Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Проблемы и перспективы общественного развития.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские проблемы взаимодействия общества и природы. Проблемы и перспективы общественного развития.



История общества в определенном смысле представляет собой картину его изменяющегося взаимодействия с природой. Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формируется как социальное существо. Этот процесс имеет своим началом выделение человека из животного мира. В силу вступает наряду с естественным и социальный отбор. Выживали те сообщества, которые подчинялись определенным требованиям: сплоченности взаимопомощи.

 

Природа – 1) весь мир во всем многообразии его форм. Здесь как философская категория природа является более широким понятием, чем материя. 2) естественное условие жизни общества. Общество является частью природы. Чел живет на земле в пределах географ. оболочки. Вне ее наша жизнь невозможна.

Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, общественных потребностей. В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества. Так, например, Монтескье считал, что деятельность человека полностью обусловлена географической средой (географический детерминизм).

Ему противопоставляется теория марксизма, где уровень и направленность общественного развития определяются уровнем развития материальн. производства. Здесь во взаимодействии природы и общества, активной стороной всегда выступает человек (т.е. характер социальной среды опред. характер естественной.)

Этапы взаимодействия природы и общества: Уже первые античные философы (представители натурфилософских школ) видели главную задачу философии в исследовании природы с целью выяснения вопроса – из чего состоит мир. В христианском мировоззрении природа понимается как нечто сотворенное богом, поэтому человек, наделенный бессмертной душой, возвышается над природой. В эпоху Возрождения природа рассматривается как источник красоты и вдохновения. В Новое Время природа – место деятельности человека, результатом которой является укрощение стихийных сил природы. Френсис Бэкон: «Пусть никто не надеется, что он сможет управлять природой, пока ее не узнает».

 

Проблемами взаимодействия природы и общества занимаются многие дисциплины, возникшие на стыке социальных и естественных наук: социальная экология, экологическая философия и др.

Социальная экология: проблемы взаимодействия общества и природы – это прежде всего проблемы самого общества, его социально-экономической организации. Ее 4 основных закона:

1) Все связано со всем.

2) Все должно куда-то деваться.

3) Природа знает лучше.

4) Ничто не дается даром.

Проблемы системы «природа-общество» включают в себя, например, обеспеченность человечества сырьевыми и энергетическими ресурсами, освоение космического пространства. Когда идет речь о проблемах взаимодействия природы и общества, то имеется в виду весь список проблем, связанных с деятельностью человека, направленной на преобразование природы.

 

Экологическая философия также изучает взаимодействие общества и природы. Как этого достичь в условиях, когда человек стремится создать что-либо, даже нанося вред природе; когда большая часть ограниченных ресурсов планеты переводится в отходы и мусор? Выход из кризисной ситуации видят в основном в придании приоритета экологическим ценностям. Так как воздействие человека на природу часто имеет планетарный характер, то целый ряд актуальных экологических проблем может быть разрешен лишь в условиях международного сотрудничества.

 

С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера таким образом новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобразования воздействия общества на природу. Это высший этап эволюции системы общество-природа. Достичь этого помогает коэволюция природы и общества, то есть их гармоничное и согласованное развитие.

 

Сегодня, когда человечество оказалось на грани серьезных экологических потрясений, этическая сторона деятельности людей обрела особую актуальность. Теперь это – необходимость, требующая соответствующего поведения людей, основанного на новой этике. Так, нравственный императив Канта («Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»)должен быть распространен теперь и на природу.

 



Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.006 с.)