Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Главный вопрос теории познания – познаваем ли мир? В соответствии с ответом на него сложились три основных позиции: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира (например, Сократ). Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания (Секст Эмпирик). Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности. Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант. Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений (феномены), одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира (ноумены). Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие. Позиция наивного реализма: знание – продукт отражения внешнего мира; источником знания являются чувственные данные; познавательный образ – копия оригинала. Натуралистические доктрины: 1) редукционизм (сведение более сложного к простому). 2) нативизм (основные познавательные способности – врожденны). 3) эволюционная эпистемология (изучение познавательной способности, так как она развивается в процессе эволюции).
Фундаментальные положения теории истины: 1. объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется; 2. практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3. знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина. Философские уровни понимания истины: 1) онтологический уровень. Истина рассматривается здесь как свойство самого бытия и даже как подлинное бытие. Предмет соответствует своему понятию, а потому он и истинен. 2) логико-семантический уровень. Истина фиксируется терминами «правильность», «корректность». Здесь истина – формальная безупречность доказательства чего-либо. 3) ценностно-экзистенциальный. Здесь истина фиксируется словами «правда», «правота». Правда – это ценность, которая принимается человеком и искренне утверждается им в жизненных поступках. 4) гносеологический. Смысл истины – содержательная характеристика человеческих знаний. Основные концепции истины: 1) классическая концепция (теория корреспонденции), включает аспект соответствия, исторический аспект (то, что сейчас истина, завтра м.б. заблуждение). Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний объективной действительности. Это м.б. соответствие человеческой мысли объективной природной действительности (Аристотель) или ее соответствие идеальному бытию идей (Платон). Проблема корреспонденсткой теории: чтобы сопоставлять знания с действительностью, мы должны быть уверенными в ее объективности, а в этом мы не м.б. уверенными. 2) априористская концепция (истина-это соответствие знания критериям очевидности). Истина присуща человеку в виде доопытного знания, которое можно раскрыть в человеке. У Канта: апостериорное знание – основанное на опыте. Априорное – достоверное, не зависящее от опыта, доопытное. 3) когерентная теория (1 - И.-то знание, кот. систематически устроено и не противоречит имеющимся знаниям. 2 – Истина – знание, которое непротиворечиво и системно упорядоченно). 4) прагматистская концепция (И. определяется критерием применимости в конкретной области; знание м.б. истинным, если способно быть применимым и давать результат) 5) конвенционалистская концепция (то, что уполномоченные люди считают и.; истина – продукт соглашения между участниками познавательного процесса) 6) экзистенционалистская концепция (то, что способствует духовной самореализации чел-а; человек лишь на грани жизни и смерти открывает важнейшие истины)
Существуют разные формы истины. Абсолютная истина - такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания; относительная истина - неполное знание о том же самом предмете. Концептуальная истина - соответствие убеждений индивида тому или иному комплексу религиозных или естественнонаучных догматов. Научная истина - адекватность представления о положениях, как следствиях научных теорий. Объективная истина - такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желания субъекта. Она определяется содержанием отражаемого объекта. Относительная истина - не содержит полного представления об изучаемом предмете и содержат такие элементы, которые могут быть изменены в процессе познания (в будущем). Операционная истина - правильность представления субъекта о методах и средствах познания. Предметная истина - поток информации, идущей от материальных систем микро-, макро- и мегамиров. Экзистенциальная истина -соответствующие действительности знания духовно-жизненных ценностей людей, таких идеалов как идеалы добра, красоты, справедливости и т. п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.01 с.) |