Общество и история как предмет фил анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество и история как предмет фил анализа.



Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания. В современной западной философии истории условно можно выделить 2 основных направления: 1) онтологическое (Шпенглер, Тойнби). Здесь главное внимание обращают на исследование бытия исторического процесса, смысла истории, социального прогресса. Философия истории должна анализировать ход событий, показывать как сменяются одни цивили­зации другими, почему они погибают. Поэтому философия истории в качестве объекта берет весь исторический процесс; 2)гносеологическое (Дилтей, Мару, Арон и др.) Главное внимание уделялось теоретической реконструкции исторического прошлого. Предметом философии истории являются как гносеологические, так и онтологические проблемы. Философия истории представляет философско-исторический анализ общества. Философия истории синтезирует все человечество, выделяет в нем некие общие законы, черты, свойства, присущие всем социальным организациям, но проявляющиеся по-разному в зависимости от исторических обстоятельств, конкретной ситуации и природ условий.

Свободно-волевая деятельность и закономерности в обществе: 1) М. Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть теряет смысл и цели социальное бытие. 2) Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детерминирована). Но существуют особенности общественных законов.

  Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека.

Специфика общественных законов:

1)они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны. 2)законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним.

Общество и история прошли через три стадии (по Сен-Симону). 1 - теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формируется мораль, решаются обыденные проблемы и тд. 2 - метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. 3- позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений. Развитие общества есть закономерное и прогрессивное явление. Особая роль - разделение труда и позитивная политика.

СПЕНСЕР. Органическая школа в философии. проблема соотношения биологического и социального. Особая роль государству как мозгу и церкви (душа). МАРКСИЗМ. Общество есть совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов, что через систему общественных отношений, условий материального производства, политических и социальных институтов определяет содержание и направленность деятельности людей. Сведение индивидуального к социальному. Материальные условия жизни и материальные потребности и интересы социальных субъектов определяют идеальные побудительные силы. Проблема общественного бытия и общественного сознания. Определяющим является первое, а его основной частью является производство материальных благ, общественное сознание, хоть и связано с бытовым, тем не менее относительно самостоятельно, имеет свою логику развития, обладает преемственностью и имеет колоссальное влияние.

Наибольший след в философии истории оставили итальянский ученый Вико, французский мыслитель Кондорсе, а также Гегель. Вико создал теорию исторического круго­ворота: каждая нация совершает поступательное движение от боже­ственной эпохи (отсутствие государства и господство жрецов) через героическую (наличие государства и господство аристократии) до человеческой (демократическая республика или представительная монархия), а потом воз­вращаются к своему перво­начальному состоя­нию. Каждой эпохе соответствуют свои нравы, обычаи, характеры, законы, формы правления, авторитеты. Кондорсе весь исторический процесс разбил на 10 эпох и дал соответствующую характеристику каждой из них:

1 - первобытное состояние людей;

2 - переход от пастушеского состоя­ния к земледелию;

3 - разделение труда,

4-5 - связаны с Др. Грецией и Др. Римом;

6-7 - Средневековье;

9 - начиная с Декарта и заканчивая образованием Француз­ской республики,

10 - буржуазный способ произ­водства. В основу деления истории на опреде­ленные эпохи Кон­дорсе положил прогресс человеческого разума, который охватывал все сферы человеческой жизни.

Гегель искал иные основы деления истории, главное внимание он обратил на человеческий фактор. Историческая закономерность может реализоваться только в результате сознательной деятельности людей. Гегель утверждал, что не следует ни преувеличивать, ни приуменьшать значение природы. Гегель излагает географическую картину мира, его деление на Старый и Новый свет, затем характе­ризует каждый кон­тинент с точки зрения клима­тических условий: “Всемирная история направ­ляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец Всемирной истории, а Азия ее начало”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.007 с.)