Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектика и естественнонаучная ориентация в философии милетской школы и Гераклита.

Поиск

Главным вопросом древнегреческой Философии был вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия перекликается с мифологией. Если мифология стремится решить этот вопрос по принципу – кто родил сущее, то философы ищут субстанциональное начало – из чего все произошло. Субстанция – это то, из чего все возникает.

Фалес, Солон, Клеобул (7 мудрецов) и др. их занимала проблема правильного, нравственного и разумного поведения человека. И в основе их воззрения лежала идея меры. Именно следование ей обеспечивало счастье и преуспевание людям. Соотношение меры и безмерного, предела и беспредельного стало главной темой ранней греческой философии. Гномы 7 мудрецов (кратное изречение) «Мера – наилучшее», «Ничего сверхмеры», «Знай меру».

Милетская школа – первая научная и философ. школа в европейской цивилизации. Зародилась в 6 в до н.э. В городе Милете. Милетцы стали родоначальниками натуралистической фазы развития античн. ф-ии. Представители этой школы изучали многообразие явлений, окружающих нас и считали, что все возникло из одного источника – изначальной стихии, первоначала – архэ. Основателем милетской школы был Фалес. По мнению Фалеса, архэ – вода. Мыслитель различал воду как конкретное, определенное вещество и воду как всеобщее начало мира – из нее все возникло и в нее все возвращается. Вода как первооснова мира, сгущаясь, создает твердые тела, а разрежаясь – жидкости и газы. По его представлениям земля – плоский диск, плавающий на поверхности безграничного водного пространства. Такая картина во многом имеет мифологический характер. Бога называл универсальным интеллектом: бог есть разум мира. Хотя Фалес и отличал душу от тела, он считал ее материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы. Все обладает душой, например, магнит обладает душой, т.к. он притягивает железо. Анаксимандр считал, что первоосновой не м/б конкретное в-во. По его мнению, первоначало не имеет границ, поэтому он назвал его «беспредельное» или айпейрон. Это первоначало нигде не существует в чистом виде. Любая вещь появляется из айперона, но вещь не вечна, т.к. айпейрон мстит за обособление от себя. Пройдя круг вещи уходят в беспредельное и ничто не будет нарушать его покой. Считал, что Земля имеет форму цилиндра и неподвижно парит в центре мира. В окружении звезд, Солнца, Луны и планет. Анаксимен считал образ беспредельного слишком абстрактным. Поэтому для него архэ – воздух, дающий жизнь всему живому. Земля и др. планеты парят в воздухе. Благодаря воздуху возможна жизнь. Разреженный воздух превращается в огонь, сгущенный – в воду, землю, камень. Душа и боги тоже состоят из воздуха.

Философия Милетской школы – рационализация мифа. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия внеприродных сил. В ч-ке милетцы усматривали прежде всего природное, выводя его из природных стихий. Пытались впервые дать целостноую картину мира. Их ф-фия носила стихийный характер, т.к. рассматривали мир в непрерывном движении и изменении. Милетцы были гилозоистами (философ. позиция, в соотв. с которой любое мат. тело обладает душой) и пантеистами (фисоф. учение, в соотв. с которым Бог и природа отождествляются).

Гераклит. Его считают создателем диалектики, т.е. учения о развитии, где основой развития утверждается действие двух противоположных начал. Первоосновой считал самую изменчивую стихию – огонь. Это самый лучший образ, передающий идею изменчивости. Все вещи, так же как и огонь, каждый момент изменяются, превращаются друг в друга. Представление о всемирной изменчивости выражено во всемирно известных высказываниях Гераклита: «Все течет» (Panta rei), «В одну реку нельзя войти дважды». Одно иллюстрирует другое: входя в реку второй раз, мы оказываемся в другой реке, так как старая вода уже утекла. Т.о. постоянное движение и изменение является главным св-вом окружающего мира. Гераклит не просто установил, что все вещи изменяются, а пытался объяснить причины этого изменения. Он считал, что в мире существуют предметы и явления с противоположными св-ми и эти св-ва могут переходить друг в друга (взаимодействие противоположностей). Истина, или мудрость, совпадают с Логосом (мировой закон). У Гераклита Логос совпадает с вселенским порядком, в соответствии с которым огонь осуществляет свою миссию. Гераклит считал, что не человек открывает истину усилиями своего ума, а истина открывается человеку, если он имеет соответствующую душу. Души людей, как считал Гераклит, происходят из влаги, но при этом склонны высыхать. Разница между влажной и сухой душой и определяет различие между глупым и умным человеком. Например, душа пьяницы – влажная, а душа мудреца – самая сухая. В состоянии предельной сухости душа человека излучает свет из-за своей огненной природы. Диалектический материализм. Его рассуждения называют диалектическими, т.к. они отражают фундаментальную противоположность бытия: бытие вещи в одном качестве есть ее небытие в другом. Гераклит – один из основоположников гносеологии. Первым различил чувственное и рациональное познание. Считал, что познание начинается с чувств, но должно обрабатываться разумом. Логос - основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление - общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, «оттого, что никогда не заходит». Однако, считает Гераклит, большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.007 с.)