Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гносеология как философское учение о познании. Научное и вненаучное знание.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей. В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, пусть и недостаточно рационально обоснованной. Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка. Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания. Гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи. Главный вопрос теории познания – познаваем ли мир? В соответствии с ответом на него сложились три основных позиции: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира (например, Сократ). Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания (Секст Эмпирик). Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности. Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант. Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений (феномены), одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира (ноумены). Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие. Позиция наивного реализма: знание – продукт отражения внешнего мира; источником знания являются чувственные данные; познавательный образ – копия оригинала. Натуралистические доктрины: 1) редукционизм (сведение более сложного к простому). 2) нативизм (основные познавательные способности – врожденны). 3) эволюционная эпистемология (изучение познавательной способности, так как она развивается в процессе эволюции). Уровни и формы познания: 1) чувственное познание, опирается на ощущения, восприятия и представления. 2)рациональное познание, опирается на понятия, суждения, умозаключения. 3)интуиция (чувственная, рациональная и мистическая). Научное и вненаучное знание. Специфические признаки научного познания 1.Наука имеет дело с идеализированными объектами 2.Наука оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир 3.Наука всегда опирается на определенные методы 4.Важнейшие методы науки - гипотезы и теории5.Наука ориентируется на будущее 6.Наука знание предметно и объективно Критерии научности 1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3) эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4) систематичность - упорядоченность в форме теории. 5) проверяемость – экспериментальная проверяемость. Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью. Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Выделяют следующие формы вненаучного знания: 1. ненаучное -разрозненное несистематическое знание, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;2. донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;3. паранаучное - учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; (уфология, народная медицина) 4. лженаучное - ошибочное знание.5. квазинаучное знание опирается на методы насилия и принуждения. 6. антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности 7. псевдонаучное – знания, которые наука ставит под сомнение.(астрономия, алхимия). Проблема демаркации — (разграничивания научного и вненаучного знания) одна из центральных проблем философии науки, и ее первые решения появились вместе с первой законченной теорией философии науки — неопозитивизмом и выдвигаются до сих пор. Позитивизм утверждает следующие критерии науки: релятивизм (наука выдвигает гипотезы, а не претендует на абсолютную истину), эмпиризм (научные теории опираются на опыт), прагматизм (научное знание полезно). Карл Поппер выдвинул концепцию фальсификации — учёные должны допускать возможность опровержения своих теорий на основании опытных фактов. Главной демаркационной проблемой в неопозитивизме был поиск критериев, позволяющих провести границу между наукой и философией, таким образом, отделив научное знание от ненаучного. В качестве такого критерия неопозитивистами был предложен принцип верификации (от лат. verus — истинный, facio — делаю), выражающийся в возможности проверки, подтверждения каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.011 с.) |