ТОП 10:

Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века. Особенности западной философии 20в:



Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества: сохранение культурного наследия, сохранение естественной среды обитания, правильное использование ресурсов природы, развитие интеллектуальных и сенситивных способностей человека. Философия XX века предстает в различных направлениях:

1. Позитивизм. Позитивизм (Конт, Спенсер) объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против философии как метафизики, но за философию как особую науку. Понятия прежней философии (о бытии, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. Позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Родоначальником этого течения является О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической (все объясняется на основе религиозных представлений), метафизической (замена сверхъестественного в объяснении природы причинами) и позитивной. Эмпириокритицизм (Мах, Авенариус): Помимо положений позитивизма настаивают на изъятии из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. Неопозитивизм (Рассел, Шлик): Философия не наука, а просто деятельность по анализу языка науки. Для выяснения значений научных предположений выдвинут принцип верификации, т.е подтверждение. Одной из важнейших задач явл отделение предлож, которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Постпозитивизм (Поппер): Уделяют основное внимание рациональным методам познания. Поппер: Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, признается заблуждением. Поэтому ф-ия научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания дос­тигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизмен­но выступает критикой существующего знания.

2. «Философия жизни» (Ницше, Дильтей): «Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально - этические, ценностные вопросы в центр внимания. Представители «философии жизни» само понятие жизнь понимают по-разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный порыв»), культурно - историческое (поток культурно-исторически обусловленных переживаний). Дильтей: науки делятся на науки о природе и науки о духе. Науки о духе изучают общественную жизнь.

3. Экзистенциализм  Скука правит миром. Люди не ощущают жизнь как таковую, момент между жизнью и смертью. Только момент кризисов, катастроф, потрясений, — вгрызание в жизнь. Именно тогда мы по-настоящему свободны, ощущаем «Я». Экзистенциальная диалектика: усилить страдание, чтобы меньше страдать. Отчуждение человека от общества – главная проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что отчуждение является общей характеристикой человека в обществе. Философия обязана помочь человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это невозможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеческого бытия для них были понятия: забота, покинутость, отчуждённость. Сущность человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею, при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком. Для вещи сущность предшествует существованию. Трагедия человека в том, что он свободен и может выбирать.

4. Неотомизм становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он явл. «третьим путем» в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С т.з. неотомизма быть реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать, значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и явл., по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием. Существование есть воплощение сущности в действительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разуме как отражение его природы. Значительное место в неотомизме занимает истолкование современных естественнонаучных теорий. Неотомизм — любовь к естествознанию. Религия и наука — вот цель.

5. Психоанализ (Фрейд, Юнг). Психоаналитическая философия была основана З. Фрейдом, который обратился к исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Ключевой для его философии становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития. Изучая психику человека Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Оно» - мир бессознательного, где хранятся вытесненные желания человека, «Оно» является посредником между всеми компонентами психики; «Я» - сознание человека; «сверх-Я» - «высшая цензура»: законы, запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Юнг пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента существует еще коллективное бессознательное, общее для всего человечества. Он выдвинул теорию архетипов, согласно которой коллективное бессознательное как общая душа, представляет собой совокупность архетипов. Архетип - это универсальные образы, «зашифрованная» история человечества, которая передается по наследству. Задача человека - «расшифровать» архетипы, понять их.

6. Герменевтика (Шлейермах, Рикер).  Направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования. Свое название герменевтика получила от имени греческого бога Гермеса, который истолковывал волю богов людям. Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.  Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго - «дух автора». Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не остается скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.  Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):  дивинации - искусственного «вживания» в душу автора текста;  сравнения - сопоставления фактов, других данных.







Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.005 с.)