Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гносеология как философское учение о познании. Научное и вненаучное знание.

Поиск

Исторически гносеология развивалась в тесной связи с другими разделами философского знания – онтологией, антропологией, аксиологией, моралью. Платон сущность познания определял как “припоминание” бессмертной души о своем инобытии в мире идей. В средневековье ведущей стороной познавательной деятельности утверждалась интерпретация священных текстов (экзегетика) как все более глубокое постижение воли творца – Бога. Познавательные отношения формировались исходя из некоторой онтологической картины мира, пусть и недостаточно рационально обоснованной.

Впоследствии, начиная с XVII века (Новое время) философы все чаще ставят под сомнение первенство онтологии над гносеологией, формируется новая познавательная установка. Декарт, Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие усматривали основания познавательной деятельности в самих человеческих чувствах, разуме и во взаимоотношении между ними. Поэтому одной из главных задач гносеологии становится овладение “человеческой природой” (выражение Юма). В связи с этим человекознание (антропология) занимает существенное место в разрешении проблем теории познания.

Гносеология остается относительно самостоятельной частью философского учения, решает свои специфические задачи. Главный вопрос теории познания – познаваем ли мир? В соответствии с ответом на него сложились три основных позиции: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира (например, Сократ). Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания (Секст Эмпирик). Агностицизм (проявляющийся в истории философии в форме скептицизма или критицизма) подвергает отрицанию (или сомнению) принципиальную познаваемость природной или социальной реальности. Крупнейшими представителями агностицизма XVIII века, оказавшими значительное влияние на дальнейшее развитие философского знания, являются Д.Юм и И.Кант. Агностицизм Юма основывался на утверждении, согласно которому человек может судить о чем бы то ни было только на основании тех впечатлений, которые есть в его сознании, а выход за их границы является теоретически незаконным. Кант критически относился к подобным взглядам. Но, доказывая возможность неограниченного и достоверного познания явлений (феномены), одновременно утверждал принципиальную непознаваемость сущности вещей, мира (ноумены). Агностические идеи Канта в различной интерпретации были использованы последующими направлениями западной философии. К ним можно отнести: “физиологический идеализм” (И.Мюллер), “теорию символов” (Г.Гельмгольц, К.Пирсон), конвенционализм (А.Пуанкаре, К.Поппер) и другие.

Позиция наивного реализма: знание – продукт отражения внешнего мира; источником знания являются чувственные данные; познавательный образ – копия оригинала.

Натуралистические доктрины: 1) редукционизм (сведение более сложного к простому). 2) нативизм (основные познавательные способности – врожденны). 3) эволюционная эпистемология (изучение познавательной способности, так как она развивается в процессе эволюции).

Уровни и формы познания: 1) чувственное познание, опирается на ощущения, восприятия и представления. 2)рациональное познание, опирается на понятия, суждения, умозаключения. 3)интуиция (чувственная, рациональная и мистическая).

Научное и вненаучное знание.  

Специфические признаки научного познания 1.Наука имеет дело с идеализированными объектами 2.Наука оперирует определенными средствами воздействия на материальный мир 3.Наука всегда опирается на определенные методы 4.Важнейшие методы науки - гипотезы и теории5.Наука ориентируется на будущее 6.Наука знание предметно и объективно Критерии научности 1) объективность - природа, предметы и их отношения должны быть познаны такими, какие они есть без привнесения в них чего-либо субъективного или сверх-природного. 2) рациональность, доказательность - в научном знании приводится необходимые и достаточные основания истинности содержания 3) эссенциалистская направленность - нацеленность на воспроизведение сущности и закономерностей объекта. 4) систематичность - упорядоченность в форме теории. 5) проверяемость – экспериментальная проверяемость.

Научное познание - это процесс получения объективного, истинного знания. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью. Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.

Выделяют следующие формы вненаучного знания: 1. ненаучное -разрозненное несистематическое знание, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;2. донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;3. паранаучное - учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности; (уфология, народная медицина) 4. лженаучное - ошибочное знание.5. квазинаучное знание опирается на методы насилия и принуждения. 6. антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности 7. псевдонаучное – знания, которые наука ставит под сомнение.(астрономия, алхимия).  

Проблема демаркации — (разграничивания научного и вненаучного знания) одна из центральных проблем философии науки, и ее первые решения появились вместе с первой законченной теорией философии науки — неопозитивизмом и выдвигаются до сих пор.

Позитивизм утверждает следующие критерии науки: релятивизм (наука выдвигает гипотезы, а не претендует на абсолютную истину), эмпиризм (научные теории опираются на опыт), прагматизм (научное знание полезно).

Карл Поппер выдвинул концепцию фальсификации — учёные должны допускать возможность опровержения своих теорий на основании опытных фактов.

Главной демаркационной проблемой в неопозитивизме был поиск критериев, позволяющих провести границу между наукой и философией, таким образом, отделив научное знание от ненаучного. В качестве такого критерия неопозитивистами был предложен принцип верификации (от лат. verus — истинный, facio — делаю), выражающийся в возможности проверки, подтверждения каких-либо теоретических положений путем их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.011 с.)