утилитаризм).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.170 (0.013 с.) |