Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фи-я как деятельность и как мировоззрение.Стр 1 из 32Следующая ⇒
Фи-я как деятельность и как мировоззрение. Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Сёрл Мысленные эксперименты (Китайская комната, силиконовые мозги.
Психика человека состоит из: Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Подсознательное - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Бессознательное: 1.особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер) 2.первичный регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд) 3.основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания. Научные методы эмпирического исследования: Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе к-рого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, цифр, принимая форму для дальнейшей рациональной обработки Измерение – сравнение с эталоном. Сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам Эксперимент – активное вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существующих связях и закономерностях. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют, но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, к-рые явл-ся формами чувственного познания.
Научные методы теоретического исследования: Формализация – построение абстрактно-математических моделей, используя знаки (формулы) Аксиоматический метод (гипотетико-дедуктивный) – на положениях, не требующих док-ва (аксиомах) строятся выводы, к-рые образуют аксиоматически построенную теорию (впервые геометрия Евклида) Метод восхождения от абстрактного к конкретному – исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и отображает сущность изучаемого объекта.
!. Предметная и методологическая специфика социально-гуманитарного знания. Отличия гуманитарной науки от естественной: частичное совпадение субъекта и объекта познания; идеологическая нагруженность социального познания; динамичность изучаемых объектов; идеальный (т.е. нематериальный) характер многих объектов социального познания; затруднённость количественных и экспериментальных методов познания. Гуманитарное познание – вторичное отражение действительности. (Действительность – тексты о действительности – гуманитарное познание).
Все эти особенности делают гуманитарное знание иным, чем естественнонаучное. И наработанные в естественнонаучном знании эталоны научности и строгости знания не во всём применимы к познанию социальному. В силу отмеченных особенностей в социальном познании открывается куда больший простор для различного толкования одних и тех же событий, значительно прочнее в нём держатся многочисленные иллюзии и заблуждения, но делать отсюда вывод о некой неполноценности социального познания было бы большой ошибкой. Социальные науки развиваются в принципиально ином русле, нежели естественные: ведь это знание не только о сущем, но и о должном (не только о том, что есть, но и том, что должно быть). В естествознание если что не так, ищут изъян в теории, природа не может быть виновата. В познании же гуманитарном «виноватой» может оказаться и сама реальность. Да и главный объект социального познания (чел) - наиболее сложный объект мироздания. Нельзя не учитывать и то, что явственную потребность именно в научном познании человека и общества человечество ощутило по историческим меркам совсем недавно.
Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах: 1. Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями. 2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный принцип исследования общества на всех уровнях - историзм. 3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-обшего закономерного. 4. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук - установить, «есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире». 5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями. Политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний. 6. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники. 7. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на «качественную окраску событий». Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества. 8. В социальном познании исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Форма постижения объекта здесь – это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.).
Цивилизационный подход. Существует множество определений понятия цивилизация Тойнби называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Шпенглер считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества. Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные: теория стадиального развития и теория локальных цивилизаций. Теории стадиального развития цивилизации (Ясперс, Сорокин, Ростоу, Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Так, Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял 5:
Традиционное общество. (аграрные общества с довольно примитивной техникой) Переходящее общество. (растёт с/х производство, появляется предпринимательство) Стадия “сдвига”(п роисходят пром. рев. за кот. следуют соц.-эконом. и политич. преобр.) Стадия “зрелости”. (идёт НТР, растёт знач. городов и численность городского населения) Эра “высокого массового потребления”. (значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.) Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития. Лок. цивил. могут совпадать с границами гос-ва (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько гос-в (западноевропейская цивилизация). Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (вавилонская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около 30: американская, германская, русская и др. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное. В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Все цивилизации м/о разделить на традиционные и техногенные. Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культур. традиций. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Др. Египет, Китай, Индия, государство Майя - образцы традиционной цивилизаций. Современный период развития общества - техногенная цив.. Важным признаком техногенной цивилизации является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенные цивилизации чрезвычайно динамичным обществом. Ориентируется прежде всего на совершенствование техники производства, развитие науки.
ЭЛЕАТЫ. В 6-5 вв до нэ. философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон.). Элеаты впервые в истолковании субстанции перешли от природных стихий к бытию. Ксенофан – основатель школы, первоначалом мира считает землю, «все рождается из земли и все уходит в землю». Он отвергал антропоморфизм в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Единое – Бог, он шаровидное, неподвижное, неизменное существо. Мир – воплощение свойств Бога. В теории познания можно отнести к сторонникам рационализма, так как по сути отрицал значение чувственного познания, считал, что чувственная данность – мир явлений, которые есть видимость. Познать сущность мира можно только мыслью. «Ничего нельзя знать достоверно». Учение о единстве и непознаваемости Бога было использовано в философии Парменида, который распространил эти идеи на учение о бытии. Парменид: поэма «О природе», где образно представлен путь познания в виде описания путешествия юноши к богине, которая открыла ему истину. Главная идея философии Парменида связана с признанием единства истинно существующего бытия. Бытие – это весь существующий мир. Парменид утверждал: бытие есть, а небытия нет. Т.к. под небытием греческие мыслители понимали пустоту, этот тезис можно перевести так: нигде в мире нет пустоты, нет свободного от вещества, ничем не заполненного пространства. Из-за невозможности существования пустоты и сплошной заполненности мирового пространства следует, что мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей, только единое, всеобъемлющее и неподвижное шарообразное бытие существует по истине. Ему некуда двигаться, т.к. все пространство уже заполнено веществом, поэтому любое видимое движение – некая иллюзия, что-то кажущееся; оно происходит в бытии согласно мнению. Истинное бытие – вечное, неподвижное, неизменное, а бытие согласно мнению – это не мир сам по себе, а субъективное представление человека о мире, искажающее действительность. Философ впервые обратил внимание на то, что реальное бытие может искажаться человеческим познанием, начал осмыслять проблему познаваемости мира. С этого момента в греческой философии выделяются 2 аспекта: онтология – учение о бытии самом по себе и гносеология – учение о познании бытия ч-ком. В отличие от Гераклита, который считал, что мир непрерывно изменяется, Парменид считал, что даже обычное движение – только видимость, оно происходит не в реальном, а в кажущемся мире – мире наших восприятий и представлений. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Проблема научного осмысления движения стала центральной в его философии. Его главная мысль направлена на защиту учения Парменида и может быть выражена в одной фразе: «Движение противоречиво и поэтому невозможно, так как противоречие могут существовать только в мышлении, а не в реальных вещах». Зенон сформулировал несколько знаменитых апорий (затруднения – с греч), иллюстрирующих противоречивость и, следовательно, невозможность движения. Известны 4 апории. 1)дихотомия. В этой апории Зенон пытался док-ть, что начать движение невозможно. Пусть имеется некий отрезок АВ и нужно прийти от точки А к точке В. Однако для того чтобы пройти весь путь, необходимо сначала пройти его половину и т.д., в результате чего создается впечатление, что пройти отрезок невозможно. 2)ахиллес и черепаха. Пока Ахиллес достигнет места, занимаемого черепахой в начале гонки, она уже успеет отползти. Пока он добежит до ее нового местоположения, черепаха проползет еще чуть-чуть и т.д. Ему все равно понадобится какое-то, пусть даже очень маленькое время на преодоление этого расстояния. Т.о. Ахиллес никогда не догонит черепаху. 3)летящая стрела. В каждый момент своего движения стрела занимает в пространстве какое-то определенное место, т.к. покоится в нем. Т.о. движение в строгом смысле слова нет. Движущееся тело последовательно покоится в разных точках пространства. То, что наз-ся движением, на самом деле оказывается цепью состояний покоя. Апории дали толчок развитию диалектики.
Фи-я как деятельность и как мировоззрение. Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.015 с.) |