Фи-я как деятельность и как мировоззрение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фи-я как деятельность и как мировоззрение.



Фи-я как деятельность и как мировоззрение.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Сёрл

Мысленные эксперименты (Китайская комната, силиконовые мозги.

 

Психика человека состоит из: Сознания – высшей формы психологического отражения, свойственная общественно развитому человеку, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности. Самосознание – осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа. Подсознательное - совокупность психических процессов и состояний, лежащих вне сферы сознания и недоступных для непосредственного субъективного опыта. Бессознательное: 1.особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и течения психических процессов, безотчетностью и полным исчезновением из памяти (Лейбниц, Фехнер) 2.первичный регулятор поступков человека. Некая сущность, первопричина всего, что совершается не только в природе, но и в социальной жизни (Шеллинг, Фихте, Шопенгауэр, Юнг, Фрейд) 3.основано на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей и обеспечивает разгрузку человека от излишнего напряжения сознания.

Научные методы эмпирического исследования:

Наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе к-рого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, цифр, принимая форму для дальнейшей рациональной обработки

Измерение – сравнение с эталоном.

Сравнение  объектов по каким-либо сходным свойствам

Эксперимент – активное вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса

Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существующих связях и закономерностях. Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют, но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, к-рые явл-ся формами чувственного познания.

Научные методы теоретического исследования:

Формализация – построение абстрактно-математических моделей, используя знаки (формулы)

Аксиоматический метод (гипотетико-дедуктивный) – на положениях, не требующих док-ва (аксиомах) строятся выводы, к-рые образуют аксиоматически построенную теорию (впервые геометрия Евклида)

Метод восхождения от абстрактного к конкретному – исследователь находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и отображает сущность изучаемого объекта.

 

!. Предметная и методологическая специфика социально-гуманитарного знания.

Отличия гуманитарной науки от естественной: частичное совпадение субъекта и объекта познания; идеологическая нагруженность социального познания; динамичность изучаемых объектов; идеальный (т.е. нематериальный) характер многих объектов социального познания; затруднённость количественных и экспериментальных методов познания.

Гуманитарное познание – вторичное отражение действительности. (Действительность – тексты о действительности – гуманитарное познание).

 

Все эти особенности делают гуманитарное знание иным, чем естественнонаучное. И наработанные в естественнонаучном знании эталоны научности и строгости знания не во всём применимы к познанию социальному. В силу отмеченных особенностей в социальном познании открывается куда больший простор для различного толкования одних и тех же событий, значительно прочнее в нём держатся многочисленные иллюзии и заблуждения, но делать отсюда вывод о некой неполноценности социального познания было бы большой ошибкой. Социальные науки развиваются в принципиально ином русле, нежели естественные: ведь это знание не только о сущем, но и о должном (не только о том, что есть, но и том, что должно быть). В естествознание если что не так, ищут изъян в теории, природа не может быть виновата. В познании же гуманитарном «виноватой» может оказаться и сама реальность. Да и главный объект социального познания (чел) - наиболее сложный объект мироздания. Нельзя не учитывать и то, что явственную потребность именно в научном познании человека и общества человечество ощутило по историческим меркам совсем недавно.

 

Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:

1. Предмет социального познания - мир человека, а не просто вещь как таковая. А это значит, что данный предмет имеет субъективное измерение, в него включен человек. Гуманитарное познание имеет дело с обществом, социальными отношениями.

2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие общественных явлений. Главный принцип исследования общества на всех уровнях - историзм.

3. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-обшего закономерного.

4. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия, которое всегда есть осмысленное бытие. М. Вебер считал, что важнейшая задача гуманитарных наук - установить, «есть ли в этом мире смысл и есть ли смысл существовать в этом мире».

5. Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными ценностями. Политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.

6. Социальное познание имеет текстовую природу, т.е. между объектом и субъектом социального познания стоят письменные источники (хроники, документы и т.п.) и археологические источники.

7. Особенностью социального познания является его преимущественная ориентация на «качественную окраску событий». Явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества.

8. В социальном познании исключительно велика роль мышления, его форм, принципов и методов. Форма постижения объекта здесь – это диалог (личностей, текстов, культур и т.п.).

 

Цивилизационный подход.

Существует множество определений понятия цивилизация

Тойнби называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Шпенглер считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти.

Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные: теория стадиального развития и теория локальных цивилизаций.

Теории стадиального развития цивилизации (Ясперс, Сорокин, Ростоу, Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии).

Так, Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял 5:

Традиционное общество. (аграрные общества с довольно примитивной техникой)

Переходящее общество. (растёт с/х производство, появляется предпринимательство)

Стадия “сдвига”(п роисходят пром. рев. за кот. следуют соц.-эконом. и политич. преобр.)

Стадия “зрелости”. (идёт НТР, растёт знач. городов и численность городского населения)

Эра “высокого массового потребления”. (значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.)

Теория локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Лок. цивил. могут совпадать с границами гос-ва (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько гос-в (западноевропейская цивилизация).

Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (вавилонская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около 30: американская, германская, русская и др.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов.

Все цивилизации м/о разделить на традиционные и техногенные. Традиционными обычно принято называть те цивилизации, где жизненный уклад ориентирован медленными изменениями в сфере производства, консервацией культур. традиций. Обычаи, привычки, взаимоотношения между людьми в таких обществах очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и ориентирована на его сохранение. Др. Египет, Китай, Индия, государство Майя - образцы традиционной цивилизаций.

Современный период развития общества - техногенная цив.. Важным признаком техногенной цивилизации является ускоренный научно-технический прогресс. Технические, а затем и научно-технические революции делают техногенные цивилизации чрезвычайно динамичным обществом. Ориентируется прежде всего на совершенствование техники производства, развитие науки.

 

ЭЛЕАТЫ. В 6-5 вв до нэ. философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон.). Элеаты впервые в истолковании субстанции перешли от природных стихий к бытию. Ксенофан – основатель школы, первоначалом мира считает землю, «все рождается из земли и все уходит в землю». Он отвергал антропоморфизм в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос. Единое – Бог, он шаровидное, неподвижное, неизменное существо. Мир – воплощение свойств Бога. В теории познания можно отнести к сторонникам рационализма, так как по сути отрицал значение чувственного познания, считал, что чувственная данность – мир явлений, которые есть видимость. Познать сущность мира можно только мыслью. «Ничего нельзя знать достоверно». Учение о единстве и непознаваемости Бога было использовано в философии Парменида, который распространил эти идеи на учение о бытии. Парменид: поэма «О природе», где образно представлен путь познания в виде описания путешествия юноши к богине, которая открыла ему истину. Главная идея философии Парменида связана с признанием единства истинно существующего бытия. Бытие – это весь существующий мир. Парменид утверждал: бытие есть, а небытия нет. Т.к. под небытием греческие мыслители понимали пустоту, этот тезис можно перевести так: нигде в мире нет пустоты, нет свободного от вещества, ничем не заполненного пространства. Из-за невозможности существования пустоты и сплошной заполненности мирового пространства следует, что мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей, только единое, всеобъемлющее и неподвижное шарообразное бытие существует по истине. Ему некуда двигаться, т.к. все пространство уже заполнено веществом, поэтому любое видимое движение – некая иллюзия, что-то кажущееся; оно происходит в бытии согласно мнению. Истинное бытие – вечное, неподвижное, неизменное, а бытие согласно мнению – это не мир сам по себе, а субъективное представление человека о мире, искажающее действительность. Философ впервые обратил внимание на то, что реальное бытие может искажаться человеческим познанием, начал осмыслять проблему познаваемости мира. С этого момента в греческой философии выделяются 2 аспекта: онтология – учение о бытии самом по себе и гносеология – учение о познании бытия ч-ком. В отличие от Гераклита, который считал, что мир непрерывно изменяется, Парменид считал, что даже обычное движение – только видимость, оно происходит не в реальном, а в кажущемся мире – мире наших восприятий и представлений. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Проблема научного осмысления движения стала центральной в его философии. Его главная мысль направлена на защиту учения Парменида и может быть выражена в одной фразе: «Движение противоречиво и поэтому невозможно, так как противоречие могут существовать только в мышлении, а не в реальных вещах». Зенон сформулировал несколько знаменитых апорий (затруднения – с греч), иллюстрирующих противоречивость и, следовательно, невозможность движения. Известны 4 апории. 1)дихотомия. В этой апории Зенон пытался док-ть, что начать движение невозможно. Пусть имеется некий отрезок АВ и нужно прийти от точки А к точке В. Однако для того чтобы пройти весь путь, необходимо сначала пройти его половину и т.д., в результате чего создается впечатление, что пройти отрезок невозможно. 2)ахиллес и черепаха. Пока Ахиллес достигнет места, занимаемого черепахой в начале гонки, она уже успеет отползти. Пока он добежит до ее нового местоположения, черепаха проползет еще чуть-чуть и т.д. Ему все равно понадобится какое-то, пусть даже очень маленькое время на преодоление этого расстояния. Т.о. Ахиллес никогда не догонит черепаху. 3)летящая стрела. В каждый момент своего движения стрела занимает в пространстве какое-то определенное место, т.к. покоится в нем. Т.о. движение в строгом смысле слова нет. Движущееся тело последовательно покоится в разных точках пространства. То, что наз-ся движением, на самом деле оказывается цепью состояний покоя. Апории дали толчок развитию диалектики.

Фи-я как деятельность и как мировоззрение.

Философия - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.015 с.)