Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История о науке и ученых за 2в – 1873 года.Стр 1 из 4Следующая ⇒
История о науке и ученых за 2в – 1873 года. К 40-м – начало эмпирической деятельности, объединение ученых и инженеров, схема организации научных подразделений. 60-е – оформление в самостоятельную отрасль исследования. Аналитические и нормативные исследования. Аналитические – раскрывают закономерности функционирования и развития науки как сложной системы (внутренний закономерности развития науки), структура научного знания, типология связей науки с другими социальными институтами. Нормативные – базируются на аналитических, представляют собой разработку теоретических основ научной политики государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по новым эн-сти научной деятельности, критериев ее оценки, определение наиболее перспективных оформлений, для долговременного планирования науки). Наука как способ познания мира. Наука – специфическая деятельность людей, которая имеет цель – конечный продукт, методы и средства для его получения; направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет; представляет собой деятельность субъектов, вступающих в определенные социальные отношения и образующие разные формы социальных институтов. Включает в себя деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – сумму знаний, лежащий в основе научной картины мира. Цели научной деятельности: · Описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составление предмета ее изучения на основе открываемых ею законов. Главная цель – получение знаний о действительности. Научное знание – достоверные логически непротиворечащие знания о законах природы, общества и мышления. Характерные черты научного знания: · Систематизированные знания: 1. Стремление к полноте; 2. Ясное представление обоснования систем и их непротиворечивости. · Выводимость (дают возможность предсказать факты и явления ранее неизвестные на основе созданных законов и теорий); · Воспроизводимость (всякий научный результат предполагает возможность его многократного воспроизведения, как автором, так и иными лицами при наличии условий, которыми он был получен); · Доступность для обощений и предсказаний (система научного знания организована так, что бы было расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено)
Предсказание – выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено. Обобщение – распространение данного результата на все явления, соответствующей предметной области. · Фиксируется в языке наук; · Имеет практическую ценность; · Критичность (всякое научное утверждение время от времени пересматривается).
16.02.2012 (лекция) продолжение. · Проблемность (с решением научной проблемы общее количество научных проблем не уменьшается, а возрастает); · Наука исследует сущность явления; · Относительная адекватность отражаемого объекта. Виды научного знания – факты, закономерности, теории, научные картины мира. Средства науки: (то, чем мы пользуемся) 1. Язык науки 2. Приборы 3. Эталоны 4. Единицы измерения 5. Различного рода устройства, вычислительные средства и прочее. Первым языком науки была латынь. Естественный язык – исторически сложившийся в данном обществе язык, на котором говорят, пишут и общаются все люди данной национальности. Пригоден во всех видах общественной деятельности и чувствителен к социальным изменениям. Язык науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания, для получения, обработки, хранения и применения знаний. Отличается точностью и однозначностью понятий.
Функции языка: 1. Коммуникативная (позволяет людям общаться между собой) 2. Мыслеоформляющая необходима для формирования знаний, реализации результатов мышления. Объект и предмет науки. Объект науки – то, на что направлено исследование. Предмет науки – определенная сторона объекта, выделенная для исследования. Один и тот же объект может быть предметом различных наук, а вот предметы разных наук всегда отличаются друг от друга. Субъект науки – ученые. История науки. 1. Модели исторической конструкции науки: - 19 – н.20 в – Наука – это коммуникативный поступательный процесс; - сер.20в. – история развития науки через научные революции; - сейчас – Кейстадис (одновременное существование нескольких теорий и парадигм).
2. Дата и место рождения науки: - Если наука как формы общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции; - Если наука как обобщенное знание и любая деятельность по производству этих знаний, то наука появилась в начале становления человеческой культуры; - Если наука как социальный институт, то наука возникла в Новое время; -Если наука как система подготовки научных кадров, то наука возникла в середине 19 в.; - Наука – производственная сила, то появилась во 2 пол. 20 в. 3. Предварительные условия для возникновения науки: - критика разрушения экологических систем; - Достаточно высокий уровень развития производства (разделение умственного и физического труда); - Богатая культурная традиция. 4. Факторы развития науки: - Взаимодействие и взаимосвязь наук в форме дифференциации и интеграции; - Социально – экономические условия; - Личность.
Наука и практика.
1.03.12 Закономерности развития науки: 1. Положение об ускоренном развитии науки (Ф.Энгельс 1844). 2. Развитию науки свойственен кумулятивный характер, т.е. накопительный. Научные революции - это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке на определенном этапе ее развития, которое сопровождается кардинальными изменениями в содержании основания науки. Бывают: 1. Глобальные – революционный переворот в основании всей науки; 2. Комплексная – радикальные изменения в ряде научных областей. 3. Частная научная революция – кардинальный переход к новому пониманию предметов области, на основании создания новых фундаментальных теорем. 4. Научно-техническая революция. Качественное преобразование производительных сил, условия и характер содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во вс сферы человеческой деятельности. Глобальные революции и научные картины мира. · Первая революция завершилась в 16-17 вв. Как соц.институт. Соответствует механистическая картина мира. · Вторая – происходит в практике как теория относительности и квантовой теории. Научная картина мира – вероятностная. · Третья НТП - сроки к.20 – нач. наше время. Синергетика. В науке утверждаются системы организации и развития. Эволюционно – синергетическая картина мира. Научная картина мира – фундаментальное понятие философии науки. Представляет собой синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания.
Характеристики научной картины мира: - эволюционность – соответствует эволюционному характеру научного знания (каммулятивного, динамичного); - парадигмальность научной картины мира – совокупность научных воззрений, которые свойственны той или иной научной эпохе; - интегративность – научные картины мира – центр собирания, согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. Периодизация науки: Периодизация по методам построения знаний: 1. Преднаука (зарождающаяся наука). 2. Стадия науки. Формируется новый тип знания – теория. Периодизация – по соотношению объекта и субъектов. 1. Классическая наука (17-19 вв). Господствует объективный стиль мышления, познаем предмет сам по себе, не расстраивая историю его изучения. Условия объективны истинного описания явлений мир – осмысление связей между объектами и деятльностью субьъекта. 2. Постклассическая наука (2я половина 20 – начало 21 века). Учитываем характер получаемых знаний об объекте, особенности средств и операций деятельности субъекта, а также постоянную включенность субъекта в процесс получения знания. Парадигма – синергетика. При смене данных этапов работает закон субординации, т.е. между этапами существует преемственность (каждое из предыдущих этапов входит в последующее). Периодизация науки с точки зрения анализа и синтеза. 1. Аналитическая (Особенности: непрерывная дифференциация науки, преобладание эмпирических знаний над теоретическими, акцент на самих объектах, а не на их изменениях и развитиях); 2. Синтетическая (интегративная). Соответствует постклассическому естествознанию. Ее особенности – возникновение междисциплинарных научных направлений (биофизика, биохимия, психофизика и т.д.), идет построение целостной науки о природе и о всей действительности в целом. 3 типа исследования. 1. Фундаментальные (направлены на получение нового знания о явлениях и законах действительности, не преследует никаких практических задач, истина ради нее самой. Они делятся на свободные и целенаправленные. Свободные носят индивидуальный характер, ученый работает в условиях свободного поиска и любая идея может изменить ход поиска. Целенаправленные – направление поиска твердо определено, часто носит коллективный характер. Возможно планирование затрат технических и материальных средств).
2. Прикладные (нацелены на получение нужного решения практических задач, знания). 3. Исследовательские проектно-конструкторские разработки (цель – выполнение конкретного технического задания). Наука и производство. Рисунок. Диалектика – развитие науки. 1. Роль количественных и качественных изменений в развитии науки. В науке переход количественных характеристик в качественные происходит при накоплении новых фактов, происходит открытие (открытие в науке = скачку). Переход количественных изменений в качественные раскрывают механизм работы науки 2. Закон отрицания – на каждом новом этапе происходит отрицание предыдущего. Этот закон показывает, как происходит развитие науки 15.03.12 Абсолютное знание – полное исчерпывающее воспроизведение представлений об объекте, абсолютное совпадение в образе события. Познание бывает чувственное и рациональное. Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Сюда относятся ощущения (отражение мозгом объектов и явлений, которые окружают человека), восприятие (то же, что и ощущения, но речь идет о тех ощущениях, которые мы ощущаем в данный момент), представление (вторичный образ объектов и явлений). Рациональное познание дополняет чувственное познание. Основная форма абстрактное мышление. Способствует осознанию сущности процессов и выявлению закономерности событий. Мышление – обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерностей, связей между объектами и явлениями. Абстракция и идеализация. Идеализация – такой процесс познания, когда познающий субъект создает рял объектов в природу не существующих. Абстракция – мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств изучаемых объектов, от некоторых отношений между ними. Они либо усиливаются. либо ослабевают, представляются в виде отдельного объекта, который существует по собственным законам. Моделирование (от лат. modulus – мера или образец) – исследование объектов на их моделях; построение изучение моделей, реально существующих в природе, и конструируемых объектах. Основные виды моделирования: 1. Предметное моделирование – мы имеем модель. которая воспроизводит основные характеристики оригинала. 2. Физическое моделирование – объект и модели имеют одну физическую природу, но разные размеры. 3. Предметно-математическое моделирование – наше явление исследуется путем опытного изучения явления другой физической природы, но описывается теми же математическими выражениями. Моделями служат знаковые образования какого-либо вида. Развитие любой науки можно трактовать как теоретическое моделирование. Моделирование дает исследователю новые факты и новые данные, но никогда не дает полного представления об объекте. Формализация – отражение знания в знаково-символическом виде (формализованный язык). Служит основой для программирования компьютеризации.
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором его основу кладутся некоторые положения, аксиомы (постулаты). Индукция и дедукция. Индукция – это обобщение, которое связано с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта (т.е. это переход от частного к общему). Дедукция – противоположный индукции процесс – движение от общего к частному. Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, который заключается в создании связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Его структура: 1. Ознакомление с фактическим материалом, который требует теоретического объяснения. Попытка с помощью существующих теорий сделать это, если нет, то следующие шаги; 2. Выдвижение догадки (гипотезы) о причинах и закономерностях данного явления с помощью разных логических приемов; 3. Оценка основательности предположений (гипотез) и выбор из множества наиболее вероятной; 4. Выведение из гипотезы некоторых следствий (использование дедуктивного метода); 5. Экспериментальная проверка данных следствий. Лучшая гипотеза по результатам проверки переходит в теорию. Основная особенность – предположительный характер. Виды гипотез: а) по масштабу: 1. общая гипотеза – предположение обо всем классе изучаемых объектов. 2. единичная гипотеза – предположение об отдельных объектах или явлениях. 3. частная гипотеза – предположение о некоторой части изучаемого класса объектов. б) по содержанию: 1. рабочая гипотеза – (самая распространенная) отражает основное содержание исследования. Выводится из общих законов или теорий и является основанием для дальнейших исследований; 2. эмпирические гипотезы – частные следствия рабочей гипотезы; 3. статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Их наличие обязательно для исследования и он служат для организации сравнения и обработки полученных данных. Гипотеза не может быть истинной или ложной, т.к. утверждение, которое в ней содержится, носит проблематичный характер. Предположения, входящие в гипотезу, должны соответствовать следующим требованиям: 1. Логическая простота – гипотеза не должна содержать ничего лишнего. 2. Требование вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности реализации. 3. Требование научной новизны – предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми. 4. Требование широты применения – гипотеза может выводить объяснения не только тех явлений, для которых предназначена, но и возможно более широкий класс явлений. 5. Требование верификации – любая гипотеза может быть проверена. 6. Требование концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозируя дальнейшее развитие теории. 7. Требование логической непротиворечивости: - все суждения, которые входят в гипотезу, не являются отрицанием друг друга; - гипотеза не противоречит достоверным фактам; - она соответствует установленным и устоявшимся в науке законам. 12.04.12 Схема «Общая характеристика познания».
Знания – как удостоверенные сведения о действительности.
Виды познания:
Схема «Наука в системе знания». Научное знание
Философия – знание о всеобщем, обобщение всего сущего.
Вненаучное знание 19.04.12
Алгоритм: Сбор данных
Научная идея В Гипотеза А Предсказание
Эксперимент
Результат эксперимента согласуется с предсказанием
Если да à гипотеза подтверждается Если нет à вывод à В
Достаточно ли она проработана?
да нет à А
теория
эксперимент или наблюдения
Э=Т Да нет à парадокс à В
Классификация наук. Классификация наук – сведение всех областей человеческого знания в определенную систему. Основание истории классификации наук – это интерпретации соотношения философии и конкретно научного знания. Связь философии и науки: I этап – 7 век до н.э – 16 век н.э:
Физика Медицина Философия Политология Астрономия Психология II этап – 17 век – середина 19.
Биология Философия Физика Химия Правоведение
III этап – середина 19 века – по настоящее время: Философия (мировоззрения)
Физика Химия Биология История и т.д.
I этап – единая философская наука древности и отчасти средневековья. Аристотель, Платон. Принципы классификации науки: разделение всего знания по его объекту на три главнее области: 1. Объект природы - физика; 2. Объект общества – этика; 3. Объект мышления – логика. Средневековье – система «7 свободных искусств». Два цикла: 1. Тривиум (trivium – трехпутье) – грамматика, риторика и диалектика. 2. Квадривиум (quadrivium - четырехпутье) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка. II этап – философия распалась на ряд обособленных наук. Принцип классификации наук субъективный. Память = история. Воображение = Поэзия. Рассудок = Философия. Кто – то развил идею субъективного принципа. III этап. Первое направление классификации науки: 1. Первый подход – формальное решение на основе принципа координации от общего к частному. Сен-Симон (фр.философ и ученый) выдвинул объективный принцип классификации наук. Конт перенял идею Сен-Симона и усовершенствовал ее. Выдвинул 6 основных наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология. 2. Второй подход – формальное решение на основе принципа координации от абстрактного к конкретному. Спенсер, Нильс, Уэвелл и т.д. Опровергается предыдущее решение о том, что все науки имеют свою абстрактную научную часть. Утверждается, что все науки делятся на: абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, биология, геология, психология и социология), промежуточные – абстрактно-конкретные (механика, физика, химия). Второе направление классификации науки: внедрение принципа субординации, который основан на идее всеобщей связи с природой. К.Маркс и Ф.Энгельс – основание для классификации науки – основные законы материалистической диалектики. Бонифатий Михайлович Кедров (советский философ) – делит всю действительность на природу и человека. Науки о природе – естественные, науки об обществе – социальные, науки о мышлении – философские.
Классификация наук приобретает характер сложный и разветвленный в отличии от простого однолинейного в предыдущих этапах. Типовая структура вуза.
Институт Факультет Кафедра Аспирантура Докторантура
Ученый совет Ректор Проректор Руководство Деканат Декан Зав.кафедры Профессор Доцент ППС – профессорско- Старший преподаватель преподавательский Ассистент состав Курс Поток Староста студенты Группа
Этика науки.
Этика науки – это раздел этики, который разрабатывает нравственные принципы научной деятельности. Основополагающие этические ценности науки (Мертон): 1. Универсализм – изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность учений оценивается независимо от субъекта. 2. Общность – знание должно свободно становится общим достоянием. 3. Незаинтересованность – любые положительные санкции науки – это ее следствие, а не цель. 4.Организованный скептицизм – каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами.
Этика науки делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней этике относится: авторство и плагиат, критика работ, экспертизы и лицензирование, преподавание, популизация науки и т.д. К внешней этике относится взаимоотношения между наукой и обществом. Позитивные санкции науки: - цитирование; - престижные премии или награды;
Негативные санкции: - за фальсификацию результатов; - за присвоение себе чужих достижений; - за плагиат.
Популяризация науки – процесс распространения научного знания в современной доступной форме для широкого круга людей. Средства популяризации науки – СМИ, Интернет, научные издания, деятельность различных фондов, музеи и различные демонстрации (выставки, семинары и т.д). 3.05.12 Внешняя этика. Главный аспект - отношения между наукой и обществом. Функции науки. Взаимодействие общества и науки. - наука получает от общества: · Финансовые ресурсы. Затраты на науку (на начало 20 века): США – 280 млрд.дол Страны ЕС – 180 млрд.дол Германия –54 млрд. дол Япония – более 100 млрд.дол Китай – 80 млрд.дол Россия – 4 млрд.дол · Материальные ресурсы (здания, энергия) · Интеллектуальные ресурсы · Общественный статус науки Знания используются для принятия важных управленческих решений, для развития новых технологий Общество получает от науки знание. Функции науки в жизни общества: 1. Практическая – при применении научных знаний на практике в производственной сфере получаем экономический эффект, а в не производственной сфере – социальный эффект (например, применение методик в образовании). 2. Социально-управленческая – наука используется для управления социальными процессами. 3. Познавательная – имеем увеличение расширения знания об окружающей природе, обществе, мышлении, новые закономерности, законы и т.д. Взаимосвязь культуры и науки. Культура – система материальных и духовных ценностей, форм и результатов усвоения действительности, которая выражает современный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально - преобразующей деятельности людей. Культура делится на духовную и материальную. Наука является и материальной и духовной одновременно. Наука как материальная культура – это научная деятельность в материальном производстве, совокупность материальных благ, полученных в ходе этой деятельности (опытно-конструкторские разработки). Наука как духовная культура - это одна из форм духовной культуры общества, созданные в процессе научной деятельности духовные ценности (поисковые и фундаментальные исследования). Сциентизм (сайентизм) – это такой подход к науке, который подтверждает, что наука – кричащая ценность, всегда необходим научный подход для решения всех проблем в жизни людей, только дальнейшее развитие науки может спасти человечество. Антисциентизм - такой подход к науке, который утверждает, что наука – антигуманна, необходимо ограничить ее развитие и воздействие на общество. Эпос науки – комплекс норм и ценностей, которые воспроизводятся от поколения к поколению и обязательны для человека науки. Нормы науки (сформулированы норвежским философом Скирбик): 1. ищи истину; 2. избегай бессмыслицу; 3. выражайся ясно; 4.старайся проверять свои гипотезы более основательно. Ценностью в науке является истина. Тенденции развития науки. 1. Дальнейшее развитие информационной науки; 2. Использование нано-технологий; 3. Прогресс в создании новых материалов; 4. Создание новых технологий и средств для лечения болезней и увеличения срока жизни; 5. Дальнейшее исследование максимально рационального использования природных ресурсов; 6. Решение глобальных проблем с помощью науки; 7. Разработка и внедрение более совершенных методов управления и организации экономики и социальной сферы; 8. Дальнейшее усиление взаимодействия наук; 9. Изменения в системе подготовки научных кадров; 10. Усиление популяризации науки.
История о науке и ученых за 2в – 1873 года. К 40-м – начало эмпирической деятельности, объединение ученых и инженеров, схема организации научных подразделений. 60-е – оформление в самостоятельную отрасль исследования.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.229 с.) |