Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главным вопросом древнегреческой Философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией. Если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все произошло. Субстанция – это то, из чего все возникает. Фалес, Солон, Клеобул (7 мудрецов) и др. их занимала проблема правильного, нравственного и разумного поведения человека. И в основе их воззрения лежала идея меры. Именно следование ей обеспечивало счастье и преуспевание людям. Соотношение меры и безмерного, предела и беспредельного стало главной темой ранней греческой философии. Гномы 7 мудрецов (кратное изречение) «Мера – наилучшее», «Ничего сверхмеры», «Знай меру». Милетская школа – первая научная и философ. школа в европейской цивилизации. Зародилась в 6 в до н.э. В городе Милете. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античн. ф-ии. Представители этой школы изучали многообразие явлений, окружающих нас и считали, что все возникло из одного источника – изначальной стихии, первоначала – архэ. Основателем милетской школы был Фалес. По мнению Фалеса, архэ – вода. Мыслитель различал воду как конкретное, определенное вещество и воду как всеобщее начало мира – из нее все возникло и в нее все возвращается. Вода как первооснова мира, сгущаясь, создает твердые тела, а разрежаясь – жидкости и газы. По его представлениям земля – плоский диск, плавающий на поверхности безграничного водного пространства. Такая картина во многом имеет мифологический характер. Бога называл универсальным интеллектом: бог есть разум мира. Хотя Фалес и отличал душу от тела, он считал ее материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы. Все обладает душой, например, магнит обладает душой, т.к. он притягивает железо. Анаксимандр считал, что первоосновой не м/б конкретное в-во. По его мнению, первоначало не имеет границ, поэтому он назвал его «беспредельное» или айпейрон. Это первоначало нигде не существует в чистом виде. Любая вещь появляется из айперона, но вещь не вечна, т.к. айпейрон мстит за обособление от себя. Пройдя круг вещи уходят в беспредельное и ничто не будет нарушать его покой. Считал, что Земля имеет форму цилиндра и неподвижно парит в центре мира. В окружении звезд, Солнца, Луны и планет. Анаксимен считал образ беспредельного слишком абстрактным. Поэтому для него архэ – воздух, дающий жизнь всему живому. Земля и др. планеты парят в воздухе. Благодаря воздуху возможна жизнь. Разреженный воздух превращается в огонь, сгущенный – в воду, землю, камень. Душа и боги тоже состоят из воздуха. Философия Милетской школы – рационализация мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В ч-ке милетцы усматривали прежде всего природное, выводя его из природных стихий. Пытались впервые дать целостноую картину мира. Их ф-фия носила стихийный характер, т.к. рассматривали мир в непрерывном движении и изменении. Милетцы были гилозоистами (философ. позиция, в соотв. с которой любое мат. тело обладает душой) и пантеистами (фисоф. учение, в соотв. с которым Бог и природа отождествляются). Гераклит. Его считают создателем диалектики, т.е. учения о развитии, где основой развития утверждается действие двух противоположных начал. Первоосновой считал самую изменчивую стихию – огонь. Это самый лучший образ, передающий идею изменчивости. Все вещи, так же как и огонь, каждый момент изменяются, превращаются друг в друга. Представление о всемирной изменчивости выражено во всемирно известных высказываниях Гераклита: «Все течет» (Panta rei), «В одну реку нельзя войти дважды». Одно иллюстрирует другое: входя в реку второй раз, мы оказываемся в другой реке, так как старая вода уже утекла. Т.о. постоянное движение и изменение является главным св-вом окружающего мира. Гераклит не просто установил, что все вещи изменяются, а пытался объяснить причины этого изменения. Он считал, что в мире существуют предметы и явления с противоположными св-ми и эти св-ва могут переходить друг в друга (взаимодействие противоположностей). Истина, или мудрость, совпадают с Логосом (мировой закон). У Гераклита Логос совпадает с вселенским порядком, в соответствии с которым огонь осуществляет свою миссию. Гераклит считал, что не человек открывает истину усилиями своего ума, а истина открывается человеку, если он имеет соответствующую душу. Души людей, как считал Гераклит, происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. Разница между влажной и сухой душой и определяет различие между глупым и умным человеком. Например, душа пьяницы – влажная, а душа мудреца – самая сухая. В состоянии предельной сухости душа человека излучает свет из-за своей огненной природы. Диалектический материализм. Его рассуждения называют диалектическими, т.к. они отражают фундаментальную противоположность бытия: бытие вещи в одном качестве есть ее небытие в другом. Гераклит – один из основоположников гносеологии. Первым различил чувственное и рациональное познание. Считал, что познание начинается с чувств, но должно обрабатываться разумом. Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, «оттого, что никогда не заходит». Однако, считает Гераклит, большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.007 с.) |