История о науке и ученых за 2в – 1873 года.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История о науке и ученых за 2в – 1873 года.



История о науке и ученых за 2в – 1873 года.

К 40-м – начало эмпирической деятельности, объединение ученых и инженеров, схема организации научных подразделений.

60-е – оформление в самостоятельную отрасль исследования.

Аналитические и нормативные исследования.

Аналитические – раскрывают закономерности функционирования и развития науки как сложной системы (внутренний закономерности развития науки), структура научного знания, типология связей науки с другими социальными институтами.

Нормативные – базируются на аналитических, представляют собой разработку теоретических основ научной политики государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по новым эн-сти научной деятельности, критериев ее оценки, определение наиболее перспективных оформлений, для долговременного планирования науки).

Наука как способ познания мира.

Наука – специфическая деятельность людей, которая имеет цель – конечный продукт, методы и средства для его получения; направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет; представляет собой деятельность субъектов, вступающих в определенные социальные отношения и образующие разные формы социальных институтов.

Включает в себя деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – сумму знаний, лежащий в основе научной картины мира.

Цели научной деятельности:

· Описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составление предмета ее изучения на основе открываемых ею законов.

Главная цель – получение знаний о действительности.

Научное знание – достоверные логически непротиворечащие знания о законах природы, общества и мышления.

Характерные черты научного знания:

· Систематизированные знания:

1. Стремление к полноте;

2. Ясное представление обоснования систем и их непротиворечивости.

· Выводимость (дают возможность предсказать факты и явления ранее неизвестные на основе созданных законов и теорий);

· Воспроизводимость (всякий научный результат предполагает возможность его многократного воспроизведения, как автором, так и иными лицами при наличии условий, которыми он был получен);

· Доступность для обощений и предсказаний (система научного знания организована так, что бы было расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено)

Предсказание – выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено.

Обобщение – распространение данного результата на все явления, соответствующей предметной области.

· Фиксируется в языке наук;

· Имеет практическую ценность;

· Критичность (всякое научное утверждение время от времени пересматривается).

 

16.02.2012 (лекция) продолжение.

· Проблемность (с решением научной проблемы общее количество научных проблем не уменьшается, а возрастает);

· Наука исследует сущность явления;

· Относительная адекватность отражаемого объекта.

Виды научного знания – факты, закономерности, теории, научные картины мира.

Средства науки: ( то, чем мы пользуемся)

1. Язык науки

2. Приборы

3. Эталоны

4. Единицы измерения

5. Различного рода устройства, вычислительные средства и прочее.

Первым языком науки была латынь.

Естественный язык – исторически сложившийся в данном обществе язык, на котором говорят, пишут и общаются все люди данной национальности. Пригоден во всех видах общественной деятельности и чувствителен к социальным изменениям.

Язык науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания, для получения, обработки, хранения и применения знаний. Отличается точностью и однозначностью понятий.

 

Функции языка:

1. Коммуникативная (позволяет людям общаться между собой)

2. Мыслеоформляющая необходима для формирования знаний, реализации результатов мышления.

Объект и предмет науки.

Объект науки – то, на что направлено исследование.

Предмет науки – определенная сторона объекта, выделенная для исследования.

Один и тот же объект может быть предметом различных наук, а вот предметы разных наук всегда отличаются друг от друга.

Субъект науки – ученые.

История науки.

1. Модели исторической конструкции науки:

- 19 – н.20 в – Наука – это коммуникативный поступательный процесс;

- сер.20в. – история развития науки через научные революции;

- сейчас – Кейстадис (одновременное существование нескольких теорий и парадигм).

2. Дата и место рождения науки:

- Если наука как формы общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции;

- Если наука как обобщенное знание и любая деятельность по производству этих знаний, то наука появилась в начале становления человеческой культуры;

- Если наука как социальный институт, то наука возникла в Новое время;

-Если наука как система подготовки научных кадров, то наука возникла в середине 19 в. ;

- Наука – производственная сила, то появилась во 2 пол. 20 в.

3. Предварительные условия для возникновения науки:

- критика разрушения экологических систем;

- Достаточно высокий уровень развития производства (разделение умственного и физического труда);

- Богатая культурная традиция.

4. Факторы развития науки:

- Взаимодействие и взаимосвязь наук в форме дифференциации и интеграции;

- Социально – экономические условия;

- Личность.

 

Наука и практика.

(с) Период (по) Пояснение
700 – 600 тыс.лет до н.э. – 4 – 3 тыс. лет до н.э. Период возникновения и развития орудий труда в целях первобытно – общинного способа производства. Наука – неотъемлемая часть практики.
4 – 3 тыс.лет до н.э. – 3 – 4 в. н.э. Развитие и распределение сложных орудий труда, разделение труда.
4 – 5 в.н.э. – 14 – 15 вв. Распределение сложных орудий, улучшение обработки металла, развитие земледелия, возникновение ремесел.
14 – 15 вв – к.18 – н.19 в. Возникновение предпосылок для создания сложных машин.
К.18-н.19 – 70е гг 19в. Период создания и распределения машин на базе парового двигателя.
70е гг 19в. – 50е гг 20в. Период развития машин на базе электропривода. Процесс превращения науки в производительную силу.
50е гг 20в. – по наше время Подготовка и переход к АСУ, единство науки и производства.

 

1.03.12

Закономерности развития науки:

1. Положение об ускоренном развитии науки (Ф.Энгельс 1844).

2. Развитию науки свойственен кумулятивный характер, т.е. накопительный. Научные революции - это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке на определенном этапе ее развития, которое сопровождается кардинальными изменениями в содержании основания науки. Бывают:

1. Глобальные – революционный переворот в основании всей науки;

2. Комплексная – радикальные изменения в ряде научных областей.

3. Частная научная революция – кардинальный переход к новому пониманию предметов области, на основании создания новых фундаментальных теорем.

4. Научно-техническая революция. Качественное преобразование производительных сил, условия и характер содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во вс сферы человеческой деятельности.

Глобальные революции и научные картины мира.

· Первая революция завершилась в 16-17 вв. Как соц.институт. Соответствует механистическая картина мира.

· Вторая – происходит в практике как теория относительности и квантовой теории. Научная картина мира – вероятностная.

· Третья НТП - сроки к.20 – нач. наше время. Синергетика. В науке утверждаются системы организации и развития. Эволюционно – синергетическая картина мира.

Научная картина мира – фундаментальное понятие философии науки. Представляет собой синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания.

Характеристики научной картины мира:

- эволюционность – соответствует эволюционному характеру научного знания (каммулятивного, динамичного);

- парадигмальность научной картины мира – совокупность научных воззрений, которые свойственны той или иной научной эпохе;

- интегративность – научные картины мира – центр собирания, согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира.

Периодизация науки:

Периодизация по методам построения знаний:

1. Преднаука (зарождающаяся наука) .

2. Стадия науки. Формируется новый тип знания – теория.

Периодизация – по соотношению объекта и субъектов.

1. Классическая наука (17-19 вв). Господствует объективный стиль мышления, познаем предмет сам по себе, не расстраивая историю его изучения.

Условия объективны истинного описания явлений мир – осмысление связей между объектами и деятльностью субьъекта.

2. Постклассическая наука (2я половина 20 – начало 21 века). Учитываем характер получаемых знаний об объекте, особенности средств и операций деятельности субъекта, а также постоянную включенность субъекта в процесс получения знания. Парадигма – синергетика.

При смене данных этапов работает закон субординации, т.е. между этапами существует преемственность (каждое из предыдущих этапов входит в последующее).

Периодизация науки с точки зрения анализа и синтеза.

1. Аналитическая (Особенности: непрерывная дифференциация науки, преобладание эмпирических знаний над теоретическими, акцент на самих объектах, а не на их изменениях и развитиях);

2. Синтетическая (интегративная). Соответствует постклассическому естествознанию. Ее особенности – возникновение междисциплинарных научных направлений (биофизика, биохимия, психофизика и т.д.), идет построение целостной науки о природе и о всей действительности в целом.

3 типа исследования.

1. Фундаментальные (направлены на получение нового знания о явлениях и законах действительности, не преследует никаких практических задач, истина ради нее самой. Они делятся на свободные и целенаправленные. Свободные носят индивидуальный характер, ученый работает в условиях свободного поиска и любая идея может изменить ход поиска. Целенаправленные – направление поиска твердо определено, часто носит коллективный характер. Возможно планирование затрат технических и материальных средств).

2. Прикладные (нацелены на получение нужного решения практических задач, знания).

3. Исследовательские проектно-конструкторские разработки ( цель – выполнение конкретного технического задания).

Наука и производство.

Рисунок.

Диалектика – развитие науки.

1. Роль количественных и качественных изменений в развитии науки. В науке переход количественных характеристик в качественные происходит при накоплении новых фактов, происходит открытие (открытие в науке = скачку). Переход количественных изменений в качественные раскрывают механизм работы науки

2. Закон отрицания – на каждом новом этапе происходит отрицание предыдущего. Этот закон показывает, как происходит развитие науки

15.03.12

Абсолютное знание – полное исчерпывающее воспроизведение представлений об объекте, абсолютное совпадение в образе события.

Познание бывает чувственное и рациональное. Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Сюда относятся ощущения (отражение мозгом объектов и явлений, которые окружают человека), восприятие (то же, что и ощущения, но речь идет о тех ощущениях, которые мы ощущаем в данный момент), представление (вторичный образ объектов и явлений).

Рациональное познание дополняет чувственное познание. Основная форма абстрактное мышление. Способствует осознанию сущности процессов и выявлению закономерности событий.

Мышление – обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерностей, связей между объектами и явлениями.

Абстракция и идеализация.

Идеализация – такой процесс познания, когда познающий субъект создает рял объектов в природу не существующих.

Абстракция – мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств изучаемых объектов, от некоторых отношений между ними. Они либо усиливаются. либо ослабевают, представляются в виде отдельного объекта, который существует по собственным законам.

Моделирование (от лат. modulus – мера или образец) – исследование объектов на их моделях; построение изучение моделей, реально существующих в природе, и конструируемых объектах.

Основные виды моделирования:

1. Предметное моделирование – мы имеем модель. которая воспроизводит основные характеристики оригинала.

2. Физическое моделирование – объект и модели имеют одну физическую природу, но разные размеры.

3. Предметно-математическое моделирование – наше явление исследуется путем опытного изучения явления другой физической природы, но описывается теми же математическими выражениями. Моделями служат знаковые образования какого-либо вида.

Развитие любой науки можно трактовать как теоретическое моделирование. Моделирование дает исследователю новые факты и новые данные, но никогда не дает полного представления об объекте.

Формализация – отражение знания в знаково-символическом виде (формализованный язык). Служит основой для программирования компьютеризации.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором его основу кладутся некоторые положения, аксиомы (постулаты).

Индукция и дедукция.

Индукция – это обобщение, которое связано с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлого опыта (т.е. это переход от частного к общему).

Дедукция – противоположный индукции процесс – движение от общего к частному.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, который заключается в создании связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Его структура:

1. Ознакомление с фактическим материалом, который требует теоретического объяснения. Попытка с помощью существующих теорий сделать это, если нет, то следующие шаги;

2. Выдвижение догадки (гипотезы) о причинах и закономерностях данного явления с помощью разных логических приемов;

3. Оценка основательности предположений (гипотез) и выбор из множества наиболее вероятной;

4. Выведение из гипотезы некоторых следствий (использование дедуктивного метода);

5. Экспериментальная проверка данных следствий.

Лучшая гипотеза по результатам проверки переходит в теорию. Основная особенность – предположительный характер.

Виды гипотез:

а) по масштабу:

1. общая гипотеза – предположение обо всем классе изучаемых объектов.

2. единичная гипотеза – предположение об отдельных объектах или явлениях.

3. частная гипотеза – предположение о некоторой части изучаемого класса объектов.

б) по содержанию:

1. рабочая гипотеза – (самая распространенная) отражает основное содержание исследования. Выводится из общих законов или теорий и является основанием для дальнейших исследований;

2. эмпирические гипотезы – частные следствия рабочей гипотезы;

3. статистические гипотезы – гипотезы, сформулированные в терминах математической статистики. Их наличие обязательно для исследования и он служат для организации сравнения и обработки полученных данных.

Гипотеза не может быть истинной или ложной, т.к. утверждение, которое в ней содержится, носит проблематичный характер.

Предположения, входящие в гипотезу, должны соответствовать следующим требованиям:

1. Логическая простота – гипотеза не должна содержать ничего лишнего.

2. Требование вероятности – основное предположение гипотезы должно иметь высокую степень возможности реализации.

3. Требование научной новизны – предполагает, что гипотеза должна раскрывать преемственную связь предшествующих знаний с новыми.

4. Требование широты применения – гипотеза может выводить объяснения не только тех явлений, для которых предназначена, но и возможно более широкий класс явлений.

5. Требование верификации – любая гипотеза может быть проверена.

6. Требование концептуальности – гипотеза должна отражать соответствующую концепцию или развивать новую, прогнозируя дальнейшее развитие теории.

7. Требование логической непротиворечивости:

- все суждения, которые входят в гипотезу, не являются отрицанием друг друга;

- гипотеза не противоречит достоверным фактам;

- она соответствует установленным и устоявшимся в науке законам.

12.04.12

Схема «Общая характеристика познания».

Сознание – высшая форма отражения действительности Познание – процесс получения знания Информация – сведения, уровень преодоления неопределенности.

Знания – как удостоверенные сведения о действительности.

 

Виды познания:

Обыденно - практическое Мифологическое Религиозное Художественное Научное

 

Схема «Наука в системе знания».

Научное знание

 


Философия – знание о всеобщем,

обобщение всего сущего.

 

Вненаучное знание

19.04.12

 

Алгоритм:

Сбор данных

 


Научная идея

В

Гипотеза

А

Предсказание

 


Эксперимент

 

Результат эксперимента согласуется с предсказанием

 


Если да à гипотеза подтверждается Если нет à вывод à В

 

Достаточно ли она проработана?

 


да нет à А

 

теория

 


эксперимент или наблюдения

 

Э=Т

Да нет à парадокс à В

 

Классификация наук.

Классификация наук – сведение всех областей человеческого знания в определенную систему.

Основание истории классификации наук – это интерпретации соотношения философии и конкретно научного знания.

Связь философии и науки:

I этап – 7 век до н.э – 16 век н.э:

 


Физика

Медицина Философия

Политология

Астрономия Психология

II этап – 17 век – середина 19.

 


Биология Философия

Физика

Химия

Правоведение

 

III этап – середина 19 века – по настоящее время:

Философия (мировоззрения)

 

 


Физика Химия Биология История и т.д.

 

I этап – единая философская наука древности и отчасти средневековья.

Аристотель, Платон.

Принципы классификации науки: разделение всего знания по его объекту на три главнее области:

1. Объект природы - физика;

2. Объект общества – этика;

3. Объект мышления – логика.

Средневековье – система «7 свободных искусств». Два цикла:

1. Тривиум (trivium – трехпутье) – грамматика, риторика и диалектика.

2. Квадривиум (quadrivium - четырехпутье) – арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

II этап – философия распалась на ряд обособленных наук.

Принцип классификации наук субъективный. Память = история. Воображение = Поэзия. Рассудок = Философия.

Кто – то развил идею субъективного принципа.

III этап.

Первое направление классификации науки:

1. Первый подход – формальное решение на основе принципа координации от общего к частному. Сен-Симон (фр.философ и ученый) выдвинул объективный принцип классификации наук. Конт перенял идею Сен-Симона и усовершенствовал ее. Выдвинул 6 основных наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология.

2. Второй подход – формальное решение на основе принципа координации от абстрактного к конкретному. Спенсер, Нильс, Уэвелл и т.д. Опровергается предыдущее решение о том, что все науки имеют свою абстрактную научную часть. Утверждается, что все науки делятся на: абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, биология, геология, психология и социология), промежуточные – абстрактно-конкретные (механика, физика, химия).

Второе направление классификации науки: внедрение принципа субординации, который основан на идее всеобщей связи с природой.

К.Маркс и Ф.Энгельс – основание для классификации науки – основные законы материалистической диалектики.

Бонифатий Михайлович Кедров (советский философ) – делит всю действительность на природу и человека. Науки о природе – естественные, науки об обществе – социальные, науки о мышлении – философские.

Гуманитарные Естественные
Социальные Философские Естественно-математические технические
Экономика, юриспруденция, экономическая география и т.д. Логика, философия, история философии, культурология, история и т.д. Алгебра, математический анализ, физика, химия, геометрия, астрономия и т.д. Кибернетика, Био-технологии, баллистика, кораблестроение

Классификация наук приобретает характер сложный и разветвленный в отличии от простого однолинейного в предыдущих этапах.

Типовая структура вуза.

 

Институт

Факультет

Кафедра

Аспирантура

Докторантура

 

Ученый совет

Ректор

Проректор Руководство

Деканат

Декан

Зав.кафедры

Профессор

Доцент ППС – профессорско-

Старший преподаватель преподавательский

Ассистент состав

Курс

Поток

Староста студенты

Группа

 

Этика науки.

 

Этика науки – это раздел этики, который разрабатывает нравственные принципы научной деятельности.

Основополагающие этические ценности науки (Мертон):

1. Универсализм – изучаемые явления всюду протекают одинаково. Истинность учений оценивается независимо от субъекта.

2. Общность – знание должно свободно становится общим достоянием.

3. Незаинтересованность – любые положительные санкции науки – это ее следствие, а не цель.

4.Организованный скептицизм – каждый ученый отвечает за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами.

 

Этика науки делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней этике относится: авторство и плагиат, критика работ, экспертизы и лицензирование, преподавание, популизация науки и т.д. К внешней этике относится взаимоотношения между наукой и обществом.

Позитивные санкции науки:

- цитирование;

- престижные премии или награды;

 

Негативные санкции:

- за фальсификацию результатов;

- за присвоение себе чужих достижений;

- за плагиат.

 

Популяризация науки – процесс распространения научного знания в современной доступной форме для широкого круга людей.

Средства популяризации науки – СМИ, Интернет, научные издания, деятельность различных фондов, музеи и различные демонстрации (выставки, семинары и т.д).

3.05.12

Внешняя этика.

Главный аспект - отношения между наукой и обществом.

Функции науки. Взаимодействие общества и науки.

- наука получает от общества:

· Финансовые ресурсы.

Затраты на науку (на начало 20 века):

США – 280 млрд.дол

Страны ЕС – 180 млрд.дол

Германия –54 млрд. дол

Япония – более 100 млрд.дол

Китай – 80 млрд.дол

Россия – 4 млрд.дол

· Материальные ресурсы (здания, энергия)

· Интеллектуальные ресурсы

· Общественный статус науки

Знания используются для принятия важных управленческих решений, для развития новых технологий

Общество получает от науки знание.

Функции науки в жизни общества:

1. Практическая – при применении научных знаний на практике в производственной сфере получаем экономический эффект, а в не производственной сфере – социальный эффект (например, применение методик в образовании).

2. Социально-управленческая – наука используется для управления социальными процессами.

3. Познавательная – имеем увеличение расширения знания об окружающей природе, обществе, мышлении, новые закономерности, законы и т.д.

Взаимосвязь культуры и науки.

Культура – система материальных и духовных ценностей, форм и результатов усвоения действительности, которая выражает современный способ функционирования общества, создается в ходе творческой социально - преобразующей деятельности людей.

Культура делится на духовную и материальную. Наука является и материальной и духовной одновременно. Наука как материальная культура – это научная деятельность в материальном производстве, совокупность материальных благ, полученных в ходе этой деятельности (опытно-конструкторские разработки). Наука как духовная культура - это одна из форм духовной культуры общества, созданные в процессе научной деятельности духовные ценности (поисковые и фундаментальные исследования).

Сциентизм (сайентизм) – это такой подход к науке, который подтверждает, что наука – кричащая ценность, всегда необходим научный подход для решения всех проблем в жизни людей, только дальнейшее развитие науки может спасти человечество.

Антисциентизм - такой подход к науке, который утверждает, что наука – антигуманна, необходимо ограничить ее развитие и воздействие на общество.

Эпос науки – комплекс норм и ценностей, которые воспроизводятся от поколения к поколению и обязательны для человека науки.

Нормы науки (сформулированы норвежским философом Скирбик):

1. ищи истину;

2. избегай бессмыслицу;

3. выражайся ясно;

4.старайся проверять свои гипотезы более основательно.

Ценностью в науке является истина.

Тенденции развития науки.

1. Дальнейшее развитие информационной науки;

2. Использование нано-технологий;

3. Прогресс в создании новых материалов;

4. Создание новых технологий и средств для лечения болезней и увеличения срока жизни;

5. Дальнейшее исследование максимально рационального использования природных ресурсов;

6. Решение глобальных проблем с помощью науки;

7. Разработка и внедрение более совершенных методов управления и организации экономики и социальной сферы;

8. Дальнейшее усиление взаимодействия наук;

9. Изменения в системе подготовки научных кадров;

10. Усиление популяризации науки.

 

История о науке и ученых за 2в – 1873 года.

К 40-м – начало эмпирической деятельности, объединение ученых и инженеров, схема организации научных подразделений.

60-е – оформление в самостоятельную отрасль исследования.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.69 (0.043 с.)