Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки



 

Наука — форма духовной деятельности людей, на- правленная на производство знаний о природе, общест- ве и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по сво- им основным признакам и характеристикам.

 

Наука

 

 


Социальный инс- титут со своей структурой и фун- кциями


Отрасль духовного производства


Особая система знаний (в форме научных пред- ставлений, поня-


 

Особая система общественных ор- ганизаций, уч- реждений, выра- батывающих, хранящих, рас- пространяющих и внедряющих зна-


Система науч- ных ис- следова- ний


Опытно- конст- руктор- ские изыска- ния


тий, теорий), при- ведённая в цело- стную систему на

основе опреде-

лённых принци- пов


ния (НИИ, вузы, академические институты, Ака-

демия наук РФ

и др.)


Основная продукция

 

Понятия, законы, теории


 

 

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научноzо знания.

 

Наименование модели Её содержание
Постепенное разви- тие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательно- му изучению работ своих предшест- венников

О1Сончание табл.

 

Наименование модели Её содержание
Развитие науки че- рез научные рево- люции Периодически любая наука должна пе- реживать коренную смену господст- вующих в ней представлений и перехо- дить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1.
Развитие науки че- рез приближение к познавательным стандартам естест- вознания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и кри- терии любого научного знания: точ- ность, доказательность, эксперимен- тальная проверяемость
Развитие через ин- теграцию научного знания Строить систему знания на основе из- влечения её элементов из различных на- учных дисциплин: использование те- ории и методов других наук

Являясь подсистемой более сложной системы — об- щества, наука испытывает на себе определённое воздей- ствие последней, хотя она развивается по своим собствен- ным законам.


 

 

Наука


Общество

• Потребности развития общества

• Материально-техническая база общества

 

Внутренние законы науки

 

• Преемственность (сохранение положитель- ного содержания старых знаний в новых)

• Чередование относительно спокойных пе- риодов развития и периодов «крутой лом-

ки» фундаментальных законов и принци- пов (научные революции)

• Сочетание процессов дифференциации и интеграции

• Углубление и расширение процессов мате- матизации и компьютеризации


 

1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, 1Соторая служит эталоном мышления в 1Сон1Сретный исто- ричес1Сий период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повест1Се дня мировоззренчес1Сие и пра1Стичес1Сие задачи.


Функции современной науки

 

Наименование функции   Её содержание
Культурно-миро- воззренческая Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и вы- строить их в целостную систему, рас- смотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представ- ления — часть общего образования, культуры
Познавательно- объяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование послед- ствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенден- ции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

 

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объектив- ных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания явля- ются следующие:

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориаль- ность);

— рациональность, связанная с непротиворечиво- стью, доказательностью и системностью;

— проверяемость;

— высокий уровень обобщения знаний;

— универсальность;

— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то де- ятельность сознания, психика или же хозяйственная


деятельность человека. Однако всё, что наука делает сво- им предметом, она исследует со стороны закономернос- тей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

 

Уровни научного познания

 

Эмпиричес1Сий Теоретичес1Сий


Выявление объек- тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных свя- зей


Выявление фундамен- тальных закономернос- тей, обнаружение за ви- димыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений


 

Формы научного познания

 

Научный

фа1Ст Проблема

 

 

Эмпириче-

с1Сий за1Сон Гипотеза

 

Теория

 

Методы научного познания

 


Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика- ция, система- тизация, опи- сание, срав- нение


Универсаль- ные

 

Анализ и синтез, де- дукция и ин- дукция, ана- логия, моде- лирование, абстрагиро- вание, идеа- лизация


Единство исто- рического и ло- гического, вос- хождение от конкретного

к абстрактному

и от абстрактного к конкретному;

формализация, математизация


Научный факт (лат. factum — сделанное, совершив- шееся) — отражение объективного факта в человечес- ком сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

 

Проблема

 

 

Теоретичес1Сая Пра1Стичес1Сая

 

Научная проблема выражается в наличии противопо- ложных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной те- ории для её разрешения.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределён- но, носит вероятностный характер и нуждается в до- казательстве, проверке, обосновании.

 

 

В ходе проверки гипотезы

 


превращаются в теории


уточняются

и конкретизиру- ются


отбрасываются как заблуждение


 

 

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, ис- следование) — наиболее развитая форма научного зна- ния, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действи- тельности.


Структура теории

 

 


Исходные основания: фундамен- тальные по- нятия, прин- ципы, зако- ны, аксиомы, ценностные факторы

и т. п.


Идеализи- рованный объе1Ст дан- ной теории


Логи1Са и ме- тодология, применяе- мые для по- строения те- ории


Совокуп- ность за1Со- нов и ут- верждений, выведенных из теории


 

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) пони- мается как орудие, средство познания. В методе позна- ния объективная закономерность превращается в прави- ло действия субъекта (исследователя).

 

Характеристики научного метода

 

 

Строгость Объе1Стивность

 

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

 

  Наблюдение Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)
Целенаправленное и органи- зованное восприятие внешне- го мира, доставляющее пер- вичный материал для науч- ного исследования Исследование какого-либо яв- ления путём активного воз- действия на него при помощи создания новых условий, соот- ветствующих целям исследо- вания, или же через измене- ние течения процесса в нуж- ном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна- ния на объект исследования Наличие преобладающего воз- действия субъекта познания на объект исследования

О1Сончание табл.

 

  Наблюдение Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естест- венной ограниченности чело- веческих органов чувств Создание необходимых усло- вий, включая устранение всех мешающих факторов; матери- альные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствую- щих технических устройств

 

К универсальным методам научного познания отно- сятся анализ и синтез.

 

Анализ (гр. analysis — разложение) Синтез (гр. synthesis — соединение)
Процесс мысленного или фа1С- тичес1Сого разложения целого на составные части Процесс мысленного или фа1С- тичес1Сого воссоединения це- лого из частей

 

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Ана- лиз предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятель- ности; связь анализа и синтеза — органическая, внутрен- не необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процес- се познания.

 

Инд кция (лат. inductio — наведение) Дед кция (лат. deductio — выведение)
Путь опытного изучения яв- лений, в ходе 1Соторого от отдельных фа1Стов соверша- ется переход 1С общим поло- жениям. Отдельные фа1Сты 1Са1С бы наводят на общее по- ложение До1Сазательство или выведе- ние утверждения (следст- вия) из одного или нес1Соль- 1Сих других утверждений (посыло1С) на основе за1Сонов логи1Си, носящее достовер- ный хара1Стер

 

Универсальным методом научного познания являет- ся аналоzия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах,


качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии высту- пает так называемая теория подобия, широко используе- мая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — обра- зец, мера) — воспроизведение характеристик некото-

рого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделирова- нии возникает тогда, когда исследование непосредствен-

но самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и от-

ношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстра- гирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится иде- ализация — мыслительный акт, связанный с обра- зованием некоторых абстрактных объектов, принци-

пиально не осуществимых в опыте и действительнос- ти. Примерами идеализированных объектов могут быть:

«прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое

тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания прина- длежит единство историческоzо и лоzическоzо.

 

Исторический метод Логический метод
Связан с освещением различ- ных этапов развития объек- тов в их хронологической по- следовательности, в конкрет- ных формах проявления   Описание исторического про- цесса во всём его многообра- зии, с учётом его неповтори- мых, индивидуальных осо- бенностей Связан с воспроизведением в теоретической форме, в систе- ме абстракций сущности, ос- новного содержания истори- ческого процесса   Отражение объекта одновре- менно в самых его существен- ных связях и истории его раз- вития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступе- ни, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспред- метен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целост- ности, используют теоретический метод научного позна- ния, получивший название восхождения от конкрет- ноzо к абстрактному.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточне- ние содержания познания, осуществляемое посредст- вом того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными кон- струкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматривае- мых объектов.

Математизация — использование различных спо- собов измерения, позволяющих приписывать матери- альным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами дей- ствовать с числами по определённым математиче- ским правилам.

Только единство всех методов современного научно- го познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический про- гресс.

С переходом к Новому времени начинается станов- ление естественных наук, которые изучают универ- сальные и всеобщие связи, господствующие в мире при- роды.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.

 

 


Начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения потреб- ность в лучшем пони- мании социальных про- цессов и возможном уп- равлении ими


Прогресс естествозна- ния стремление со- здать научную социоло- гию по образцу естест- венных наук


О1Сончание схемы

 

  Социальные науки — форма духовной деятельнос- ти людей, направленная на производство знаний об обществе  
   
 

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно- исторического процесса


Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, лич- ностного восприятия мира


 

 

Результат исследования
Социальное знание Гуманитарное знание
     
       

 

Основная за да ча

 


Анализ общественных про- цессов и выявление в них закономерных, повторяю- щихся явлений


Анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений


 

Социальное и гуманитарное знания взаимопроника- емы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

 

Особенности гуманитарного знания

 

 


Понима- ние


Обращение к те1Сстам писем и публичных вы- ступлений, дневников и программных заявлений, художественных произве- дений и критических ре- цензий и т. д.


Невозможность сведения знания

1С однозначным, всем признан-

ным определе- ниям


Гуманитарное знание призвано воздействовать на че- ловека, одухотворять, преображать его моральные, идей- ные, мировоззренческие ориентиры, способствовать раз- витию его человеческих качеств.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.123 (0.075 с.)