Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.



Формы научного познания:

1) Парадигма - теория (или модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи

2) Проблема - преграда, трудность объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес

3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно

4) Теория - в широком смысле - комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в более узком и специальном смысле - высшая форма организации научного знания.

Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций: 

1) культурно-мировоззренческие,

2)наука как непосредственная производительная сила,

3)как социальная сила (используется при решении различных проблем, возникающих в ходе общественного развития), связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития

В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы.

Следовательно, многообразие наук об обществе:

1) Этнография изучает быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи.

 2) Юридическая наука рассматривает сущность и историю гос-ва и права

3) Языкознание изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.

4) Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и обучения подрастающих поколений в соответствии с целями и задачами общества.

5) Литературоведение изучает художественную литературу, специфику литературного творчества, общественное значение художественной литературы.

6) Экономика изучает экономические отношения людей, законы, управляющие производством, распределением и обменом материальных благ.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей; реализует определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей. Термин «социальный институт» употребляется в самых разных значениях: говорят об институте семьи, институте образования и т.д.

Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический. Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.

Существуют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности:

1) В науке, в отличие от искусства, особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, не входят непосредственно в состав порождаемого знания, т.е. наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности

2) Воздействие на науку социокультурных факторов (при изменении типа культуры при переходе от одной формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, стили мышления и т.д.)

3) Научное познание в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и потребностью общества в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира.

Как и всякая деятельность, научное познание регулируется идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Это:

доказательность и обоснование знания

объяснение и описание

построение и организация знания

 

Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Высшая ценность для науки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития.

Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело вид отчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться в форме науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная от ценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбе человечества. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлять технику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалы прогресса. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпоху в истории человечества в средство и орудие достижения некой «окончательной цели».

Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технициализированных форм бытия человека. В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы. Технифицированные формы бытия человека противостоят внутренним началам духовной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях и идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, в то время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающей подмене духовных смыслов и ценностей жизни материальными результатами прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.004 с.)