Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аналитические и нормативные исследования.
Аналитические – раскрывают закономерности функционирования и развития науки как сложной системы (внутренний закономерности развития науки), структура научного знания, типология связей науки с другими социальными институтами. Нормативные – базируются на аналитических, представляют собой разработку теоретических основ научной политики государственного регулирования науки (выработка рекомендаций по новым эн-сти научной деятельности, критериев ее оценки, определение наиболее перспективных оформлений, для долговременного планирования науки). Наука как способ познания мира. Наука – специфическая деятельность людей, которая имеет цель – конечный продукт, методы и средства для его получения; направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет; представляет собой деятельность субъектов, вступающих в определенные социальные отношения и образующие разные формы социальных институтов. Включает в себя деятельность по получению нового знания и результат этой деятельности – сумму знаний, лежащий в основе научной картины мира. Цели научной деятельности: · Описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составление предмета ее изучения на основе открываемых ею законов. Главная цель – получение знаний о действительности. Научное знание – достоверные логически непротиворечащие знания о законах природы, общества и мышления. Характерные черты научного знания: · Систематизированные знания: 1. Стремление к полноте; 2. Ясное представление обоснования систем и их непротиворечивости. · Выводимость (дают возможность предсказать факты и явления ранее неизвестные на основе созданных законов и теорий); · Воспроизводимость (всякий научный результат предполагает возможность его многократного воспроизведения, как автором, так и иными лицами при наличии условий, которыми он был получен); · Доступность для обощений и предсказаний (система научного знания организована так, что бы было расширение этого знания за пределы той области, в которой оно было получено) Предсказание – выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено. Обобщение – распространение данного результата на все явления, соответствующей предметной области.
· Фиксируется в языке наук; · Имеет практическую ценность; · Критичность (всякое научное утверждение время от времени пересматривается).
16.02.2012 (лекция) продолжение. · Проблемность (с решением научной проблемы общее количество научных проблем не уменьшается, а возрастает); · Наука исследует сущность явления; · Относительная адекватность отражаемого объекта. Виды научного знания – факты, закономерности, теории, научные картины мира. Средства науки: (то, чем мы пользуемся) 1. Язык науки 2. Приборы 3. Эталоны 4. Единицы измерения 5. Различного рода устройства, вычислительные средства и прочее. Первым языком науки была латынь. Естественный язык – исторически сложившийся в данном обществе язык, на котором говорят, пишут и общаются все люди данной национальности. Пригоден во всех видах общественной деятельности и чувствителен к социальным изменениям. Язык науки – система понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания, для получения, обработки, хранения и применения знаний. Отличается точностью и однозначностью понятий.
Функции языка: 1. Коммуникативная (позволяет людям общаться между собой) 2. Мыслеоформляющая необходима для формирования знаний, реализации результатов мышления. Объект и предмет науки. Объект науки – то, на что направлено исследование. Предмет науки – определенная сторона объекта, выделенная для исследования. Один и тот же объект может быть предметом различных наук, а вот предметы разных наук всегда отличаются друг от друга. Субъект науки – ученые. История науки. 1. Модели исторической конструкции науки: - 19 – н.20 в – Наука – это коммуникативный поступательный процесс; - сер.20в. – история развития науки через научные революции; - сейчас – Кейстадис (одновременное существование нескольких теорий и парадигм). 2. Дата и место рождения науки: - Если наука как формы общественного сознания, то наука возникла в Древней Греции; - Если наука как обобщенное знание и любая деятельность по производству этих знаний, то наука появилась в начале становления человеческой культуры;
- Если наука как социальный институт, то наука возникла в Новое время; -Если наука как система подготовки научных кадров, то наука возникла в середине 19 в.; - Наука – производственная сила, то появилась во 2 пол. 20 в. 3. Предварительные условия для возникновения науки: - критика разрушения экологических систем; - Достаточно высокий уровень развития производства (разделение умственного и физического труда); - Богатая культурная традиция. 4. Факторы развития науки: - Взаимодействие и взаимосвязь наук в форме дифференциации и интеграции; - Социально – экономические условия; - Личность.
Наука и практика.
1.03.12 Закономерности развития науки: 1. Положение об ускоренном развитии науки (Ф.Энгельс 1844). 2. Развитию науки свойственен кумулятивный характер, т.е. накопительный. Научные революции - это разрешение многогранного противоречия между старым и новым знанием в науке на определенном этапе ее развития, которое сопровождается кардинальными изменениями в содержании основания науки. Бывают: 1. Глобальные – революционный переворот в основании всей науки; 2. Комплексная – радикальные изменения в ряде научных областей. 3. Частная научная революция – кардинальный переход к новому пониманию предметов области, на основании создания новых фундаментальных теорем. 4. Научно-техническая революция. Качественное преобразование производительных сил, условия и характер содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во вс сферы человеческой деятельности. Глобальные революции и научные картины мира. · Первая революция завершилась в 16-17 вв. Как соц.институт. Соответствует механистическая картина мира. · Вторая – происходит в практике как теория относительности и квантовой теории. Научная картина мира – вероятностная. · Третья НТП - сроки к.20 – нач. наше время. Синергетика. В науке утверждаются системы организации и развития. Эволюционно – синергетическая картина мира. Научная картина мира – фундаментальное понятие философии науки. Представляет собой синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Характеристики научной картины мира: - эволюционность – соответствует эволюционному характеру научного знания (каммулятивного, динамичного); - парадигмальность научной картины мира – совокупность научных воззрений, которые свойственны той или иной научной эпохе;
- интегративность – научные картины мира – центр собирания, согласования данных отдельных наук с целью создания целостного образа мира. Периодизация науки: Периодизация по методам построения знаний: 1. Преднаука (зарождающаяся наука). 2. Стадия науки. Формируется новый тип знания – теория. Периодизация – по соотношению объекта и субъектов. 1. Классическая наука (17-19 вв). Господствует объективный стиль мышления, познаем предмет сам по себе, не расстраивая историю его изучения. Условия объективны истинного описания явлений мир – осмысление связей между объектами и деятльностью субьъекта. 2. Постклассическая наука (2я половина 20 – начало 21 века). Учитываем характер получаемых знаний об объекте, особенности средств и операций деятельности субъекта, а также постоянную включенность субъекта в процесс получения знания. Парадигма – синергетика. При смене данных этапов работает закон субординации, т.е. между этапами существует преемственность (каждое из предыдущих этапов входит в последующее). Периодизация науки с точки зрения анализа и синтеза. 1. Аналитическая (Особенности: непрерывная дифференциация науки, преобладание эмпирических знаний над теоретическими, акцент на самих объектах, а не на их изменениях и развитиях); 2. Синтетическая (интегративная). Соответствует постклассическому естествознанию. Ее особенности – возникновение междисциплинарных научных направлений (биофизика, биохимия, психофизика и т.д.), идет построение целостной науки о природе и о всей действительности в целом. 3 типа исследования. 1. Фундаментальные (направлены на получение нового знания о явлениях и законах действительности, не преследует никаких практических задач, истина ради нее самой. Они делятся на свободные и целенаправленные. Свободные носят индивидуальный характер, ученый работает в условиях свободного поиска и любая идея может изменить ход поиска. Целенаправленные – направление поиска твердо определено, часто носит коллективный характер. Возможно планирование затрат технических и материальных средств). 2. Прикладные (нацелены на получение нужного решения практических задач, знания). 3. Исследовательские проектно-конструкторские разработки (цель – выполнение конкретного технического задания). Наука и производство. Рисунок. Диалектика – развитие науки.
1. Роль количественных и качественных изменений в развитии науки. В науке переход количественных характеристик в качественные происходит при накоплении новых фактов, происходит открытие (открытие в науке = скачку). Переход количественных изменений в качественные раскрывают механизм работы науки 2. Закон отрицания – на каждом новом этапе происходит отрицание предыдущего. Этот закон показывает, как происходит развитие науки 15.03.12 Абсолютное знание – полное исчерпывающее воспроизведение представлений об объекте, абсолютное совпадение в образе события. Познание бывает чувственное и рациональное. Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Сюда относятся ощущения (отражение мозгом объектов и явлений, которые окружают человека), восприятие (то же, что и ощущения, но речь идет о тех ощущениях, которые мы ощущаем в данный момент), представление (вторичный образ объектов и явлений). Рациональное познание дополняет чувственное познание. Основная форма абстрактное мышление. Способствует осознанию сущности процессов и выявлению закономерности событий. Мышление – обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерностей, связей между объектами и явлениями.
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.019 с.) |