Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Наука — форма духовной деятельности людей, на- правленная на производство знаний о природе, общест- ве и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Современная наука — явление многогранное по сво- им основным признакам и характеристикам.
Наука
Социальный инс- титут со своей структурой и фун- кциями Отрасль духовного производства Особая система знаний (в форме научных пред- ставлений, поня-
Особая система общественных ор- ганизаций, уч- реждений, выра- батывающих, хранящих, рас- пространяющих и внедряющих зна- Система науч- ных ис- следова- ний Опытно- конст- руктор- ские изыска- ния тий, теорий), при- ведённая в цело- стную систему на основе опреде- лённых принци- пов ния (НИИ, вузы, академические институты, Ака- демия наук РФ и др.) Основная продукция
Понятия, законы, теории
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научноzо знания.
О1Сончание табл.
Являясь подсистемой более сложной системы — об- щества, наука испытывает на себе определённое воздей- ствие последней, хотя она развивается по своим собствен- ным законам.
Наука Общество • Потребности развития общества • Материально-техническая база общества
Внутренние законы науки
• Преемственность (сохранение положитель- ного содержания старых знаний в новых) • Чередование относительно спокойных пе- риодов развития и периодов «крутой лом- ки» фундаментальных законов и принци- пов (научные революции) • Сочетание процессов дифференциации и интеграции • Углубление и расширение процессов мате- матизации и компьютеризации
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, 1Соторая служит эталоном мышления в 1Сон1Сретный исто- ричес1Сий период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повест1Се дня мировоззренчес1Сие и пра1Стичес1Сие задачи. Функции современной науки
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объектив- ных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания явля- ются следующие: — объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориаль- ность); — рациональность, связанная с непротиворечиво- стью, доказательностью и системностью; — проверяемость; — высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то де- ятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает сво- им предметом, она исследует со стороны закономернос- тей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания
Эмпиричес1Сий Теоретичес1Сий Выявление объек- тивных фактов, как правило, со стороны их очевидных свя- зей Выявление фундамен- тальных закономернос- тей, обнаружение за ви- димыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Формы научного познания
Научный фа1Ст Проблема
Эмпириче- с1Сий за1Сон Гипотеза
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика- ция, система- тизация, опи- сание, срав- нение Универсаль- ные
Анализ и синтез, де- дукция и ин- дукция, ана- логия, моде- лирование, абстрагиро- вание, идеа- лизация Единство исто- рического и ло- гического, вос- хождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация Научный факт (лат. factum — сделанное, совершив- шееся) — отражение объективного факта в человечес- ком сознании, т. е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема
Теоретичес1Сая Пра1Стичес1Сая
Научная проблема выражается в наличии противопо- ложных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной те- ории для её разрешения. Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределён- но, носит вероятностный характер и нуждается в до- казательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы
превращаются в теории уточняются и конкретизиру- ются отбрасываются как заблуждение
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, ис- следование) — наиболее развитая форма научного зна- ния, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действи- тельности. Структура теории
Исходные основания: фундамен- тальные по- нятия, прин- ципы, зако- ны, аксиомы, ценностные факторы и т. п. Идеализи- рованный объе1Ст дан- ной теории Логи1Са и ме- тодология, применяе- мые для по- строения те- ории Совокуп- ность за1Со- нов и ут- верждений, выведенных из теории
Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов. Метод (от гр. methodos — путь исследования) пони- мается как орудие, средство познания. В методе позна- ния объективная закономерность превращается в прави- ло действия субъекта (исследователя).
Характеристики научного метода
Строгость Объе1Стивность
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
О1Сончание табл.
К универсальным методам научного познания отно- сятся анализ и синтез.
Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Ана- лиз предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятель- ности; связь анализа и синтеза — органическая, внутрен- не необходимая. Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процес- се познания.
Универсальным методом научного познания являет- ся аналоzия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии высту- пает так называемая теория подобия, широко используе- мая в моделировании. Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — обра- зец, мера) — воспроизведение характеристик некото- рого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделирова- нии возникает тогда, когда исследование непосредствен- но самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и от- ношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстра- гирования выступают различные понятия и категории. К универсальным методам познания относится иде- ализация — мыслительный акт, связанный с обра- зованием некоторых абстрактных объектов, принци- пиально не осуществимых в опыте и действительнос- ти. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д. К теоретическим методам научного познания прина- длежит единство историческоzо и лоzическоzо.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспред- метен. Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целост- ности, используют теоретический метод научного позна- ния, получивший название восхождения от конкрет- ноzо к абстрактному. Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточне- ние содержания познания, осуществляемое посредст- вом того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными кон- струкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматривае- мых объектов. Математизация — использование различных спо- собов измерения, позволяющих приписывать матери- альным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами дей- ствовать с числами по определённым математиче- ским правилам. Только единство всех методов современного научно- го познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический про- гресс. С переходом к Новому времени начинается станов- ление естественных наук, которые изучают универ- сальные и всеобщие связи, господствующие в мире при- роды. В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.
Начавшиеся в XIX в. глубокие общественные изменения потреб- ность в лучшем пони- мании социальных про- цессов и возможном уп- равлении ими Прогресс естествозна- ния стремление со- здать научную социоло- гию по образцу естест- венных наук О1Сончание схемы
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно- исторического процесса Изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, лич- ностного восприятия мира
Основная за да ча
Анализ общественных про- цессов и выявление в них закономерных, повторяю- щихся явлений Анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений
Социальное и гуманитарное знания взаимопроника- емы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.
Особенности гуманитарного знания
Понима- ние Обращение к те1Сстам писем и публичных вы- ступлений, дневников и программных заявлений, художественных произве- дений и критических ре- цензий и т. д. Невозможность сведения знания 1С однозначным, всем признан- ным определе- ниям Гуманитарное знание призвано воздействовать на че- ловека, одухотворять, преображать его моральные, идей- ные, мировоззренческие ориентиры, способствовать раз- витию его человеческих качеств.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.71 (0.011 с.) |