Главные характеристики современной науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главные характеристики современной науки.



1. Фундаментальная мировоззренческая константа (любой процесс эволюции – это часть идейного универсального процесса развития вселенной)

2. Современная наука становится человекоразмерной. Антропный принцип – мир такой, потому что существует человек:

- почему природа устроена так, а не иначе;

- существование человека во вселенной возможно потому, что она такая, какая она есть.

3. В современной науке общепринятым является положение – оно исходит из синергетики, которое звучит, как: эволюционные процессы достигают в ходе самоорганизации замкнутых систем.

4. Современная наука характеризуется междисциплинарностью. Эта характеристика обусловлена тремя предыдущими.

5. Статус общенаучной парадигмы приобрела системная парадигма.

Наука как социальный институт.

Институциональная форма научной деятельности.

Формирование науки происходит в форме институционализации (17в.)

Возникают сообщества, объединяющие определенные коммуникации, нормы и правила.

1795 – Фр.консерватория технических наук

1822 – Собрание немецких естествоиспытателей

1831 – Британская ассоциация, содействующих прогрессы.

Научная школа и «невидимый колледж».

Невидимый колледж – форма научного сообщества, объединяющая определенную группу исследователей, имеющая устойчивую структуру, функции и объем.

Научная школа – форма неформального объединения ученых, которая формируется на основе, приверженности идеям, методам, теориям и т.д. в той или иной дисциплине.

Научная дисциплина – базовая форма организации профессиональной науки, которая объединяет ученых на предметно-содержательном основании научного знания, в научное сообщество.

Институциональные формы науки:

1. «Малая» наука – совокупность организационных форм науки, которая преобладает в классический период существования науки. Научная деятельность не является широко-распространенной профессией и не является основой технологий на производстве.

2. «Большая» наука – (20 век) резко возрастает количество ученых и объем научной информации, радикальные изменения в техническом оснащении науки. Превращение научной деятельности в особую профессию.

Система государственного регулирования науки.

Взаимодействие науки и государственной власти реализуется в двух направлениях – воздействие государственной власти на науку и влияние науки на власть. Воздействие осуществляется через научную политику. Научная политика – деятельность государственных органов (учреждений, заведений) по развитию, управлению, регулированию, контролю и финансированию науки. Выступает в след.основных функциях:

1. устанавливает правовые основы функционирования науки и общества в целом;

2. координирует совместную деятельность всех субъектов науки для развития НТП и повышения конкурентоспособности отечественной науки.

3. выполняет функцию критической силы, которая определяет отношения всего общества, проблемы науки и техники.

Также государство определяет такие важные моменты:

1. планирование науки

2. финансирование науки (зависит от планов).

Проблемы взаимоотношений науки и власти.

1. Проблема свободы исследований (1896 год Федеральный закон «О науке и государственной политике»; 1993 год появляются нормы, которые гарантируют свободу научного поиска).

2. Участие ученых в политической деятельности.

3. Вопрос о мере участия ученых в управлении науки. Ученые более широко привлекаются к разработке политики науки: через согласование правительственных решений через организации, которые представляют интересы ученых; через непосредственное включение крупных ученых в управленческие органы.

Роль науки в решении глобальных проблем человечества.

3 класса глобальных проблем:

1. Проблемы, связанные с отношениями между социальными сообществами людей (проблемы предотвращения войны, строительство нового экономического порядка, борьба с международным терроризмом);

2. Проблемы, которые являются результатом взаимодействия общества и природы (экологическая проблема, проблема освоения человечеством природы, проблема исчерпаемости природных ресурсов, проблема освоения глобальных природных объектов, таких как космос и мировой океан);

3. Проблема вида «человек-общество» (здравоохранение, образование, адаптация человека в общества, проблема толерантности, продовольственная проблема).

Роль науки.

Проводятся следующие работы (научно-технические разработки) по выходу из кризисных ситуаций:

- разрабатываются социальные программы для повышения качества жизни в неблагоприятных районах;

- повышается эффективность с\х;

- разрабатываются ресурсосберегающие технологии и технологии, повышающие эффективность использования сырья;

- осваиваются новые виды (источники) энергии;

- создаются программы оздоровления и реорганизации природной среды.

Леонтьев (1906 – 1999) и группа ученых под его началом решали проблемы интеграции мирового хозяйства.

Римский клуб (1968) – организация, которая включает в себя ведущих ученых, политиков, предпринимателей, которые разрабатывают рекомендации и программы по выходу из глобальных кризисных ситуаций.

17.05.12

Психология научного творчества.

Научное творчество – это деятельность, результатам которой является создание новых материальных и духовных научных ценностей.

Основные характеристики: надежность.

Интеллект – способность мышления, рациональное познание.

ЭВМЧеловек

V памяти 1) Интеллект

Быстродействие 2) Память

Надежность 3) Надежность

Время работы 4)Физическое здоровье

5)Воля

6) Настойчивость

7)Эмоции

8)Воображение (фантазия)

Воля – процесс сознательного управления деятельностью, который проявляется в преодолении трудностей и препятствий на пути решения проблемы (внешние (сопротивление со стороны людей) и внутренние (усталость) препятствия).

Настойчивость – волевое свойство личности доводить дело до конца.

Научно-техническое творчество имеет прикладные цели, направленные на удовлетворение практических потребностей человека, представляет собой поиск решения задач в области техники на основе использования достижений науки.

Методы активизации творческого мышления.

1)Морфологический анализ.

(Физик Цвики 30-е годы 20 века). Алгоритм анализа:

1. точно сформулировать проблему;

2. выделить и составить перечень основных характеристик объектов или процесса исследования;

3.зафиксировать все возможные альтернативные варианты изменения каждой характеристики;

4. комбинируя все возможные сочетания характеристик, рассмотреть полученные варианты мышления;

5.проанализировать наиболее перспективные сочетания, отобрать лучшие из них с точки зрения осуществления и эффективности использования.

Например, пачка молока:

1) форма тары и емкость – основные характеристики;

Комбинация вариантов тары

Номер Форма Емкость
    1 2 3 4 5
    0,25 0,5 1 2 3
Сфера 1-1 1-2 … … …
Цилиндр 2-1 2-2 … …. ….
Конус 3-1 3-2 …. … …
Параллелепипед 4-1 4-2 …. … …
Тетраэдр 5-1 5-2 … …. …

 

2) Метод мозгового штурма. Алгоритм:

1. составляются две группы по 5-12 участников. Первая группа – более фантазийные, склонны к генерации идей; вторая группа – склонны к критичному анализу.

Первая группа на протяжении 30-40 минут выдвигает свои идеи. Критика запрещена, приветствуется поддержка уже высказанных идей. Обычно устанавливается регламент времени. Все идеи фиксируются. Вторая группа дает оценку выдвинутым идеям.

3) Метод гирлянд ассоциаций. Алгоритм:

1. Определить синонимы объекта. (например, наш объект стул. Синонимы: табурет, скамья).

2. Составить гирлянду случайных слов (окно, свинец, стекло и т.д.).

3. Создать как можно больше комбинаций из составленных гирлянд (стул с лампочкой, табурет из стекла и т.д.);

4. Составить гирлянду признаков для каждого случайного слова (прозрачный, светлый и т.д.);

5. Поочередно добавляем к объекту пункт 3 признаки случайных объектов (прозрачный стул с освещением);

6. Оценка вариантов и выбор наиболее рационального.

Преимущества данных методов:

1. Они универсальны.

 

Недостатки:

1. Увеличивают количество идей, при этом не повышается качество (уровень и скорость решения).

Тенденции развития науки.

1. Дальнейшее развитие информационной науки;

2. Использование нано-технологий;

3. Прогресс в создании новых материалов;

4. Создание новых технологий и средств для лечения болезней и увеличения срока жизни;

5. Дальнейшее исследование максимально рационального использования природных ресурсов;

6. Решение глобальных проблем с помощью науки;

7. Разработка и внедрение более совершенных методов управления и организации экономики и социальной сферы;

8. Дальнейшее усиление взаимодействия наук;

9. Изменения в системе подготовки научных кадров;

10. Усиление популяризации науки.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.006 с.)