Г. Ф. Гегель – вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Ф. Гегель – вершина немецкой классической философии. Система и метод Гегеля.



Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении и развитии. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Три закона диалектики (суть истории развития). Закон перехода количественных отношений в качественные Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.   Количество - характеристика явлений, предметов, процессовпо степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Единство количества и качества называется мерой. Мера - это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается самим собой. «Нарушение» меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет. Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Переход количественных изменений в качественные - всеобщий закон развития материального мира. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности Солнечной системы. 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Отрицание есть преодоление старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самодвижения предметов и явлений. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Реальным аналогом «отрицания отрицания» и в природе, и в обществе служат, в частности, «спиралевидные» процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность. Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности и есть те внутренние стороны, тенденции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином предмете или явлении. Этот закон раскрывает источники, действительные причины вечного движения и развития материального мира. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно - действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Ф.с-ма делится на 3 части: 1. Логика - учение о бытии, о сущности, о понятии 2. Фил-я природы- натурфил. (ряд категорий в формах природных процессов и образований) показывает как дух просыпается в природе-это попытка духа вырваться из природы и вернуться к самому себе(это происходит в чел-е) Абсолютный дух-абсолютная идея. Исчерпываются возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, к-ый представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Фил. духа- саморазвитие духа проходит 3 ступени: 1)субъективный дух-индивидуаольное развитие чел. подразделяется на 3 вида: антропология(тезис), феноменология(антитез)и психология(синтез антропологии и феноменологии). 2) объективный дух(дух народа): право. нравственность, гос-во. 3) абсолютный дух- высшая ступень развития мирового духа. синтез 3 ступеней идеи. Абс дух-идея познавшая саму себя. природа абс духа-мышление. включает искусство, религию, фил-ю. Т.о. это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему.

 

После Гегеля начинается спад-критика ф.гегеля(Ницше, Шопенгауэр)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.006 с.)